Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные педагогические технологии в преподавании

10.04.2015 1712 3084
Михайлова Галина Дмитриевна
Михайлова Галина Дмитриевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

В соответствии с новыми экономическими условиями профессиональная подготовка средних медицинских работников должна обеспечивать необходимый уровень профессиональных компетенций у будущего специалиста, способного к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, владеющего смежными медицинскими специальностями.

Для подготовки профессионально мобильных компетентных специалистов активно используется современные педагогические технологии. Их применение в обучении позволяет развивать профессиональные и общекультурные компетенции, стимулировать познавательную активность студента, добиваться высокой степени самостоятельности. Чтобы будущий специалист был конкурентоспособным и умел действовать в различных профессиональных ситуациях, современные педагогические технологии должны обеспечивать не только результативное обучение и реализацию целей по формированию конкретных компетенций, но и создавать атмосферу погружения в профессию.

Преподаватели колледжа сегодня применяют различные педагогические технологии. Наиболее часто используются следующие технологии: обучение в сотрудничестве, симуляционная технология, информационные технологии, технологии погружения в практическую деятельность.

Обучение в сотрудничестве применяется с целью обучения студента работать в команде и всегда быть готовым прийти друг другу на помощь.

Учебная группа разбивается на малые по 2-3 человека. Принципы работы в группе: индивидуальная ответственность каждого студента за решение задания данного группе, где каждый студент имеет равные возможности в достижении успеха.

В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и вырабатывается общее решение. В ходе совместной работы достигается усвоение всего материала.

Преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов. В ходе работы осуществляет наблюдение за активностью студентов и контролирует успешность выполнения задания.

В заключении вырабатывается один вариант решения, подводятся итоги, объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.

Симуляционная технология сегодня является ведущей в создании условий для развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту.

Симуляция (видимость, притворство) в медицинском образовании – это технология обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные модели.

Симуляционная технология позволяет отработать сестринские вмешательства в условиях приближённых к настоящим, путём многократного повторения и разбора ошибок.

Одновременно совершенствуются умения работать с оборудованием и работа в команде.

По уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий.

Визуальный – классические учебные пособия

  • электронные учебники
  • обучающие компьютерные игры

Тактильный – тренажёры для отработки практических навыков

  • реалистические фантомы органов
  • манекены сердечно-лёгочной реанимации

Реактивный – манекены низшего класса реалистичности

Автоматизированный – манекены среднего класса реалистичности

  • видеооборудование

Аппаратный – симулятор среднего класса в палате, оснащённой медицинской мебелью и аппаратурой;

  • тренажёр, укомплектованный реальным медицинским оборудованием.

Интерактивный – роботы – симуляторы пациента высшего класса реалистичности и виртуальные стимуляторы с обратной тактильной связью.

Интегрированный – комплексные интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы.

В симуляционном центре колледжа для преподавателей основ сестринского дела создана  модель мини-отделения в  составе 4 кабинетов:

  • кабинет приёма больных
  • процедурный кабинет
  • кабинет сестринских технологий
  • палата сестринского ухода.

Из перечисленных технологий преподавателями широко используются следующие уровни симуляционной технологии:

  1. Визуальный – знакомство студентов с алгоритмом выполнения манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма.
  2. Тактильный – воспроизведение и отработка практических манипуляций на фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции вырабатывается последовательность и координация движений, приобретается практический навык.
  3. Реактивный – воспроизведение простейших активных реакций фантома на типовые действия. Например, аускультация сердца, непрямой массаж сердца.

Преимущества симуляционного практического обучения:

  • В ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент.
  • Неограниченное число повторов и длительность отработки сестринских вмешательств.
  • Меньше стресс при первых реальных вмешательствах.
  • Симулятор может сам вести студента по программе тренинга.
  • Возможность объективной оценки уровня практической подготовки студента.

Однако, следует отметить, что симуляционное обучение не даёт возможности приобрести опыт общения с реальным пациентом, что возможно  осуществить в условиях в лечебно-профилактического учреждения.

Информационные технологии

Современный специалист должен получить не только конкретные знания, но и умения ставить и решать профессиональные задачи, владеть информационными  и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением. Этому способствуют современные информационные технологии, которые решают образовательную и организационную задачи.

Для повышения наглядности изучаемого материала и проверки качества знаний преподавателями применяются компьютерные презентации занятий или их фрагментов, содержащими набор слайдов с текстом, таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, видео, что делает занятие более эффектным и позволяет повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание на важных его моментах.

Преподавателями основ сестринского дела созданы мультимедийные пособия, содержащие видеосюжеты по выполнению сестринских вмешательств, алгоритмов сестринских манипуляций, где представлены все этапы их выполнения в логической последовательности с элементами безопасности на рабочем месте.

Также имеются тестовые контролирующие задания, позволяющие быстро установить обратную связь со студентами, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию. Одновременно это позволяет экономить время, снижает уровень эмоционального напряжения при контроле знаний.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность студентов, обеспечить высокую познавательную активность в приобретении у них глубоких  и прочных знаний по изучаемым предметам.

Технология погружения в профессиональную деятельность необходима для подготовки профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность.  Ориентация при применении технологии направлена на формирование системы профессиональных практических умений, развитие клинического мышления, мыслительной активности. Примером применения этой технологии служит организация производственной практики профессионального модуля 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

Практика проводится после окончания изучения дисциплин в лечебно-профилактических учреждениях, утверждённых в качестве баз практики.

Содержание программ практики, рассчитано на комплексное применение полученных студентом знаний. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволяет студентам осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечивает умения общения и эффективную подготовку к профессиональной деятельности. При прохождении практики студент знакомится с правилами техники безопасности на рабочем месте, соблюдает их, обеспечивает инфекционную безопасность персонала и пациента, знакомится со структурой каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержанием деятельности сестринского персонала.

Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на опытных медицинских сестёр: главную медицинскую сестру, старших, постовых и процедурных. Методическое руководство осуществляется преподавателем медицинского образовательного учреждения. По окончании практики проводится аттестация.

Для изучения мнения студентов о необходимости применения указанных технологий было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 93 студента выпускных групп. В ходе опроса не смогли отдать предпочтение какой-либо одной технологии и считают их равнозначными 98% респондентов. Интересной оказалась точка зрения студентов о симуляционном обучении. 100% опрошенных считают, что в искусственно созданной симулированной среде они приобретают первый практический опыт, но это обучение является всего лишь этапом в подготовке к производственной практике. Все студенты признают необходимость всех видов практики. Важность производственной практики по специальности отметили 80% выпускников. По их мнению, она позволяет применить теоретические знания на практике и приобрести личный опыт и уверенность в правильном выборе профессии. 90% выпускников не менее важной считают преддипломную практику, так как она проверяет уровень их профессиональной готовности перед началом трудовой деятельности и позволяет в последующем быстро адаптироваться на рабочем месте.

96% респондентов отметили, что в их будущей профессиональной деятельности будут востребованы знания современных информационных технологий.

Таким образом, современные педагогические технологии обеспечивают формирование профессиональных, общекультурных компетенций,  которые позволяют адаптировать имеющие знания будущих  специалистов к новым обстоятельствам.

Литература.

  1. А.Я. Гапоненко «Управление знаниями» - М.: Эксмо, 2008
  2. А.П. Панфилова «Инновационные педагогические технологии» - М: Издательство центр «Академия», 2009.
  3. Профессиональная педагогика./Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование» - М: издательство АПО, 1997/
  4. ФГОС СПО.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*