Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе медицинских учебных заведений

13.03.2015 3827 7131
Сидоренко Марина Александровна
Сидоренко Марина Александровна, преподаватель

Даниленко Ольга Михайловна
Даниленко Ольга Михайловна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу студентов, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе медицинских учебных заведений является актуальной проблемой современного профессионального образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести учебное занятие с использованием ИКТ, так как преподавателю предоставляется возможность сделать занятие более ярким и увлекательным.

Использование ИКТ в образовательном процессе изменяет роль студента на занятии - из пассивного слушателя он делается активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между студентом и преподавателем изменяются в сторону партнерских, а студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности занятия, его насыщенности.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:

Первое - компьютер включается в обучающий процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения.

Второе - он представляет собой технологизацию обучающего процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.

Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата - делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для студента любого курса, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемым дисциплинам.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Качество подготовки студентов определяется содержанием образования, технологиями проведения занятий, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Направления использования ИКТ.

При изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по информационным системам мы выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • Наглядное представление о возможности использования информационных технологий;
  • Система тестового контроля при проверке знаний студентов, позволяющая студенту самостоятельно контролировать свои знания;
  • Подготовка к практической деятельности в ЛПУ.

В своей деятельности преподавателиприменяют различные формы электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

  1. Использование готовых электронных продуктов.
  2. Использование мультимедийных презентаций.
  3. Использование разработанных электронных учебников, пособий и рекомендаций.
  4. Создание авторских электронных учебников и пособий.

Особенностью внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это ко всем учебным дисциплинам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы — полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. Необходимо стремиться к творческому эффективному сотрудничеству со студентом, заботиться о наиболее полном раскрепощении обучающихся и их комфортности не только в студенческой среде, но и в межличностном общении с преподавателем. Педагогу отводится большая роль в формировании профессиональной мотивации, чувства уверенности у студентов, в их ощущении безопасности.

Для успешного достижения образовательных результатов на занятиях по инфекционным болезням используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние. Мультимедийные средства обучения позволяют повысить наглядность обучения; повторить наиболее сложные моменты урока; усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой; организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического оформления электронного ресурса или за счет разумно применённой анимации и звукового эффекта; провести повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока. Безусловно, мультимедийный урок не должен быть полностью демонстрационным.

Согласно новым требованиям ФГОС в настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеаудиторная самостоятельная работа. Т.е. это деятельность студентов, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

В основе многих новых педагогических технологий лежит практическая направленность, в том числе и поисково-исследовательские методы. Одной из форм самостоятельной творческой работы обучающихся является УИРс и НИРс.Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуаци­ями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет - сайтами студент накапливает профессиональные знания и приобретает личный опыт.

«Всякое знание остается мертвым, если в учащемся

не развивается инициатива и самостоятельность».

Н.А. Умнов.

Проведение исследовательской работы студентами, в том числе в СНО, вырабатывает у них навыки самостоятельности, позволяет реализовывать свой творческий потенциал. Научить студентов самостоятельно принимать решения, помочь в их самоопределении может самоуправление. Молодежь на современном этапе пытается самореализоваться. Такая возможность предоставляется им и при добровольном выборе самых различных форм внеаудиторных заданий по изучаемой дисциплине. Благодаря широкому внедрению в образовательный процесс компьютерных технологий на смену скучным и «сухим» традиционным рефератам появилась возможность подготовки содержательных мультимедийных информационно - иллюстрированных презентаций (в том числе - в звуковом сопровождении), обучающих видеороликов.

Все использованные электронные образовательные ресурсы  позволяют представлять учебный материал как систему ярких опорных конспектов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. При этом каждый студент работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него, что позволяет наилучшему усвоению учебного материала.

Проблемой, наверное, любого образовательного учреждения является усвоение и запоминание новой специальной терминологии. Мобилизуют зрительную память, заостряют внимание на правильном написании новых слов так называемые опорные сигналы (или "сигнальные карточки" с ярко выделенными новыми терминами по Шаталову). В этом плане в настоящее время значительно облегчает функции преподавателя использование в образовательном процессе мультимедиа, с помощью которого можно проводить терминологические диктанты для закрепления специальной медицинской терминологии, как в устной, так и в письменной формах.

Как элемент проблемно-поискового обучения используются кроссворды, их также можно демонстрировать с помощью мультмедиа. Они не только помогают освоить некоторые понятия, термины, но также являются эффективным средством дифференцированного и индивидуализированного обучения, контроля и самоконтроля, а также воспитывают усидчивость и настойчивость в достижении цели.

