Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНемаловажное значение с образовательной и воспитательной точки зрения имеют и приобретаемые студентами навыки самостоятельной работы с текстом (книгой).
В силу своей специфики домашнее чтение представляет собой синтез разных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового).
Уроки домашнего чтения имеют большое значение в овладении иностранным языком как средством общения. Ведь именно эти уроки способствуют лучшему усвоению языкового и речевого материала студентами, расширяют их знания в области изучаемого языка; формируют самостоятельность мышления; развивают логику, интеллект, познавательный интерес; формируют у студентов художественный вкус. Они учатся анализировать и обобщать, аргументировать и контраргументировать, поддерживать разговор, выражая свои мысли быстро и свободно, брать инициативу в разговоре на себя.
Домашнее чтение даёт возможность значительно обогатить устно-речевую коммуникацию студентов, построенную на заданности содержания, сделать её более естественной и мотивированной. Ведь беседы по прочитанным книгам составляют важную часть общения людей между собой. У студентов формируется способность к коммуникативному партнёрству, которая проявляется в отсутствии проблем в понимании вопросов, в способности вести беседу в правильной и интересной форме, давая как фактическую информацию, так и свои комментарии по проблеме. Они также должны владеть техникой ведения беседы, умением спонтанно реагировать на перемену речевого партнёра.
Уроки домашнего чтения представляют собой работу с
художественным текстом. Этот вид текста обладает высокими потенциальными
возможностями для повышения уровня владения студентами иностранным языком в
целом.
Усвоение идейно-художественного содержания произведения, его подтекста требует более высокого уровня мыслительной и речевой активности. Поэтому задания на этом этапе должны способствовать усвоению студентами:
- содержания
художественного образа (характеристика героя с опорой на
высказывания о нём других персонажей, на его собственные высказывания и
поступки, формулировка идеи, которую автор проводит с помощью
данного героя и так далее);
- характера главного конфликта произведения (выявление главного конфликта и группировка героев по отношению к нему, характеристика причины возникновения конфликта, его развития, кульминации, разрешения);
Стимулируя мыслительную активность студентов, задания
этого плана одновременно способствуют изучению словаря художественного произведения
(цитирование и комментирование
предложений,словосочетаний,
нахождение отдельных слов).
Поскольку основной задачей уроков домашнего чтения является задача научить студентов обсуждать прочитанное, все виды устно-речевого отражения прочитанного (передача содержания, характеристика действующих лиц и так далее) при всей своей специфичности должны быть направлены на формирование главного умения - обсуждения.
Умение обсуждать прочитанное основывается на гибком
использовании элементов рассуждения в сочетании с повествовательными и
описательными элементами. Рассуждение является наиболее личностно мотивируемой
формой общения, предполагающей определённую речемыслительную работу. Главная
цель рассуждения в обсуждении художественного произведения - дать обоснование
действиям, поступкам героев, их причинно-следственной связи, согласиться с
тезисом, выводом или обоснованно опровергнуть его. Следовательно, рассуждение
обусловлено формированием умения аргументировать сказанное. Строить обсуждение
нужно так, чтобы формирование одного умения обеспечивало формирование другого,
более сложного. При этом с каждым этапом обучения само умение обсуждения
усложнялось бы и приобретало новые количественные и качественные
характеристики.
Коммуникативная функция обсуждения предполагает не столько изложение текста или событий, действий, мыслей автора, сколько выражение субъективного положительного или отрицательного отношения говорящего к этому. Поэтому пересказ (краткий или подробный) не может быть самоцелью. В реальной действительности имеет место передача друг другу содержания прочитанного, но такого, которое неизвестно собеседнику. В условиях урока домашнего чтения, когда все студенты читают одно и то же произведение, передача содержания книги (рассказа, отрывка) превращает общение в некое искусственное занятие. К тому же анализ реальной речевой практики показывает, что в чистом виде повествование, то есть устный рассказ о ряде последовательных действий, событий редко встречается; как правило, он сочетается с такими, как описание и рассуждение. Говорящий не просто повествует, а высказывает своё отношение, оценивает, сопоставляет, в чём-то убеждает. Чтобы студенты могли использовать те или иные фрагменты текста для своего высказывания, у них нужно развивать умение более гибкого оперирования текстовым материалом, правильного комбинирования и перекомбинирования отдельных языковых единиц, словосочетаний и предложений. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на обучение приёмам смыслового свёртывания и расширения текста (сокращение и расширение предложения, перефраз, синонимичные замены). Итак, элементы повествования, включённые в цепь аргументов, являются составной частью рассуждения. Повествование несводится в этом случае к репродукции текста, а подчинено рассуждению, которое предполагает отбор фактов и фрагментов содержания, передачу их в сокращённом виде, группирование и перегруппирование фраз текста. Элементы повествования служат средством образования новых речевых связей, неподготовленной речи на облегчённом уровне, так как содержание в целом задано.
