Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВнедрение в систему российского профессионального образования новых образовательных стандартов предполагает иной подход и к его содержанию. Конечной целью всей системы преобразований является обеспечение выпускников необходимым в современных условиях уровнем готовности к самостоятельной активной и продуктивной жизнедеятельности. Основой обновления выступает компетентностный подход в подготовке специалиста.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты в Забайкальском техникуме искусств было проведено анкетирование среди студентов с целью выявления того, каким представляется молодому поколению имидж современного педагога в студенческой среде. Анкета включала 3 группы качеств педагога: профессиональные, личностные и нравственные. К профессиональным качествам были отнесены: знание педагогом своего предмета, умение доступно и интересно излагать материал, требовательность; к личностным - доброта, порядочность, чувство юмора, эмоциональность; к нравственным - педагогический такт, создание комфортного микроклимата в группе, обязательность, интерес к личности студента. В отдельную категорию были выделены организаторские способности и внешний вид педагога.
Результаты анкетирования показали, что на одном уровне по значимости находятся такие категории как профессионализм педагога и его личностное отношение к студенту. Большое внимание респонденты уделяют наличию личностных качеств у педагога: пониманию, отзывчивости, педантичности, уважению к личности студента, вере в студента, коммуникабельности, умению заинтересовать собой, умению объективно оценивать.
Так
в чем же должен заключаться современный подход педагога в подготовке специалиста?
Исследовав этимологию слов «компетентный» (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области;
имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо,
судить о чем-либо) и «подход» (в
словарном толковании В.И. Даля – «идти
под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то, определяется некоей идеей,
концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной-двух
категориях), мы пришли к выводу о том, что компетентностный
подход - это новая образовательная
парадигма, представляющая собой
динамическую систему знаний, умений, навыков, способностей, ценностей,
необходимых для эффективной профессиональной
деятельности и личностного развития как студентов техникума, так и преподавателей.
В системе образования происходит
смещение принципа адаптивности выпускников на принцип их
компетентности в своем виде профессиональной деятельности.
В этой ситуации изменяется подход и к условиям преподавания. Вполне очевидно, что высокий профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его компетентности. Компетентность педагога − новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальной учебной траектории. В новых условиях преподавания педагог и студент выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества. Преподаватель, выступая в роли менеджера, организовывает индивидуальную образовательную парадигму студента. Процессуальный подход, занимавший ведущее место в традиционной педагогике, трансформируется в ориентирование на конечный результат по принципу: студент – «не как сосуд, а как факел, который надо зажечь, чтобы он вел себя по жизни». При этом продолжает оставаться актуальной фраза В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. URL: http// www/mruo.ru/ downloard/001 (дата обращения 19.02.10).
3. Концепция образования в сфере культуры и искусства на период до 2015 года. – М., 2009.
4. Среднее профессионально образование. Сборник нормативных правовых документов / Сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, А.Л. Коломенская и др. Под ред. П.Ф. Анисимова. – М.: Институт проблем развития СПО Минобразования России, 2004.
5. ФГОС СПО – 03 отрасли искусства. – М., 2010.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.