Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оценка качества подготовки выпускников

27.03.2015 6122 1 10990
Колесникова Марина Александровна
Колесникова Марина Александровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Внедрение стандартов 3 поколения, основанных на модульно-компетентностном подходе требует существенных изменений как в содержании образования, методах обучения, так и в контрольно-оценочных процедурах.

Оценка результатов обучения обучающихся часто осуществляется педагогами на основании собственных требований, как правило, не согласованных друг с другом, то есть у каждого преподавателя своя шкала требований, что приводит к отсутствию сопоставимости оценок, достижений обучающегося. Введение ФГОС, ориентированных на результат обучения, требует перехода на объективизированные формы контроля, для чего необходимо единая технология стандартизированной контрольно-оценочной деятельности [2].

Оценка образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, комиссия) устанавливает степень соответствия достигнутых результатов к требованиям ФГОС СПО, зафиксированным в стандарте итоговым (компетенциям) и промежуточным (умениям, знаниям) образовательным результатам.

Цель оценки – установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям соответствующих ФГОС.

Регламенты оценивания образовательных результатовотражены в разделе 8 «Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы» Федеральных государственных образовательных стандартов.

  1. В соответствии с пунктом 8.4. ФГОС СПО оценка качества подготовки студентов осуществляется в двух направлениях:

а) оценка уровня освоения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;

б) оценка профессиональных компетенций обучающихся (профессиональная составляющая).

Оценка общей компетенции нигде не локализована (рассредоточена ответственность за их формирование).

  1. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции (п.8.3 ФГОС). Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации и сертификации по результатам освоения ВПД (ПМ) разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
  2. Формы итоговой аттестации:

а) защита выпускной  квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект);

б) государственный экзамен.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работе определяются в образовательном учреждении на основании положения по государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО.

  1. Условие допуска к государственной итоговой аттестации сформулировано в ФГОС (п.8.5) – наличие документов, подтверждающих компетенции обучающихся по каждому виду профессиональной деятельности при изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности, в том числе отчёты о достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, дипломы, творческие работы, характеристики с мест прохождения преддипломной практики [3].
  2. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого кроме преподавателя конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.
  3. Разработка форм и процедур текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю (п.8.2.). В соответствии с пунктом 8.1.ФГОС оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль, промежуточную, и итоговую  аттестацию обучающихся [3].

Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения студентами программного материала учебных дисциплин, МДК и может иметь следующие виды:

Входной контроль студентов, который проводится вначале изучения учебной дисциплины, МДК с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения студентов на основе контроля их знаний.

Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программ учебных дисциплин, МДК, а также стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Рубежный контроль является точкой по завершению темы или раздела учебной дисциплины или МДК и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала. Рубежный контроль может проводиться в форме контрольной работы, тестирования, курсовой работы. 

Промежуточная аттестация студентов обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку, проводиться с целью определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям к результатам освоения ОПОП, наличие умений самостоятельной работы. Промежуточная аттестация может осуществляться в форме:

  • зачета,
  • экзамена по учебной дисциплине,
  • экзамена по МДК,
  • комплексного экзамена по МДК,
  • экзамена квалификационного.

Оценка профессиональных компетенций (ПК) осуществляется в соответствии с основными показателями оценки освоенных профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля на основе рабочей программы профессионального модуля. Оценка профессиональных компетенций осуществляется в ходе квалификационного экзамена по профессиональному модулю. Оценка профессиональных компетенций оценивается: ВПД освоен / не освоен.

Оценка общих компетенций может осуществляться в ходе изучения учебных дисциплин, МДК, прохождения учебной практики, производственной практики по профилю специальности, преддипломной практики.

