Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Творческая мастерская

29.11.2011 954 2762
Новопашина Татьяна Виктровна
Новопашина Татьяна Виктровна, преподаватель

Иркутский колледж экономики сервиса и туризма

Работа преподавателя – это весьма ответственная работа, требующая любви к детям, большой самоотдачи в труде, помноженные на профессиональное, методическое и педагогическое мастерство.


От преподавателя сегодня требуются не только специальные знания, креативность, но и высокая педагогическая культура, а также знание и применение новых педагогических технологий.


Важнейшая задача при формировании профессиональных интересов состоит в том, чтобы пробудить у студентов стремление к овладению теоретическими знаниями, производственными умениями, быть  активными и любознательными. Это достигается не только применением различных методов и приемов обучения, но и умелым показом изменений в содержании труда, значении специальных знаний и профессиональных умений. В процессе обучения большое значение имеет постановка перед студентами определенной перспективы.


Для закрепления устойчивого профессионального интереса у обучающихся необходимо добиваться непрерывного творческого применения знаний в практической деятельности. Для сознательного усвоения ими знаний, умений и навыков необходима повседневная связь теоретического и производственного обучения. Высшей формой сознательности студентов в овладении профессией является их творческая активность, которая проявляется при овладении теоретическим материалом, выполнении творческих заданий и работ как на уроках теоретического и производственного обучения, так и во внеурочное время на курсах дополнительного образования, конкурсах, кружках и т.д. Студенты отличаются обычно большой любознательностью, и именно мастерам производственного обучения и преподавателям необходимо развивать и поддерживать у них это качество. Ведь жажда знаний наиболее сильный и действенный мотив учения. Интерес к знаниям создается и методами обучения. Так, например, постановка в процессе обучения проблем, когда у студентов возникает потребность применения поиска, способствует развитию познавательной активности.


Сознательность и активность в процессе обучения предполагает развитие мышления и речи. Это достигается определёнными способами:

· постановкой проблемных вопросов, задач, заданий, которые студенты решают самостоятельно;

· составлением и решением производственных задач;

· анализом проблем, возникших у обучающихся на производственной практике.


Психологической наукой установлено, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в случае включения его в активную творческую деятельность. Активизировать учебный процесс, перевести студентов с позиции пассивного восприятия знаний на позицию активного их получения и применения достигается благодаря внесению в процесс обучения элементов игры и конкурсов.


Моя педагогическая деятельность направлена на создание условий для формирования саморазвивающейся и самореализующейся личности. Развить у студентов такие способности, как коммуникативность, креативность, толерантность, критичность мышления и адаптивность  в социуме - это задачи моей работы, которые можно реализовать, используя технологический подход в организации процесса обучения. «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» (В. М. Монахов) [1].


Такая совместная педагогическая деятельность требует соблюдения целого ряда принципов:

·  отношение учителя к ученику как к равному;

·  не сообщение знаний как неоспоримых истин, а «строительство» знания учеником, основанное на критическом подходе к изучаемой информации;

·  уважительное отношение к мнению других;

·  преобладание на уроках командных форм деятельности [2].


Руководство данными принципами позволяет создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, а урокпревратить в своеобразную «педагогическую мастерскую». В такой мастерскойучастники образовательного процесса, используя «диалогический способ восхождения к истине», получают возможность повысить уровень коммуникативной культуры.


Моделируя учебные занятия в режиме заявленной технологии, педагогу необходимо осуществлять диагностику уровня учебных возможностей обучающихся, совместно прогнозировать достижения. Знания и умения, полученные в «мастерской», позволяют моим студентам создавать неповторимые коллекции моделей одежды в различных стилевых решениях и отдельных или смешанных исторических эпох, принимать активное участие в колледжных, городских, областных и всероссийских конкурсах, осуществлять предметные исследования (см. приложение 1), выступать на научно-практических конференциях, поступать в высшие учебные заведения на технологические факультеты.


«Мастерская» - это событие педагога-мастера и обучающихся, форма сотрудничества, где они «мастерят» - конструируют, строят свои знания. Одним из главных достоинств «мастерской» является введение педагогом своих студентов в процесс познания, а не передача информации. Ярким результатом совместной деятельности являются авторские коллекции, созданные на лабораторно-практических работах, при выполнении дипломного проекта.

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет точных методик по созданию мастерских, каждый учитель вправе сам проектировать, создавать свои мастерские. Формы организациизанятий могут быть самыми разными: урок - бинарный, урок – семинар, урок – конкурс, урок – игра, и т.д. Основное место занимает проблемное обучение, позволяющее преодолевать формализм в обучении, т. е. механическое заучивание учебного материала без достаточного понимания и умения применять его на практике. Уроки с постановкой проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций помогают сконцентрировать внимание студентов, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, развить чувство ответственности, дух сотворчества.


Для того чтобы достичь должного результата при формировании таких качеств как профессионализм, конкурентоспособность, творчество, высокая ответственность за результаты труда, не только профессиональной, но и социальной мобильности и индивидуальности у студентов, я помогаю им освоить изготовление художественных изделий из кожи, найти им применение  при оформлении одежды как верхней, так и легкого платья. Так, например, родилась коллекция «Восточная стихия», в которой сочетаются не сочетаемые материалы шифон и кожа. Подобных примеров можно привести еще много.


