Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка классного часа «Счастливая семья»

23.03.2015 3476 5819
Рожнова Елена Николаевна
Рожнова Елена Николаевна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

(слайд 1)

Сценарий классного часа «Счастливая семья»

 

(слайд 2)

Цель: расширить представление студентов о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать юношей и девушек к самопознанию, самовоспитанию, к изучению материалов о семье и браке, к уважению личности.

Обеспечение классного часа:

- мультимедиапроектор;

- бумага;

- ручки.

 

(слайд 3)

Содержание:

  1. Вступление. Анализ анкетирования в техникуме. Видео фрагмент «Для России моей» М.Девятова.
  1. Информационный блок «Один раз на всю жизнь». Видео фрагмент «О добрачной жизни» А.И. Осипов.
  1. Дискуссия «Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью». Видео фрагмент «Притча об умении строить счастливые взаимоотношения».
  1. Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья». Видео фрагмент «Дети о семье».
  1. Заключительная беседа. Видео фрагмент «Гимн семье».

 

(слайд 4)

1. Вступление. Классный руководитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Что для каждого из нас означает семья? Мы провели в техникуме небольшое анкетирование, с целью выявления отношения молодых людей и девушек в возрасте 16-20 лет к семье. В опросе приняло участие 60 человек со II-IV курсов, анкетирование проводилось анонимно для большей откровенности и объективности ответов.

По мнению большинства респондентов (56 человек, 93%), семья – это родные и близкие люди. Кроме того, для семьи важны дети (15 чел., 25 %), любовь, поддержка (13 чел., 22%), счастье (12 чел., 20%).

Для чего же нужна человеку семья? Наши студенты считают: для того, чтобы любить свою семью (25 чел., 42%); продолжать человеческий род (19 чел., 32 %); для поддержки в трудную минуту (17 чел., 28 %); чтобы не быть одиноким (10 чел., 17 %); чтобы было, о ком заботиться (8 чел., 13 %); для комфортной жизни (4 чел., 7%).

 

(слайд 5)

Большинство студентов (39 чел., 65%) хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на семью, в которой они выросли. Но треть опрошенных (32%) не хотели бы жить в такой семье, в какой они живут сейчас.

Представления студентов о хорошем муже/жене сложились следующие:

  • хороший муж должен быть любящим (44 чел., 73%); верным (37 чел., 62%); хозяйственным, добрым (35 чел., 58%); надежным (32 чел., 53%); внимательным (22 чел., 37%); без вредных привычек (19 чел., 32 %).
  • хорошая жена должна быть в первую очередь верной и хозяйственной (46 чел., 77%); любящей (38 чел., 63%); уметь поддерживать в трудную минуту (29 чел., 48%); без вредных привычек (18 чел., 30%); понимающей (27 чел. 45%); успешной на работе (16 чел., 27%).

 

(слайд 6)

Качества идеального папы, выделенные респондентами: проявление интереса к проблемам детей (44 чел., 78%); любящий (42 чел., 70%); понимающий (36 чел., 60%); добрый (32 чел., 53%); умеющий зарабатывать деньги (26 чел., 43%0; без вредных привычек (14 чел., 23%).

Идеальная мама, по мнению студентов, та, которая: поддерживает в трудную минуту (44 чел., 73%); понимает своих детей (36 чел., 60%); любит (33 чел., 55%); уделяет внимание детям (30 чел., 50%); ласковая (31 чел., 52%); является ребенку другом (25 чел., 42%); не имеет вредных привычек (20 чел., 33%); работящая (14 чел., 23%); все решает за ребенка (8 чел., 13%).

Наиболее оптимальный для создания семьи возраст – 20-25 лет, считают 41 человек (68%) опрошенных; 10 чел. (17%) считают, что в брак лучше вступать после 25 лет; и лишь 8 чел. (13%) считают, что семью создавать нужно в возрасте 18-20 лет.

Все участники анкетирования считают наличие одного-двух детей в семье обязательным, и только 11 чел. (28%) считают, что детей должно быть больше.

 

(слайд 7)

Таким образом, результаты небольшого анкетирования в техникуме говорят о том, что наша молодежь настроена на создание семьи и рождение детей. Это конечно же, очень отрадно. В качестве иллюстрации к сказанному предлагаем вашему вниманию видео фрагмент – песню «Для России моей» в исполнении М.Девятовой.

 

(слайд 8)

2. Информационный блок. Обзор книги И. Шугаева «Один раз на всю жизнь». Сейчас мы поговорим о некоторых нюансах семейной жизни, а точнее, о тех кирпичиках, на которых строится внутренний уклад семьи, создается крепкая, дружная семья.

 

(слайд 9)

Ведущий 1. Внутренний уклад семьи. Народ — это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом — плечо к плечу — и именно здесь он получает живой опыт жизни. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа — в крепости семьи, а семья в России практически уничтожается. Любая любовь (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т.д.) начинается с любви в семье, поскольку семья — это единственное место, где человек проходит школу любви.

Современный же уклад жизни никак не способствует укреплению семьи, а, напротив, разрушает ее. Отметим несколько сторон в вопросе внутреннего уклада современной семьи.

