Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование индивидуальной образовательной траектории как основа подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена

15.04.2015 2696 4988
Избасарова Айман Кадыровна, заместитель директора по ЭИР

Ковальчук Людмила Петровна, заместитель директора по УМР

Сургутский политехнический колледж

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, личностный потенциал, индивидуализация обучения.

Современное реформирование профессионального образования в РФ[1] предполагает изменение содержательных установок и формальных принципов подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, подразумевающих взаимосвязь ряда важнейших компонентов:

  • формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций;
  • обеспечение модульно-компетентностного подхода в реализации основных профессиональных образовательных программ, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
  • индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
  • привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
  • увеличение гибкости образовательных программ, возможности получения первичных профессиональных навыков в нескольких родственных областях деятельности;
  • расширение сферы дополнительного профессионального образования и создание условий для обучения населения в течение всей жизни.

Результатом освоения основных профессиональных образовательных программ СПО[2] является не только квалификация рабочего, служащего или специалиста среднего звена, но и более высокий уровень развития профессионально-важных качеств, интеллектуальных и творческих способностей личности. Как один из факторов, способствующих достижению заданных результатов, является расширение ответственности и самостоятельности обучаемых за собственный процесс обучения и его результаты, переход на самоуправляемое обучение, позволяющее, в дальнейшем, обучаться в течение всей жизни. Отсюда распространенная в европейских странах идея индивидуальной образовательной траектории, которая на более низких уровнях транспонируется еще в идею возможности признания неформального обучения.

Основополагающей идеей для формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена является возможность предоставления выбора условий, процессов, программ, форм и методов на каждом этапе обучения, обеспечивающих организацию целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на качественную подготовку рабочих и специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Реализация ФГОС третьего поколения позволяет осуществлять индивидуализацию обучения в следующих вариантах: а) от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью независимого обучения; б) различные варианты содержания образования (в части внеучебной деятельности студентов: самостоятельная внеаудиторная работа, занятия в кружках, секциях), индивидуальные темпы продвижения в его усвоении, различия в требуемом уровне знаний; в) использование индивидуализированного обучения на всех предметах, на части предметов, в отдельных частях учебного материала и для отдельных обучающихся.

Результаты социолого-педагогического исследования[3], направленного на выявление профессиональных приоритетов школьников, и сравнение этих данных с потребностями современного рынка труда, наглядно показывают существующее противоречие между потребностями рационального распределения трудовых ресурсов и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. У подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. По результатам исследования только 27% учащихся общеобразовательных учреждений, выбирая профессию, интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда, и ориентировались на этот критерий.

Выпускники 11-х классов отдают предпочтение получению высшего профессионального образования. 78-80% выпускников 11-х классов выбирают учебу в высшем учебном заведении, наряду с тем, что на рынке труда существует спрос, в основном, на профессии, получаемые в учреждениях среднего профессионального образования.

Остаются популярными специальности экономического и управленческого профиля. Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, строительство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание. В структуре спроса максимальный дефицит в трудовых ресурсах традиционно проявляется в отношении рабочих для приоритетных отраслей экономики автономного округа – свыше 14 тысяч человек ежегодно. В производственной сфере максимальная потребность по уровню среднего профессионального образования наблюдается в отраслях: строительство, транспорт и связь, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В результате около 30% студентов профессиональных организаций после «погружения в профессию» признаются в ошибочности выбранной профессии или неспособности осваивать те или иные профессиональные образовательные программы.

Актуальность данной проблемы дополняется отсутствием эффективной профориентационной системы в образовательных организациях[4], как следствие, неосознанный выбор своей будущей профессии выпускниками школ, увеличение количества выпускников профессиональных образовательных организаций, не желающих работать по полученной профессии, увеличение затрат на переобучение и переподготовку молодежи.

В результате работы экспериментальной площадки (Свидетельство о присвоении статуса Экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» № 488 от 29 декабря 2014 г.) в Сургутском политехническом колледже была определена стратегия формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. При этом индивидуальная образовательная траектория (ИОР) в исследовании рассматривается как индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого студента в профессиональном образовании (А.В.Хуторский). Под личностным потенциалом студента понимается совокупность его деятельностных, познавательных, профессиональных, творческих и иных способностей. В ходе экспериментальной деятельности определены основные позиции при формировании ИОР:

  • осознанный выбор профессии/специальности с учетом индивидуальных способностей и интересов: прием абитуриентов осуществлять по профилям, который формируется на основе укрупненных групп профессий/специальностей[5];
  • обоснованный выбор студентом условий, процессов, программ, форм и методов обучения, согласованных с профессиональной организацией;
  • создание студентом и предъявления в ходе определенных этапов обучения реального продукта как результата своей деятельности, способствующего повышению учебно-профессиональной мотивации;
  • развитие личностных познавательных, профессионально-ориентированных и творческих качеств.

Рис.1 Основные этапы формирования индивидуальной образовательной траектории в Сургутском политехническом колледже

Индивидуальная образовательная траектория в Сургутском политехническом колледже предполагает реализацию следующих принципов:

  • принцип личностного целеполагания: образование с учетом личных профессиональных целей;
  • принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: студент имеет право на осознанный и согласованный с образовательным учреждением выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, содержания профессионального образования, системы контроля и оценки результатов;
  • принцип продуктивности обучения: главным ориентиром является создание личностно-значимых и общественно-значимых продуктов как результатов деятельности студента;
  • принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих профессиональное самоопределение и принятие самостоятельных решений, профессиональное учреждение сопровождает студента в образовательном движении;
  • принцип обучения с элементами самоуправления: обучение построено таким образом, что обучаемый несет ответственность за свое обучение, самостоятельно полностью или частично выстраивает собственную образовательную траекторию для желаемого карьерного роста, для личностного и профессионального развития.

В связи с этим индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Успешность карьерного продвижения молодежи во многом определяется умением соотнести индивидуальные ресурсы (знания, умение решать соответствующие задачи, внимание, личностные качества и др.) с требованиями конкретной профессионализации. Эффективно выстроенная профессиональная траектория позволит расширить возможности построения вариантов развития успешной карьеры при осознанной социальной позиции и поведении, определяемой особенностями конкретной профессиональной деятельности, заложить основы для профессиональной и личностной мобильности выпускников колледжа.

Список литературы:

  1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
  2. Машкова Т.В. Выбор студентами колледжа индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного многоуровневого образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2006. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-vybor-studentami-kolledzha-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-v-sisteme-nepreryvnogo-mnogourovnevogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.12.13).
  3. Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: Монография. М.:ИНФА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. — 140 с. — (Научная мысль). – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: DOI 10/12737/408 (www.doi.org).

__________________________________________

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

[3] Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.02.2013 № 150

[4] Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.12.2013 № 150

[5] Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*