Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние экономического кризиса в Российской Федерации на студентов Амурской области

13.04.2015 1905 3411
Гаврилова Ирина Игоревна
Гаврилова Ирина Игоревна, преподаватель

Руденко Светлана Андреевна
Руденко Светлана Андреевна, студент

Руденко Анастасия Андреевна
Руденко Анастасия Андреевна, студент

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

В современных экономических и политических условиях, сложившихся в мировом сообществе, когда после присоединения Крыма к Российской Федерации ряд зарубежных государств применили санкции в отношении России, экономика нашей страны оказалась в кризисном состоянии.

Начиная с 90-х годов ХХ века, Россия начала проводить политику открытости экономики и экспорториентирования. Однако на экспорт поставлялись, в основном, ресурсы, сырье, а не готовая продукция, что изначально невыгодно для экономики любого государства. Сложилась так называемая «нефтезависимая» экономика. В 2010 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию, еще больше увеличив открытость при не вполне выгодных для хозяйствующих субъектов обстоятельствах вступления. Поэтому Президент РФ и Правительство РФ на протяжении последних нескольких лет сумели сформировать определенные резервные фонды, своеобразную «подушку безопасности» на случай кризисных явлений, сократить внешний государственный долг и увеличить золотовалютные резервы.

Наиболее незащищенными слоями населения являются молодежь и пенсионеры. Следовательно, проблема более тщательного, детального изучения влияния кризиса в российской экономике на студенческую молодежь становится весьма актуальной в настоящее время.

Актуальность темы позволила сформулировать цель исследования - определить влияние экономического кризиса на студентов Амурской области.

Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:

  1. Раскрыть теоретические аспекты кризисных явлений в экономике РФ.
  2. Оценить развитие кризиса в экономике РФ.
  3. Проанализировать, влияет ли кризис на студентов Амурской области.
  4. Предложить студентам варианты преодоления влияния кризиса.

Объект исследования – студенты средних профессиональных образовательных и высших учебных заведений.

Предмет исследования – совокупность отношений, возникающих в процессе ежедневной жизнедеятельности студентов в условиях кризиса в РФ.

Гипотеза - влияние кризиса на студентов Амурской области сильное и крайне негативное.

Понятие кризис имеет много уровней и трактовок. Выражение "кризис" происходит от греческого слова "crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации". Также может означать "выход, решение конфликта (к пр. военного)". Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о "crisis" тогда, когда болезнь усиливает интенсивность или переходит в другую болезнь, или вообще заканчивается смертью. Лаконичная формулировка дана Козеллеком: кризис - это "едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь" .[6]

Экономический кризис – это глубокое нарушение нормальной экономической деятельности, которое сопровождается разрушением привычных экономических связей, снижением деловой активности, невозможностью погашения долгов и накоплением долговых обязательств.[5]

Экономический кризис неизбежно приводит к падению производства, повышению уровня безработицы, снижению уровня жизни населения, и сопровождается колебанием курса национальной валюты, изменением цен на товары.

В научной литературе выделяют множество видов кризисов. Рассмотрим основные классификации кризисов.

По причинам возникновения:

  1. Стратегический кризис - затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора. [12]
  2. Кризис «успеха» - возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.
  3. Кризис неплатежеспособности - внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.[1]

По длительности:

  1. Долгосрочный - для стратегического кризиса.
  2. Среднесрочный - для кризиса «успеха».
  3. Краткосрочный - для кризиса неплатежеспособности.

По стадиям:

  1. Обратимые кризисы - когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.
  2. Необратимые кризисы - когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

По масштабу:

  1. Международные – охватывают несколько стран.
  2. Национальные - охватывают территорию всей страны.
  3. Региональные - охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.
  4. Местные - охватывают территорию отдельного предприятия;

По глубине:

  1. Локальные - затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.
  2. Системные - затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

По периодичности:

  1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.
  2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера.