В том числе мультимедиа значительно позволяет сэкономить время, сразу же обсудить неясные вопросы и ошибки посредством нетрадиционного способа проведения тест-программированного контроля знаний не в письменной, а в устной форме (к тому же - экономия бумаги).

«Методы активного обучения приближают

учебный процесск профессиональной деятельности»

Гросс.

В медицинских учебных заведениях методы активного обучения (МАО) позволяют студентам отрабатывать свои профессиональные компетенции в условиях, приближенных к реальной практике. При этом реализуется одна из основных задач МАО - формирование профессиональных качеств специалиста.

В настоящее время существует потребность в таких технологиях, в основе которых лежало бы развитие личности профессионала: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в трудовом коллективе и другое. Поэтому под термином «новые образовательные технологии» можно представить и такие, как моделирование и имитация, в том числе метод конкретных ситуаций (КС), которые хорошо себя зарекомендовали при подготовке будущих медицинских работников. Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности. Они дают возможность максимально приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности. Ситуация (фр. - положение, обстановка) - совокупность обстоятельств (внутренних и внешних), содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, организации, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения (кейс-стади).

Например «Ситуация - оценка» - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно - неправильно» и предложить свое адекватное решение. Данный вид КС можно применять посредством видеороликов «Найди ошибки» (с заведомо допущенными ошибками), на которых демонстрируются, например определение границ печени по Курлову, определение менингеальных симптомов, взятие мазка из зева. Затем, найдя ошибки, студент приступает к тренингу, демонстрируя при этом правильный алгоритм профессиональные компетенции. Кстати, в подготовке видеороликов принимали участие сами студенты.

Ситуация - иллюстрация - прототип реальной ситуации может включаться в качестве факта в лекционный материал. В качестве клинического примера на практических занятиях демонстрируются тематические больные с последующим их клиническим разбором. При отсутствии тематических больных привлекаются мультимедийные ресурсы, с помощью которых демонстрируютсявизуализированные ситуационные задачи. Например, допустим больной брюшным тифом или скарлатиной. Прежде чем назвать при каком заболевании встречается данный вид сыпи, студент должен размышлять: какой это вид сыпи, ее локализация, количество и т.д. Либо описание таких симптомов, как симптом Филатова, «малиновый язык», симптомы «перчаток» и др.Во время опроса студентов предлагаю применять метод комментирования, т.е. размышления вслух. Объясняя свои суждения и действия, студент постепенно приходит к какому-то результату, итогу, или диагнозу. Этот прием способствует не только развитию речи, но и развитию логического мышления и самоанализа.

В перечень вопросов таких практико-ориентированных задач дополнительно включаются и другие, в том числе вопросы дифференциальной диагностики, проблемные вопросы и др. Ситуация - проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.

Мы часто говорим об оптимизации учебно-воспитательного процесса (УВП), внедрении компьютерных информационных технологий.Но достичь этого в силу объективных причин не всем удается в полной мере, как этого бы хотелось. Некоторые учебные кабинеты на клинических базах не оснащены компьютерами (ноутбуками), либо отсутствуют мультимедийные установки (или TV-экраны, которые можно было бы подключить к ноутбуку). А это бы значительно облегчило восприятие и запоминание (закрепление) учебного материала, особенно когда отсутствуют тематические больные, при этом, нисколько не умаляя значение живого общения с пациентом. В практической деятельности студентов-медиков очень важно научиться находить общий язык с больным, собирать анамнез, проводить объективный осмотр. Сегодня медицина испытывает потребность в медработниках, имеющих высокий уровень коммуникативной компетенции, которая обусловливает формирование у них профессиональной компетентности.

Список используемой литературы

  1. Носкова Т.Н. Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов // Педагогический дизайн: сб. мат. всероссийской научно-практической конференции. – Спб.: РИО ГОУ СПО «спбгипт», 2004. – С.3-7.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: Академия, 2008 – 272 с.
  3. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-мет. пособие для педвузов/ И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М., 2006. – 374 с.
  4. Смолянинова О.Г. Разработка мультимедийных электронных учебников в среде TOOLBOOK: учеб. пособие с грифом УМО Пед. Образования РФ. – Красноярск: Изд. Красгу, 2002. – 109 с.
  5. Чернобай Е.В., Зенкина С.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование, 2008.– № 7. – С. 110–111.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*