Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля и дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО

17.03.2015 59420 2 90653
Сидоренко Марина Александровна
Сидоренко Марина Александровна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности.

На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, материальная баз учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.

Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время был принят ряд нормативно-распорядительных документов Минобрнауки РФ, в которых выдвинуты новые требования к структуре и содержанию учебно-методического обеспечения учебного процесса, введены новые критерии показателя государственной аккредитации высших и средних профессиональных учебных заведений – «Методическая работа».

Конкретные требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена предъявляет Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования. В нем конкретно указано, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ПП ССЗ на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ПП ССЗ образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ПП ССЗ образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; программ учебной и производственной практик; методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО. В рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей; предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Все учебные дисциплины должны быть обеспечены учебно-методическими комплексами (УМК). Поэтому от построения содержания обучения зависят подготовка специалиста и его образованность: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем больше достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист.

Естественно, что для достижения цели – создания качественного учебно-программного материала требуется много усилий преподавателя-предметника, большой временной ресурс, порой растягивающийся на годы, проведение научной работы и просто самообразование.

ПП ССЗ - совокупность нормативной и учебно-методической документации, разработанной образовательным учреждением для каждой специальности подготовки на основе требований ФГОС СПО. Является обязательным внутренним нормативным документом образовательного учреждения для реализации целенаправленного образовательного процесса в достижении результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом с учетом вида, типа образовательного учреждения и потребностей работодателей и обучающихся.

Включает в себя:

  • ФГОС по специальности (разрабатывается Министерство образования);
  • Требования образовательного учреждения к выпускнику (квалификационные   требования), может быть Модель специалиста – разрабатываются ОУ;
  • Учебный план;
  • Примерные учебные программы дисциплин;
  • Рабочие программы (разрабатываются каждым преподавателем).

Учебно-методическое обеспечение специальности должно включать в себя:

  • нормативный комплект специальности;
  • учебно-методические комплексы дисциплин;
  • учебно-методические комплексы профессионального модуля;
  • учебно-методический комплект учебной и производственной практики;
  • комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»;
  • комплект «Итоговая аттестация»;
  • комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»;
  • комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы (компоненты):

  • нормативно-правовая документация;
  • учебно-программная, планирующая документация;
  • учебно-методическая документация;
  • материально-техническое, информационное и программное обеспечение.       

В УМК по учебной дисциплине раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине (для общеобразовательных дисциплин - выписка из стандарта среднего общего образования);
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

  • примерная программа учебной дисциплины (при наличии);
  • программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

  • конспекты лекций (допускаются тезисы);
  • учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • справочники, каталоги, альбомы;
  • методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
  • методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем, отдельных элементов;
  • методические разработки, авторские разработки;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
  • темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
  • тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
  • тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
  • положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине;
  • комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине;
  • методический комплект «входного» контроля уровня знаний у обучающихся (для общеобразовательных дисциплин);
  • систему контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине;
  • критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
  • документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по учебной дисциплине;
  • учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам учебной дисциплины;
  • видео и интерактивные материалы;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по учебной дисциплине.

Профессиональный модуль (ПМ) - часть образовательной программы среднего профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Программа профессионального модуля (ППМ) - учебно-методический документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения заданного стандартом вида профессиональной деятельности.

Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:

  • из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрировано);
  • из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:

  • нормативно-правовая документация;
  • учебно-программная, планирующая документация;
  • учебно-методическая документация;
  • материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю;
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса и производственного обучения;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

  • примерная программа профессионального модуля (при наличии);
  • программа профессионального модуля;
  • программа учебной, производственной практики;
  • календарно-тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

  • конспекты лекций (допускаются тезисы);
  • учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • справочники, каталоги, альбомы;
  • методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
  • перечень учебно-производственных работ по учебным практикам, производственному обучению;
  • методические рекомендации по изучению профессионального модуля, его разделов, тем, отдельных элементов;
  • методические разработки, авторские разработки;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
  • темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
  • тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
  • тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
  • положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по междисциплинарному курсу (МДК), профессиональному модулю;
  • комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному модулю;
  • систему контроля знаний у обучающихся по МДК, профессиональному модулю;
  • критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
  • документация по мониторингу качества освоения обучающимися МДК, профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК, профессиональному модулю;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального модуля;
  • видео и интерактивные материалы;
  • учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.

При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.

Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.

Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.

Контрольный экземпляр учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.

Учебно-методический комплект учебной и производственной практики

Это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:

  • Программы учебной, производственной и преддипломной практики по специальности;
  • Календарные планы всех видов практик;
  • Критерии оценки результатов практик;
  • Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»

Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Это:

  • Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;
  • Методические материалы по выполнению, оформлению и защите КР;
  • Критерии оценки КР;
  • Образцы оформления КР, рецензий на КР.

Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по специальности.

Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:

  • Программу итоговой Государственной аттестации;
  • Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;
  • Перечень сформированных ОК и ПК;
  • Квалификационные требования к выпускнику по специальности;
  • Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа студентов (СРС) - часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.

Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента. Например,

  • Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента;
  • Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера);
  • Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению;
  • Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению;
  • Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.



Назад к списку

Комментарии
Описанный состав УМК дисциплин и модулей - это близкий к идеальному вариант. Необходимо добавить только оценочные средства по практике ( в соответствии с требованиями 291 приказа Минобрнауки), которые и будут включать критерии оценки прохождения практики, требования к отчетной документации (аттестационный лист, характеристика, дневник, отчет) по практике и т.д. Мне страшно представить, как реагируют преподаватели на такой обширный список состава УМК. Каждое учреждение самостоятельно прописывает состав УМК в своих локальных актах, при обязательном включение в него требований нормативных документов. А требования документов (ФГОС, приказ об организации работы учреждений СПО, закон об образовании, приказ по практике 291) в данной публикации подробно описаны: примерные программы (при наличие), рабочие программы (сюда можно отнести и КТП), обеспечение самостоятельной работы студентов, методическое обеспечение (лабораторных и практических работ, возможно отдельных занятий - кто как понимает эти два слова), фонды оценочных средств. Это ВСЕ о чем говорят документы. Мне нравится как подошли к разработке УМК в нашем колледже. Есть обязательный состав УМК дисциплин и МДК (выписка из ФГОС о требованиях к результатам обучения; при наличие примерная программа; рабочая программа и КТП; методические указания для лабораторных и практических работ; методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; методические рекомендации по курсовому проектированию, если есть КП; фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации), есть обязательный состав УМК практик (программа, КТП, оценочный материал). Все остальное зависит от компетентности, творческого потенциала преподавателя. Ежегодные конкурсы УМК в колледже стимулируют преподавателей расширять наполнение УМК все больше и больше. Я преклоняюсь перед вашими преподавателями, если у каждого есть в наличие такой богатый по составу УМК.
Нелли Юрьевна
ГОАПОУ "Липецкий металлургический колледж"
Знаете как это называется? Ёжики плакали, кололись,, но продолжали есть кактус. А теперь скажите мне, кто реально обеспечивает квалификацию учащихся, когда кто в лес, кто по дрова. Реально работой по созданию методического материала в таком объёме должны заниматься специально обученные люди. Сколько материала я за два года осмотрела, реально приличные только в университетах, где высочайшая квалификация преподавателя подкрепляется огромным опытом работы. От простого преподавателя колледжа же требуется сразу и работа лектора и работа семинариста и работа методиста, которую как правило в университетах ведут (или вели, пока в этой стране существовали научные школы), целыми кафедрами и без перегрузок и с полным финансированием.
Анна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*