Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка мастер-класса «Применение метода «Мозговой штурм» при решении проблемных задач при изучении экономических дисциплин»

23.03.2015 1454 2489
Кныш Марина Ивановна
Кныш Марина Ивановна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Пояснительная записка 

Каждый человек меня в чем-то превосходит;

и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.

Эмерсон Ралф

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.    Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс  (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и  умениями, умеющий анализировать инновационные  педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации. Основу педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт.

Тематика мастер-классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,
  • различные аспекты и приемы использования технологий,
  • авторские методы применения технологий на практике и др.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников), который как локальная технология трансляции педагогического опыта демонстрирует конкретную методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом ма­стер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Вопрос должен волновать ум исследователя, такая проблем­ная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Существуют и другие потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может проектировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра - и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование - представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв - это внутреннее осознание участником мастер-класса  несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к поиску ответа.

Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «педагог-обучающийся» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости преподавателя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

 

Оригинал работы: Методическая разработка мастер-класса «Применение метода «Мозговой штурм» при решении проблемных задач при изучении экономических дисциплин»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*