 

(слайд 10)

Ведущий 2. Статус семьи. Сама семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Семья выше всего, кроме Бога. К сожалению, такое отношения к семье встретишь нынче крайне редко.

 

(слайд 11)

Ведущий 1. Среда обитания. Семейный опыт передается от родителей детям. Нормальной средой для воспитания является семья. Но где воспитываются современные дети? Разве в семьях? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад, потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 8 часов в день, с родителями он общается примерно столько же. Детсадовский возраст — наиболее важный в формировании личности, а половину всего времени ребенок проводит в среде, совершенно не похожей на семейную домашнюю обстановку. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком — послушным и заботливым. В детском саду ребенок проходит совсем другую школу — школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся сосуществовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Не больше! Это все есть и в семье.

 

(слайд 12)

Но в детском саду нет духа послушания и заботы, которыми проникнута семейная обстановка. Если бы мы готовили ребенка к тому, что он никогда не будет создавать семьи, всю жизнь будет жить в общежитиях, никогда не будет занимать начальственной должности и никогда не будет подчиненным, то тогда воспитание в детском саду вполне приемлемо. Если же мы хотим вырастить будущего семьянина, настоящего гражданина, то крайне желательно воспитание именно в семье. Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и свои обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено еще в детстве.

 

(слайд 13)

Ведущий 2. Правильная иерархия семьи. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братья и сестры — я — младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16–17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.

 

(слайд 14)

У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братья и сестры — я — младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», — то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

 

(слайд 15)

Ведущий 1. Связь поколений. Вы, наверное, слышали истории о детях–маугли, которые выросли среди зверей. Таких случаев известно несколько, и самое главное, что этих детей практически не удавалось вернуть к человеческому образу жизни. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.

Как же передается опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передается, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всеми фибрами своей души отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность. Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Как только мы ослабим связь между поколениями (отдав ребенка в детский сад, в школу и т.д.), то потеряется огромный опыт, накапливавшийся сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед.

 

(слайд 16)

Один современный писатель очень верно пишет, что есть два образа жизни: городской и деревенский. В деревне дети родителям нужны, поскольку нужны помощники по хозяйству. Труд в деревне не такой квалифицированный, и взрослым могут хорошо помогать и дети, — требуются только усердие, трудолюбие, терпеливость и т.д. Все эти свойства и воспитываются деревенским образом жизни. В городе все иначе, там индустриализация. А именно индустриализация особенно сильно разрушает семью, поскольку теперь требуется все более высококвалифицированный узкоспециализированный труд. Высокая квалификация напрочь отметает возможность сыну стоять рядом с отцом, а дочери рядом с матерью. Высококвалифицированному специалисту дети только помеха.

 

(слайд 17)

Ведущий 2. Дети — маленькие взрослые. Молодые люди взрослеют нынче очень медленно. Инфантилизм подростков также укоренен в нашем укладе жизни и обычных представлениях о детях. Раньше жизнь заставляла приучать детей к труду примерно с 4–летнего возраста. С 7–летнего возраста все дети начинали исповедоваться, то есть уже учились нести ответственность за каждый свой поступок. На ребенка с довольно раннего возраста смотрели как на человека, готовящегося стать взрослым. И его к этому целенаправленно готовили. Современные дети недополучают элементарного общения со взрослыми, но не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит!

 

(слайд 18)

Современный же ребенок включен в жизнь своих сверстников, а не взрослых. В развитии ребенка и определенный этап, когда закладывается сама привычка к труду. Это примерно возраст в 4–6 лет. Именно в этом возрасте надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно.

 

(слайд 19)

Ведущий 1. Наемничество (бесхозяйственность). Современный индустриальный уклад жизни разлагает общество изнутри, и более всего разлагает семью. Мужчина должен быть главой семьи. Таковым он всегда и был ранее. Он был и главой семьи, и хозяином на своей земле и в своем доме. Теперь человек стал наемником, а не хозяином. Такая обстановка практически убивает ответственность в старшем поколении. Что значит быть ответственным? Если я сегодня не посею, то завтра мне и моим детям будет нечего есть. Если я не покормлю свою скотину, то через несколько дней она подохнет. То есть сама жизнь приучала к ответственности, к хозяйскому отношению, потому что человек был хозяином своего дела. В современном укладе жизни многое поменялось. О том, когда и сколько сеять, пусть думает агроном. О том, чтобы кормить скотину, пусть следит зоотехник: «Мое дело маленькое, мне сказали, — я сделаю, а самому лезть на рожон — нет, увольте».

(слайд 20)

Потеря хозяйского отношения, то есть наемничество, уродует среднее поколение, и, естественно, передается младшему поколению. Мудрое, ответственное отношение к жизни воспитывается в течение нескольких поколений, а потеряться может очень легко и быстро. Личное хозяйство, небольшое семейное предприятие — вот наиболее благоприятная атмосфера для воспитания утраченного ныне отношения к жизни. Если выбор обозначить очень ясно: «Что вам важнее: плоды цивилизации или крепкая семья?» — я однозначно выберу крепкую семью.