В восприятии художественного произведения участвует не только мышление, но и воображение - то есть способность отвлечься от конкретной ситуации, изменить её творчески, так как в опоре на фактацию легче пробудить умственную и речемыслительную инициативу студентов. Обсуждение художественного произведения также предполагает соотнесение этого произведения с личным опытом читающего в самом широком смысле этого слова - во-первых,со своим жизненным опытом, морально-этическими установками, а во -вторых, с ранее прочитанными книгами, близкими по жанру, или с другими видами искусства. Говоря о поступках героя, студенты невольно сравнивают себя с ним, устанавливая сходство и различие в своих и его действиях и переживаниях.
Заключительный этап работы над художественным произведением -
его
оценка. Этот этап характеризуется самым высоким уровнем мыслительной и
речевой активности студентов. Он может иметь место и после изучения каждого
конкретного отрывка, но абсолютно необходим после изучения произведения в
целом. Оценивая художественные произведения, студенты должны уметь:
- охарактеризовать его, опираясь на известный библиографический материал (реакция читателей, оценка критиков);
- определить, насколько актуальным было произведение во время его появления;
- установить, что из изученного произведения представляется актуальным и сейчас;
- определить интеллектуальное и эмоциональное воздействие, оказываемое произведением на читателя;
- выразить своё личное отношение к прочитанному.
Подобные задания способствуют мобилизации хранящейся в долговременной памяти студентов оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики, которая позволяет им адекватно выразить свои мысли по поводу произведения. Эффективность уроков домашнего чтения повышается использованием на завершающем этапе работы над художественным произведением ролевых игр.
Именно в них наиболее полно раскрываются творческие
способности студентов.
Выбор художественного произведения для домашнего чтения имеет немаловажное значение, так как правильность выбора непосредственно связана с успешным совместным общением преподавателя и студентов (учащихся) при обсуждении прочитанного. Книга для домашнего чтения должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся, их интересам, а также представлять интерес своими лингвистическими достоинствами, сохранять естественность современного разговорного английского языка. По степени трудности она должна относиться к определённому уровню подготовленности студентов. Так для студентов младших курсов мы можем предложить книги, снабжённые комментариями, алфавитным словарём, списком собственных имён и географических названий, системой упражнений и занимательных заданий, которые содержатся в специально выпускаемых к книгам «Рабочих тетрадях» (например, SirArthurConan-Doyle "TheHoundofTheBaskervilles"). Студенты старших курсов читают неадаптированную литературу, отвечающую тем же требованиям, что были перечислены выше. Также берётся во внимание наличие в текстах лексических единиц тем для устной речи программы по английскому языку. Читая роман С. Моэма «Театр», студенты 4 курса составляют списки лексических единиц по темам: «Внешность», «Черты характера», «Дом», «Театр».
Учёт личностных запросов каждого студента (учащегося) есть важный компонент современного подхода к обучающимся, а для этого нужно данные запросы выявить. Поэтому выявление мнений, интересов и пожеланий студентов обязательно учитывается при подборе художественного произведения.
Стремясь создать атмосферу общения на занятии, можно начать его с непринуждённой беседы, подобной той, какую можно услышать между несколькими приятелями, встретившимися на улице или в гостях. Такая беседа перерастает в задания урока, студенты вовлекаются в общение. Так урок презентации книги для чтения я начала с представления известной всем цитаты из романа «Театр»: "Alltheworld'sastage, andallthemenandwomenmerelyplayers" /«Весь мир - театр, и люди в нём - актёры» /После комментирования и обмена мнениями студенты уже подошли сами к определению основной идеи книги, которая предназначалась для домашнего чтения и которая вызвала интерес уже у большинства студентов. Тем более, что имя автора, С. Моэма, им хорошо известно. И этот же урок дал возможность поговорить о творчестве этого писателя.
Как уже говорилось, в основе работы на уроках домашнего чтения лежит обсуждение прочитанного, решение разных проблемных вопросов. Чтобы справиться с такими задачами, студентам требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом определённых интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Это умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
Поэтому на занятиях по домашнему чтению необходимо вести работу, направленную на формирование всех вышеперечисленных умений через упражнения и речевые задания, предлагаемые студентам, которые строятся на взаимодействии и сотрудничестве студентов и преподавателя, на принципе личностно ориентированной самостоятельной работы студентов.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.