Кризисы могут протекать явно и легко обнаруживаться, а могут быть малозаметными и идти в скрытой форме. Наиболее опасны кризисы, затрагивающие систему в целом. В такой ситуации образуется вереница сложных проблем, решение которых зависит от своевременности их выявления и профессионализма в управлении организацией, муниципальным образованием, государством. [11]

Причины кризиса могут быть: объективными - связанные с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и субъективными отражающие ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.

Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И после кризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными. [9]

Последствия кризиса представляют собой возможные состояния системы, ситуации и проблемы, для которых характерны: резкое изменение или последовательная трансформация, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных факторов, выбором методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис.[10]

Для оценки влияния кризиса на один из более уязвимых слоев населения – студентов, мы решили воспользоваться социологическими методами исследования, в частности анкетированием.

Анкетирование как метод исследования (психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать четко намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Все становится возможным четкой структуре и регламенту любого анкетирования – системе «вопрос-ответ». [14]

Основные преимущества данного метода – возможность получения информации от большого количества респондентов - анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня массовости исследовании. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личности респондента. Однако стоит уточнить, что все это не относится к анкетированию при приеме на работу, где действуют несколько иные правила. [13]

Анкетирование как метод исследования позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ. Вопросы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкретное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов специалисты и делают соответствующие выводы по интересующей их проблеме. Мы использовали анкетирование как метод социологического исследования для анализа влияния кризиса.

Нами была разработана анкета, содержащая 14 вопросов. (Бланк анкеты в приложении А). Важна анонимность опроса, что позволило во многом добиться искренности ответов, а, следовательно – объективности результатов исследования. Бланк анкеты включал десять тематических вопросов и четыре вопроса социального блока вопросы. Далее целесообразно проанализировать полученные результаты исследования. Мы сделали это частично с помощью программы «Система ДА», которая позволяет анализировать ряд вопросов в их взаимосвязи.

ДА-система - это универсальный, простой и вместе с тем мощный инструмент обработки и анализа данных. В нем используется технология, отличающаяся единством всех звеньев и процедур, позволяющая с единых позиций вести анализ качественных и количественных данных (по отдельности и совместно). Это особенно ценно при решении задач в таких областях, как медицина, социология, биология, маркетинг, а также в любых гуманитарных и междисциплинарных исследованиях. [5]

Сроки проведения – с 10.02.2015-17.02.2015

 Объем выборки - 200 человек.

Проанализируем пол, возраст опрошенных. Первоначально предполагалось, что соотношение мужчин и женщин будет 50 на 50, т.е. равным, однако в ходе анкетирования вышло, что женщин 56%, а мужчин 44%, это связано с тем, что опрос в основном проводился среди студентов гуманитарных отделений. Возрастная группа, доминирующая среди респондентов – 18-22 года.

Опрос проводился среди студентов 1-5 курсов как средних профессиональных, так и высших учебных заведений, а именно ГПОАУ АКСЖКХ 35% (70 чел.), ФГБОУ ВПО ДАЛЬГАУ 10% (20чел.), ФГБОУ ВПО АМГУ 10% (20чел.), ГПОАУ АКСТ 20% (40чел.), ФГБОУ ВПО БГПУ 12% (24 чел.) 

В анкетировании приняли участие студенты разных возрастов, большинство из них составили лица в возрасте от 18-22 лет. 77% (154 человек), 15% (30 человек) несовершеннолетние, по 4% (8 человек) студенты в возрасте 23-25, 26-35.

Ответы на первый вопрос, «Ощущаете ли Вы влияние кризиса в экономике РФ на собственном бюджете», распределились следующим образом: 70% респондентов ответили ДА, 30 оставшихся НЕТ.

Второй вопрос звучал следующим образом «Что по вашему мнению, является основным проявлением кризиса в РФ» самый популярный ответ «рост цен на товары и услуги», его выбрали 60%, второе места занял ответ «противостояние между РФ и США, ЕС» 38%, на третьем месте «высокий курс иностранных валют» 31%.