 

(слайд 21)

Ведущий 2. Отсутствие идеологии. Воспитание без идеологии практически немыслимо. Можно даже сказать, что идеология — это и есть система воспитания (как взрослых, так и детей). Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных). Идеология как система воспитания может быть и христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет заповеди Божий в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерархию ценностей (например, «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное приложится вам»).

 

(слайд 22)

Постепенно происходит подмена ценностей: профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Новое поколение гонится за профессионализмом, но это страшно. Счастье человека на 90%, если не больше, зависит от его семьи, от того, как он сможет устроить свой дом, какая там будет обстановка. Профессионализм не дает счастья. Хочется отметить еще одно последствие того, что мы не имеем никакой идеологии. Это присутствие целенаправленного развращения молодого поколения. Развращенный ребенок никогда не станет хорошим гражданином. Ребенок еще не умеет справляться с сильными впечатлениями и зарождающимися страстями. Пока эта индустрия будет действовать, невозможно надеяться на воспитание хорошего поколения. Милые юноши и девушки, когда вы вырастете, сделайте все, чтобы в нашей стране ваших детей никто не мог развращать.

 

(слайд 23)

Классный руководитель. Есть еще одна проблема, которая мешает созданию настоящей семьи – так называемые «гражданские браки». Чем опасно это явление, мы сейчас узнаем из видео фрагмента «О добрачной жизни» А.И. Осипова.

 

(слайд 24)

3. Дискуссия «Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью». Классный руководитель. А сейчас попробуем вместе поразмышлять и определиться, почему же нужна семья не только каждому человеку, но и обществу.

  1. Почему жизнь была немыслима без семьи?
  2. Имеет ли значение для семьи целомудренная (или нецеломудренная0 жизнь до брака?
  3. Традиционная семья строилась на жестком подчинении, на диктатуре главы семьи. Чем была вызвана такая жесткость?
  4. Влияет ли аборт на отношения супругов?
  5. Как вы думаете, можно ли в современной семье избежать ссор между мужем и женой? На какой почве происходят такие ссоры? Чем должны заканчиваться ссоры?
  6. Какие общие цели и интересы побуждают супругов дружно тянуть семейный воз?
  7. Наши предки вступали в брак по церковному обряду. Перед кем брал человек ответственность, вступая в брак?
  8. Во время венчания священник трижды дает молодым вино из чаши. Эта чаша - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Какие радости и скорби приходится делить современным супругам?
  9. Чему современные супруги могли бы поучиться у своих далеких предков?

 

(слайд 25)

Классный руководитель. Каждому из нас хочется жить в счастливой семье, где все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге. Но так бывает, увы, не всегда. Как же сделать семейную жизнь счастливой? Может быть, ответ на этот вопрос даст небольшая притча. Видео фрагмент. «Притча об умении строить счастливые взаимоотношения».

 

(слайд 26)

Ведущий 1. Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:

- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;

- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;

- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;

- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;

- больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;

- жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;

- куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;

- более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;

 - не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

 

(слайд 27)

2. Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья».

Классный руководитель. Расскажите о российской семье XXI в. Для выполнения этого задания мы разделимся на несколько микрогрупп, каждая из которых в течении 5-7 минут подготовит небольшой рассказ по теме.

Первая группа подготовит рассказ о составе семьи.

Вторая группа расскажет о целях создания семьи (по степени значимости). Третья группа рассмотрит структуру семьи, взаимоотношения между ее членами.

Четвертая группа расскажет о системе ценностей современной семьи.

 

(слайд 28)

Ведущий 1. Притча. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

 Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

 — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

 — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?...

(слайд 29)

Ведущий 2. А вот что сами дети думают о семье. Видео фрагмент «Дети о семье».

 

(слайд 30)

5. Заключительная беседа. Классный руководитель. Начиная с XIII века брак в России мог быть заключен только в церкви. В православии семья - это школа любви и школа спасения. Спасения любовью, когда человек, помогая другому, ведет его к Богу, приводит к спасению и, спасая его, спасается сам. Не случайно апостол Павел провозглашал семью как «домашнюю церковь». Православие учит относиться к женщине как продолжательнице рода, матери, это взгляд возвышенный, вдохновенный. В библейских книгах мы не раз встретим наставления мужьям относиться с любовью, терпением, сочувствием, пониманием к своим женам: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5.25) «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5.33)

 

(слайд 31)

Именно женщина, мать в православной традиции воспринимается как хранительница семьи, ее традиций, уклада. Апостол Петр писал: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…». То есть главное – красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому женщина как раз уделяет большее внимание.

 

(слайд 32)

Ведущий 2. Притча «Пятьдесят лет вежливости».

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

 – Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

 

(слайд 33)

Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ!

Видео фрагмент «Гимн семье».

 

(слайд 34)

Литература.

  1. Ильяшенко, А. Кризис в семье: что угрожает семейному счастью? – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 144 с.
  2. Шугаев, И.В. Один раз на всю жизнь. Брак, семья, дети. Беседы со старшеклассниками. – М.: 2012.

 

Приложение:

  1. Видио фрагменты
  2. Презентация «Счастливая семья»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*