Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по математике в соответствии с ФГОС

03.03.2015 2629 5117
Клюякова Ольга Николаевна
Клюякова Ольга Николаевна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

Мы видим, что за последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Именно ИКТ - технологии предназначены для лучшего освоения содержания курса математики, отработки умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации, что особенно важно и необходимо для современного человека.

ФГОС предусматривает то, что мы, педагоги, должны не столько давать знания, сколько учить учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний, т.е. самостоятельно добывать знания. Поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому выстроить всю образовательную систему. Внедрение ИКТ технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся.

Преимущества информационных технологий, по сравнению с традиционными, очевидны:

  1. современный дизайн;
  2. возможность включения мультимедийных  способов представления информации;
  3. использование интерактивных средств контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки;
  4. простота использования в домашних условиях.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если обучающийся активно участвует в процессе.

ИКТ на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах:

  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности педагога;
  • самостоятельное обучение с помощью педагога-консультанта;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование занимательных программ;
  • использование информационно-справочных программ.

Использование компьютера на занятиях позволяет более нагляднее и доступнее представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на учебных занятиях.

Презентация – одно из эффективных средств организации обучения, мощное педагогическое средство, которое выходит за рамки традиционной урочной системы.

Презентации применяются:

  • При фронтальном опросе (наглядно, динамично).
  • При объяснении нового материала можно не только выводить на всеобщее обозрение определения, свойства, выводы и т.п., но и показать практическое применение в жизни, интересные факты из истории.
  • При повторении. Это колоссально экономит время, делает занятие красочнее и улучшает зрительную память обучающихся.
  • При проведении лекции. Однако следует избегать  дублирования, в такой презентации нет смысла. В  презентации к лекции должны быть только какие-то выводы, выделяющие главную мысль. Иначе обучающиеся  устают от монотонности, и слайды уже не могут оживить восприятие текста, а превращаются в балласт.
  • При защите проектных работ – уникальный способ реализации творческого потенциала обучающихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике.

В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникационные технологии на своих занятиях, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Обучающимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Занятие от этого становится интереснее. По итогам таких занятий можно значительно повысить эффективность обучения.

Таким образом, преподаватель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание обучающихся на трудных разделах темы, при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения. Создавая презентацию к уроку необходимо делать акцент на основные моменты урока, то есть привлекать внимание обучающихся, а это можно сделать с помощью анимации, видеоролика.

Результатом систематического применения информационно-коммуникационных технологий на уроках является повышение квалификации самого педагога, вовлечение большего количества обучающихся в активную деятельность, активизирует внимание, усиливают их мотивацию, возрастает интерес обучающихся к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность занятия. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности обучающегося.

Информационные технологии в обучении математики способствуют:

  • Интенсификации процесса обучения, увеличению доли продуктивной деятельности.
  • Расширению информационной и иллюстративной базы занятия, повышение доступности учебной информации.
  • Дифференциации различной деятельности на занятии (возможность дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности каждого обучающегося; дифференцировать формы и типы учебной деятельности на занятии).
  • Обеспечению индивидуального подхода к каждому обучающемуся в соответствии с уровнем его обученности.
  • Индивидуальному отбору контрольного материала, объективизации оценки знаний обучающихся и повышению оперативности контроля знаний.
  • Развитию личности обучающегося, самоподготовке к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Информационные технологии в обучении математики позволяют:

  • сделать занятие интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций, моделирование, метод проектов, публикаций и т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса к предмету.

Применение ИКТ-технологий является перспективным, так как позволяет:

  • комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
  • поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  • применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
  • частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
  • формировать у обучающихся навыки самостоятельного овладения знаниями;
  • стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
  • осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования. Компьютер - это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также - средство повышения эффективности труда педагогов.

Список использованных источников

  1. Беляков Е.В. Подготовка и использование презентаций в учебном процессе. URL: http://belyk5.narod.ru/Present.ht.
  2. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии.- Педагогические технологии. №2. 2007г.
  3. Смирнов И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. URL: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36267.php
  4. Смирнова Т.А. Возможности создания и использования мульмедийных презентаций // Культура: управление, экономика, право. 2010. № 3.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*