Для организации оценки качества подготовки выпускников необходимо четко ориентироваться в определенных понятиях:

  1. оценочная деятельность, которая включает определение предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев оценки (прозрачных и понятных как преподавателю, так и студенту), подбор средств оценки (ключ, модельный ответ, шкала оценивания), выбор процедуры (технологии) оценивания.В качестве предмета оценивания могут выступать:
    • продукты учебно-профессиональной деятельности студентов, оцениваемые на соответствие определенному эталону, требованиям (например, соответствие представленных к оценке результатов самостоятельной работы, устанавливаемым требованием к реферату, курсовой работе, отчету по практике и прочее);
    • процесс учебно-профессиональной деятельности студентов, который оценивается на соответствие установленному алгоритму, регламенту (например, на практическом занятии оценивается точность и скорость выполнения студентов учебных или профессиональных операций);
    • компетенции (общие и профессиональные) студентов и выпускников в рамках профессиональных модулей (соответствие требованиям ФГОС) [1].
  2. Оценочные средства представляют собой специально разработанные методические и контрольно – измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно – профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, ФГОС.
  3. Фондом оценочных средств – комплект методических, контрольно - измерительных и оценочных материалов, предназначенных для оценивания результатов и процесса учебно – профессиональной деятельности студентов.

Фонд оценочных средств включает в себя контрольно-оценочные средства по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и имеет следующую структуру:

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине, которые утверждает образовательное учреждение и включают в себя:

  • КИМ по входящему контролю (мотивация);
  • КИМ по текущему контролю (корректировка);
  • КИМ по рубежному контролю (стимулирование);
  • КИМ по итоговому контролю.

Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю, которые  включают в себя:

  1. контрольно-оценочные средства по МДК утверждает образовательное учреждение:
    • КИМ по входящему контролю (мотивация);
    • КИМ по текущему контролю (корректировка);
    • КИМ по рубежному контролю (стимулирование);
    • КИМ по курсовой работе;
    • КИМ по итоговому контролю.
  2. Контрольно-оценочные средства по учебной практике и производственной практике утверждает работодатель:
    • КИМ по текущему контролю (корректировка, стимулирование, контроль);
    • компетентностно-оценочный материал (КОМ) по итоговому контролю (контроль);
  3. Контрольно-оценочные средства по преддипломной практике утверждает работодатель:
    • КИМ по элементам практики (пятибалльная оценка);
    • контрольно-оценочные средства по оценке видов деятельности (освоен / не освоен).
  4. Контрольно-оценочные средства по государственной итоговой аттестации, утверждает работодатель:
    • выпускная квалификационная работа по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональным модулем (пятибалльная оценка) [2].

Оценка общих компетенций осуществляется в ходе изучения учебных дисциплин, МДК, прохождения учебной практики, производственной практики, преддипломной практики по профилю специальности. Формирование общих компетенций и подготовка фонда оценочных средств осуществляется по этапам:

  1. распределение ОК по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам, в которых они формируются;
  2. определение сроков (семестров) контроля сформированности общих компетенций;
  3. составление таблицы «Система формирования ОК в процессе изучения учебной дисциплины или междисциплинарного курса (формирующее оценивание».
  4. Анализ показателей общий компетенций. Распределение показателей по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам.
  5. Разработка системы компитентностно - ориентированных заданий (КЗ).
  6. Составление таблицы «Система формирования ОК в процессе изучения учебной дисциплины, профессионального модуля».
  7. Разработка ведомости освоения ОК.
  8. Составление итоговой ведомости учета сформированности ОК.

Таким образом, оценка образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, комиссия) устанавливает степень соответствия достигнутых результатов к требованиям ФГОС СПО, зафиксированным в стандарте итоговым (компетенциям) и промежуточным (имением, знанием) образовательным результатом.

Литература

  1. Пастухова, И.П. Методическое обеспечение проектирования контрольно-оценочных средств по дисциплине [Текст] / И.П. Пастухова // Среднее профессионально образование. – 2011. - № 10. – С.3-6.
  2. Подготовка контрольно-оценочных материалов [Текст] : метод. рекомендации для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования / Сост. М.С. Клевцова, А.Л. Шихова. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2011. – 76 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации.



Назад к списку

Комментарии
Уважаемая Марина Александровна! Как и где Вы фиксируете оценку общих компетенций студентов перед допуском их к ИГА?
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*