Большинство студентов на вопрос «Как на Вас сказался кризис?» ответили «сократилось потребление мяса, овощей и фруктов» их число составило 49% (или 98 человек), на втором месте располагается ответ «стали меньше посещать кинотеатры, театры, концерты и т.п.» 48 человек или 24%. Менее популярный ответ был «сократили потребление алкоголя (в том числе пива) и табака» 4%.

По результатам опроса видно, что в связи с кризисом расходы у студентов (вопрос №4) увеличились от 1000-3000 25%. И лишь у 8 % на сумму превышающую 5000 руб., возможно рост расходов был бы выше, если бы у студентов были бы выше доходы.

 Основным источником доходов многих студентов это родители, как показал опрос их количество 156 человек (78%), 84 респондентов получают стипендию, и лишь 24% имеют свой доход от заработную плату. Возможно именно с этим связано то что, почти у половина опрошенных 47% ежемесячный доход до 5000 руб., и лишь у 22% (44 чел.) доход от 10000-15000.

Анализируя изложенное во второй главе, можно сделать следующий вывод о том, что опрошенные 200 студентов отметили негативное влияние кризиса.

В результате проведенного анкетного опроса было выявлено следующее:

  1. На большинство студентов кризис влияет негативно (93% или 186 чел. опрошенных).
  2. Влияние кризиса сказалось в основном на сокращении потребление мяса, овощей, фруктов (49% или 98 человек).
  3. Борьба с кризисом у многих (67%) проводится чисто психологическими методами и заключается в чтении позитивных книг, просмотре фильмов и общении с друзьями. 53% студентов преодолевают кризис экономическими способами: 20% из них устроились на работу (40 чел.), 15% стали планировать бюджет и 18% используют ранее накопленные.

Многие не знают, как справиться с ситуацией, как экономить и организовать расходы правильно.

Гипотеза полностью подтвердилась.

Предложения по решению:                           

  1. Сагитировать студентов планировать бюджет и научить их этому.
  2. Установить бесплатные программы на телефон по планированию бюджета, такие как «Семейный бюджет», «ViZi бюджет», или планировать бюджет с помощью программы Excel.
  3. Провести беседы, встречи на тему «Планирование бюджета - это правильно».
  4. Найти подработку, не мешающую учебе (например, промоутер, наборщик текста и т.п.): обратиться в центр занятости (телефон 233-151) или с помощью сайта avito.ru в разделе «вакансии», газет «Работа», или «2х2».
  5. Создать студенческий  экономико-управленческий клуб.

Литература:

  1. Анисимов А. «Статистика кризиса и его механизм в России» // Проблемы теории и практики управления, 2011, №6, с.106-112.
  2. Балдоржиев Д.Д. Экономическая теория: и Учеб, пособие/ Д.Д. Балдоржиев-Смоленск,2012.
  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV--XVIII вв. Т. 3. Время мира. М.: Прогресс, 2010. - 702 с.
  4. Виссарионов А. «Уроки кризиса» // Экономист, 2012, №2, с.15-22.
  5. Владимиров Б. «Будет ли найден путь из кризиса?» // Бизнес и банки, 2013, №38,39.
  6. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2011. - №5. - . С. 11-21.
  7. Давыдов В.М., Боровиков А.В., Теперман В.А.. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО, 1999. - №7. - С. 124-143.
  8. Делягин М. Накануне//Эксперт, 2011. - №38 (250)
  9. Мамедова О.Ю. Современная экономика: Учебное пособие, 2011
  10. www.rsl.ru–официальный сайт Российской государственной библиотеки.
  11. www.rsuh.ru– официальный сайт научной библиотеки Российского государственного гуманитарного университета.
  12. www.gks.ru - « Федеральная служба государственной статистики»
  13. http://constitution.garant.ru − Конституция Российской Федерации: статьи, комментарии, история.
  14. http://www.openet.edu.ru− Российский портал открытого образования.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*