Для того чтобы добиться успехов в работе, предлагаю анализировать свои уроки по следующими критериями:

Оценка деятельности педагога:

  1.  Постановка цели и задач урока.
  2. Выбор метода проведения урока.
  3. Наличие наглядных пособий.
  4. Использование новейших технологий.
  5. Индивидуальная работа (если предусмотрена).
  6. Доступность излагаемого учебного материала.
  7. Активизация творчества и учебного процесса в целом.
  8. Взаимосвязь с производственным обучением и другими предметами.
  9. Использование государственных стандартов.
  10. Достижение поставленной цели урока.

Оценка деятельности студентов:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Умение решать проблемные вопросы, задачи и задания.
  3. Освоение учебного материала (ЗУН).
  4. Результат.

Применяю технологию «педагогической мастерской» как в виде отдельных элементов, так и в классическом формате для организации самостоятельной работы, обобщения и систематизации материала. Обязательно использую аудиовизуальные средства и мультимедийную технику. В последнее время появилась возможность работать по электронным учебникам на уроках конструирования и моделирования одежды, а так же технологии одежды. Наличие в кабинете компьютера и мультимедийной  лаборатории способствует этому.


Технология педагогической мастерской позволяет влиять на эффективность педагогической деятельности, что подтверждается результатами  мониторинга.


Список литературы:

  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. Учебн. Заведений, слушателей ИПК – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004 – 288 с.
  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. Учебн. Заведен., слушателей ИПК. Изд-е, доп. и переработ. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003 – 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


(Из предметного исследования по теме «Костюм как зеркало эпох»
студентки 3 курса Хахаевой Ю.) Научный руководитель: Новопашина Т.В.


Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом, с другой – это произведения декоративно-прикладного искусства. Изучая развитие и изменение основных форм костюма, его конструктивное, декоративное решение, использование материалов, цветовых сочетаний,  мы знакомимся с природными, социально-экономическими условиями эпохи или страны, присущим ей эстетическим идеалом красоты человека. Несмотря на то, что многие специалисты, в том числе Н.М. Каминская, В.В. Ермилова, В.И. Сидоренко, В.А. Володин, и другие занимаются исследованиями по истории костюма, до сих пор остается пробел в области развития женского костюма послевоенной эпохи и влияния на него русской народной живописи. Изучив, историю художественного оформления и моделирования одежды, специальную литературу и исторические материалы  послевоенного времени, черпая из русской народной живописи цвет и орнаментацию росписи, мы  решили создать современную коллекцию моделей женских костюмов с декоративной отделкой в виде аппликаций, с использованием красок и орнаментации хохломской росписи. Мы поставили перед собой задачи: изучить искусство хохломской росписи; изучить женский костюм военного и послевоенного периода Европы и СССР; разработать эскизы моделей; определить и обосновать подбор материалов; разработать лекала; изготовить модели; создать условия для творческой работы.

Объектом исследования выступает влияние общества и времени на развитие костюма с общей стилевой направленностью. Предметом исследования является создание новой коллекции. Мы считали, что если в современный костюм внести элементы женского исторического костюма послевоенной эпохи, дополнить его декоративной отделкой, черпая из русской народной живописи, то мы сможем получить совершенно новое направление в моде, которое будет отражаться в созданной коллекции моделей нарядной одежды.


В работе использовались различные методы исследования: подбирались и изучались историческая литература, картины и фотографии послевоенного периода, коллекции известных модельеров. Анализировались варианты классификации костюмов в зависимости от силуэта и пропорций. Проводились консультации у разных специалиста в области рисунка, живописи и создания костюмов. Выполнялись расчеты и построения конструкций основы костюма, моделирования, как конструктивным способом, так и методом наколки некоторых деталей костюма. Использовался метод эксперимента – создание новой коллекции. Результатом нашего исследования явилась коллекция моделей «Ретромания», в некоторой степени, театрализованная, с избыточностью декора, но в, то, же время не перегруженная. В данной коллекции воплощены непреходящие ценности, такие как, женственность, романтизм, роскошь, которая отражается в красках и орнаментации хохломской росписи, исполненной в виде аппликации, что ранее нигде не встречалось. Данную коллекцию можно использовать как для изучения исторических элементов костюма послевоенной эпохи, изучения русской народной живописи, технологии изготовления, техники декорирования, так и использовать отдельные модели для концертных выступлений и торжественных случаев. Для изготовления  коллекции было израсходовано основной ткани: вельвета – 6,0 м; тафты  - 2,0 м; стрейч-атлас – 1,5 м. Стоимость коллекции, в конечном счете, составила 35 тысяч рублей. Исходя из выше изложенного, хочется отметить, что новые образы действительно погружают нас в послевоенный исторический период, а роскошный декор с использованием элементов хохломской росписи гармонирует и способствует созданию целостной композиции, что придаёт моделям современное звучание и неповторимость.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*