Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированное обучение в Вятском колледже культуры

30.03.2015 1330 2185
Корчак Нина Алексеевна
Корчак Нина Алексеевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Практико-ориентированный принцип все чаще начинает доминировать в профессиональной подготовке. Причина тому – постепенный поворот профессиональной школы к последовательному решению задачи подготовки практико-ориентированного специалиста.

Активное вхождение в трудовой процесс и социальные отношения, свободное определение ребенком собственных целей реально его изменяют, формируя опыт и способности выхода за свои собственные пределы. Таким образом формируется личностная активность, направленность к свободной реализации своих возможностей. Более того, вхождение в трудовой процесс, как вхождение в жизнь, зависит от личностных смыслов. Важнейшим духовно-личностным новообразованием сознания развивающейся личности и является способность придавать личностный смысл всем актам своей жизнедеятелньости. Утверждая это, Е.В. Бондаревская обращается к известному философскому положению о том, что обретение смыслов суть бытия человека. Человек находит, обнаруживает, выбирает смысл среди ценностей жизни и культуры. Бессмысленная жизнь – это жизнь вне культуры. «Быть человеком, - писал В.Франкл, - означет быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и к ценностям, требующим реализации» [1]

Современные социологические исследования, отечественный и зарубежный опыт показывают: обучение в колледже – это не второсортное и не облегченное – по сравнению с высшим образование, оно просто другое по природе: нацеленное на приобретение компетенций, необходимых для практической работы на определенных должностях. Согласно Закону «Об образовании» (статья 23) среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении ранее полученного образования.

Вариант предложенного развития при обучении сначала в колледже, а затем в ВУЗе, думается, предпочтительней, чем получение сразу после школы диплома высшего образования. Сегодня невостребованность по специальности часто объясняется отсутствием опыта работы.

Колледж призван стать учебным заведением, где будет реализована в более полном объеме модель практико-ориентированного обучения, что и поможет решить проблему приобретения определенного опыта работы специалиста.

В чистом виде практико-ориентированная модель образования в сфере культуры должна решать задачу подготовки кадров досуговых центров, домов культуры, домов детского творчества, а практико-ориентированная модель – преподавателей колледжа или сотрудников аналитических центров, занимающихся мониторингом социально-культурной деятельности, народного художественного творчества, руководства профессиональных творческих коллективов.

Практико-ориентированное образование в колледже может опираться на следующие критерии и направления. Представляем базовую модель в таблице:

Критерии

Содержание практико-ориентированного образования

1. Основной подход, используемый в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования

Деятельно - компетентный

2. Основные личностные образования в процессе обучения

Практические умения и навыки

3. Основные формы учебных занятий и методические приемы

Практикумы, тренинги, мастер-классы, проектные технологии, учебно-творческие формы

4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе

Опытные специалисты, владеющие практикой, творческие деятели, хорошо знающие и владеющие определенным видом искусства.

5. Основная мыслительная операция, развивающаяся в процессе учебы

Синтез творческой деятельности

6. Основной характер осваиваемых знаний

Технология творчества

7. Основные формы промежуточной аттестации

Дифференцированный зачет

8. Формы итоговой аттестации

Презентация творческого показа

Целью данной публикации является прогностический анализ развития практико-ориентированной модели образования социально-культурной деятельности образования в регионе.

Нам кажется, что на базовом уровне пока нет «чистых» образцов практико-ориентированной модели, мы находимся в поиске. Сейчас нужно думать о будущем. Если в результате модернизации образовательной системы ослабеет давление на учебные заведения сверху, появится возможность более целенаправленной ориентации на запросы отрасли данного региона. В этой ситуации нам представится особая востребованность выпускника колледжа, воспитанного на главных критериях практико-ориентированной подготовки.

Получив такое образование, выпускник выходили бы на рынок труда готовыми для выполнения профессиональных творческих задач данного региона. Такой подход позволил бы системе отраслевого образования стать более гибким и мобильным, понятным абитуриентам и работодателям.

