Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воплощение аранжировок народных песен на сцене

27.03.2015 1444 2416
Бреславская Ольга Владимировна
Бреславская Ольга Владимировна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Массовая культура, поп-культура,  культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором зачастую происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней [2]. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации [3].

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества. Как самостоятельное явление она оценивается противоречиво.

Очевидно, что массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

  • кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
  • мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
  • арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения) [3].

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Условно ей можно дать ряд направлений:

  • ориентированность на аудиторию;
  • опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
  • быстродоступность;
  • быстрозабываемость;
  • традиционность и консерватизм;
  • занимательность [3].

Опираясь на вышеизложенное, возможно применить термин «массовая культура» и современному преподнесению народного песенного творчества. Стоит только вспомнить творчество группы «Золотое кольцо», «Белый день».

В наши дни особенно остро стоит вопрос популяризации русского фольклора в молодёжной среде. В современных условиях важно правильно подать народную песню, образцы фольклора, авторские песни так, чтобы она была воспринята, понята современным молодым слушателям, стала доступна для широкого массового зрителя. Задача руководителей народно-певческих коллективов вывести народную песню в рамках массовой культуры на уровень арт-культуры или, хотя бы, на уровень мид-культуры. В этом может помочь аранжировка. Так, например, широко известная в конце 20-го века группа «Иван Купала», своими аранжировками поставила материал фольклорных экспедиционных записей в ряды хитов радиостанций и дискотек. О неоднозначности этого проекта можно спорить, но в результате современная молодёжь затанцевала и запела «Кострома, Кострома», «Ох, заинька»…И всё это стало возможным благодаря аранжировкам.

Термин «аранжировка» происходит от французского arranger, т.е. «обрабатывать». В применении к народно - песенному материалу этот термин общепринято рассматривать как переложение музыкального материала с целью приспособления к исполнению тем или иным певческим коллективом [1].

Основная цель аранжировки - раскрытие средствами данного хорового ансамбля художественного содержания оригинала.

Понятие «аранжировка» не следует смешивать с понятиями «гармонизация», «редактирование», «обработка». Все они имеют ряд принципиальных различий.

«Гармонизация» - присочинение гармонического сопровождения к мелодии (т.е. заполнение заложенных в мелодии скрытых тональных функций, отклонений, модуляций и др.). Образцы гармонизации народных песен можно встретить в сборниках, составленных Н.А.Римским-Корсаковым, М.А.Балакиревым,  П.И.Чайковским и др.

Понятие «редактирование» достаточно ёмкое. Редактирование партитур вызвано потребностью отдельных незначительных ритмических и интервальных изменений (или замен) ради удобства исполнения. Так как варьирование текста и напева - характерная особенность народного исполнения, то прежде чем приступить к «редактированию» необходимо провести анализ:

  • определить поэтическую и мелодическую структуру песенной строфы;
  • определить фактуру музыкального произведения (подголосочная или гармоническая), выявить основной напев, втору, подголоски;
  • сравнить мелодические варианты отдельных строф.

     В целом же, редактирование включает в себя следующее:

  • смену тональности на наиболее удобную для исполнения;
  • сведения воедино вариантов строф (определяется общий мелодико - гармонический вариант), при этом:
  • хоровые партии сохраняют функции голосов первоисточника;
  • мелодические варианты, подголоски распределяются по партиям с целью постепенного «расцветания» партитуры, подхода к кульминации и поочередного варьирования строф;
  • снимаются неформообразующие паузы. При этом следует помнить о бережном сохранении основных особенностей певческого стиля, к которому принадлежит данная песня (известные обработки А. Абрамского, Н. Кутузова, В.Захарова и т.д.)

Высшей формой переосмысления народно - певческого материала является обработка. В практике же работы с самодеятельным хоровым коллективом руководителю чаще всего приходится сталкиваться с необ- ходимостью частичного преобразования музыкального текста, его упрощения или переложения с одного исполнительского состава на другой (т.е. аранжировки) [1].

Процесс аранжировки требует не только знания характерных особенностей строения народно - песенных партитур, но и художественного вкуса, вдумчивого и кропотливого анализа каждой мелодический линии,  созвучия. Кроме того, аранжировщик должен опираться на соблюдение ряда общих принципов, включающих в себя сохранение:

  • основного художественного образа;
  • основного напева;
  • последовательность опорных тонов;
  • основных функций голосов;
  • ладо - гармонических и метроритмических основ;
  • формы;
  • стилевых особенностей региональных традиций;
  • использование рабочего диапазона.

Необходимо соблюдать принципы аранжировки:

  • четкое, бережное отношение к первоисточнику;
  • тщательный отбор (содержание, ценность, трудность);
  • анализ (возможность и целесообразность переложения);
  • необходимость сохранения основного художественного образа, напева, последовательности опорных тонов, функций голосов, ладогармонических и метроритмических особенностей, формы, характера изложения и стилистического единства;
  • возможность изменения тональности, фактуры, голосоведения;
  • доступность для исполнения;
  • недоступность использования крайних пределов диапазона;
  • обязательный учет стилевых особенностей многоголосия, местных и региональных исполнительских традиций, жанра песен, характера запева, творческого почерка первоисточника.

Наличие в практике художественной самодеятельности разнообразных коллективов народного пения (хоров и ансамблей) предполагает облегченное изложение партитур.

При этом обязательно учитывается исполнительский уровень и вокальнотехнические возможности. Особенно это необходимо в работе с начинающим коллективом.

Облегченное изложение делается путем сокращенного количества голосов, снятие дублирование, (сокращение объема звучания), транспонирование в удобную тональность.

Каждая аранжировка выполняется в зависимости от «предлагаемых обстоятельств»: состава коллектива, места и времени исполнения. Особенно это касается произведений, включённых в определённую тематическую концертную программу, режиссёрских задач, поставленных перед коллективом.

Подводя итоги можно сказать, что грамотно выполненная аранжировка даст новую сценическую жизнь фольклорным произведениям.

Литература

  1. Абрамский, А. Основы аранжировки для русского народного хора [Текст] / А.Абрамский. – М.: Музыка,1999.- 120 с.
  2. Маркова, Г. И. Массовая культура [Текст]: содержание и социальные функции / Г.И.Маркова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.- С.4-16.
  3. Руднев, В. П. Словарь Культуры XX века [Текст] / В.П.Руднев. – М., 1999.- 35 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*