На современном этапе модернизации образования ставится задача опережающего развития системы начального и среднего специального образования, нацеленного на подготовку квалифицированных работников среднего звена, в том числе и в творческих профессиях. Мы считаем необходимым подчеркнуть перспективность и целесообразность среднего специального образования, в сфере социально-культурной деятельности, народного художественного творчества.

Освоение студентами практических навыков и умений должно осуществляться на современной, технически оснащенной базе.

Следует особое внимание обратить и на сложившиеся традиции педагогики культуры и искусства.

Нельзя обойти вниманием и такую отличительную особенность творческих специальностей, как их затратность. Для обеспечения подготовки творческого специалиста требуется более значимый штат. Наметившееся в последние годы тенденции сокращения количества индивидуальных занятий, не способствует росту качественного уровня знаний, умений, навыков. Создание материально-технической базы учебного процесса (фотостудия, балетные классы, костюмы, современного оснащения концертный зал, индивидуальные классы) влечет значительные траты, но они необходимы, если мы работаем на завтрашний день, на будущее.

Следует особое внимание обратить в практико - ориентированном обучении на лучшие традиции, проверенные временем. В КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры», как и в других заведениях творческой направленности, традиционны концерты по всем творческим специальностям. Концерты проходят на лучших концертных площадках областного центра:филармония, драматический театр. Общественность города, многочисленные зрители имеют возможность оценить уровень подготовки творческих курсов.

В колледже ежегодно проходит конкурс молодых ораторов с привлечением в состав жюри руководителей молодежных организаций города и области. Конкурс показывает свою особую целесообразность в современной речевой подготовке, особенно в развитии навыков публичного общения с широкой аудиторией. Поэтические вечера, которые стали традиционными, пользуются повышенным интересом творческой молодежи. Сегодня, к сожалению, нечасто на афишах профессиональных концертных залов встретишь этот жанр. Творческие работы наших студентов восполняют этот пробел в культурной жизни города.

Учебный театр, который в последнее время тесно сотрудничает с художественным музеем братьев Васнецовых, стал значительным художественным явлением в жизни города.

Педагогическая практика является одним из важнейших звеньев в практико - ориентированном образовании будущего постановщика театрализованных представлений, который участвует в формировании его индивидуальных творческих возможностей, необходимых для осуществления учебно-воспитательной работы в учебных заведениях различного типа. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков.

Система педагогической практики вполне надежна и обеспечивает достаточно высокий уровень профессионально – педагогической подготовки будущих специалистов. При этом можно выделить такой вид педагогической практика – педагогическая практика «Пробные уроки». Педагогическая практика направлена на формирование у них конкретных профессионально – педагогических умений и навыков, что является необходимым условием при реализации практико – ориентированного обучения.[3]

Подводя итог, думается, что практико-ориентированное обучение, опирающееся на традиции и четкое представление перспективы, в состоянии решить проблему профессионализации отраслевой подготовки. Практико-ориентированное обучение поможет связать образование с потребностями на рынке труда, удовлетворит работодателей и студентов.

Литература

  1. Бондаревская, Е.В. Становление теории личностно-ориентированного воспитания [Текст]: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. / Е.В. Бондаревская// Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход - Вогоград, 2005. – С.17.
  2. Власова, А. Утром практика, вечером теория [Текст] / А. Власова // Российская газета. – 2006. - № 286.
  3. Кириллова, И.В. Система подготовки студентов к самореализации в условиях педагогической практики [Текст]: дис. канд. пед. наук / И.В. Кириллов. - Саратов, 2003.
  4. Лазарева, М.Д. Деятельно - компетентностный подход в организации педагогической практики [Текст]/ М.Д. Лазарева // Журнал СПО. – 2009. - № 3. - С.35-36.
  5. Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированная подготовка бакалавра [Текст] / Л. Е. Солянкина // Журнал СПО. – 2009. - № 2. - С.6-8.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*