Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучающий семинар для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»

13.03.2015 2249 4519
Астанина Людмила Давыдовна
Астанина Людмила Давыдовна, педагог-психолог

Мариинский политехнический техникум

Уважаемые коллеги!

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

«Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой»

Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».

Все мы понимаем, что это важно, но вы скажете: «Где время?"Да, я с вами абсолютно согласна, времени на уроках не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и говорить не для того, чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать вам: " Каждый из вас, почти на каждом своем уроке активно использует эти методы, хотя порой и не догадывается об этом".

Типы технологий

* Здоровьесберегающие (витаминизация, здоровое питание)

* Оздоровительные (физическая подготовка, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)

* Воспитание культуры здоровья (фестивали, конкурсы и т.д.).

Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень важен. Он стар как мир, но актуален во все времена.

Вопросы здоровья детей - на повестке дня Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы, педагогических коллективов и родителей. Здоровье подростков в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

Принципы здоровьесберегающего урока:

  • принцип двигательной активности
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания
  • принцип психологической комфортности
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности студента с учётом темперамента

 

  1. Повышение двигательной активности

Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности.Малоподвижный образ жизни не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Учителя должны проводят физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнения, чтобы снять усталость.

  • гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,для снятия напряжения с мышц туловища
  • гимнастика бодрящая; гимнастика дыхательная
  • гимнастика для глаз – самокоррекция

Коррекционные технологии

Не менее важным является эмоциональный климат урока.

"Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает"

  1. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой студентов.
  • использование положительных установок на успех "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмора. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент лишается педагогической и личностной привлекательности.

Чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья.

Уместные и умные шутки, забавная скороговорка - оживляет творческий настрой.

Комфортным начало урока может сделать психогимнастика: упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию.

Тренинг-тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»

I. Если утром вам надо встать пораньше, вы:

  1. заводите будильник
  2. доверяете внутреннему голосу
  3. полагаетесь на случай

II. Проснувшись утром, вы:

  1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
  2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия
  3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом

III. Из чего состоит ваш обычный завтрак:

  1. из кофе или чая с бутербродами
  2. из мясного блюда и кофе или чая
  3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете плотный завтрак в 10 часов

IV. Вы предпочли бы:

  1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой
  2. поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе
  3. поесть не торопясь еще немного отдохнуть

V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами:

  1. каждый день;
  2. иногда;
  3. редко

VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее:

  1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию
  2. флегматичным отстранением от споров
  3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров

VII. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий:

  1. не более чем на 20 минут;
  2. до 1 часа;
  3. более 1 часа

VIII. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время:

  1. встречам с друзьями, общественной работе;
  2. хобби
  3. домашним делам

IX. Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это:

  1. возможность встряхнуться и отвлечься от забот
  2. потеря времени и денег
  3. неизбежное зло

X. Когда вы ложитесь спать:

  1. всегда примерно в одно и тоже время
  2. по настроению
  3. по окончанию всех дел

XI. Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск:

  1. все сразу
  2. часть летом, а часть – зимой
  3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел

XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни:

  1. ограничиваетесь ролью болельщика
  2. делаете зарядку на свежем воздухе
  3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточно

XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз:

  1. танцевали
  2. занимались физическим трудом или спортом
  3. прошли пешком не менее 4 км.

XIV. Как вы проводите летние каникулы:

  1. пассивно отдыхаете
  2. физически трудитесь, например, в саду
  3. гуляете и занимаетесь спортом

XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:

  1. любой ценой стремитесь достичь своего
  2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды
  3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.

Оценка результатов

Вопр. / ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

30

10

20

30

0

0

30

30

10

30

30

20

0

30

0

2

20

30

30

0

30

10

0

10

20

0

0

0

30

30

20

3

0

0

0

10

20

30

30

0

30

0

0

0

0

30

30

400-480 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

280-400 очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

160-280 очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдетев себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Угадай зашифрованное слово:

1.  Л Ы У К Б А

2.  РОЗЬДОВЕ

3.  НИАИВТМЫ

4.  АОИФТЙЧ

  1. Цветотерапия

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать.

Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции.

Жёлтый - цвет хорошего настроения.

Зелёный - успокаивает; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

Таблицы, схемы выполняются в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.

Музыкотерапия использовалась веками как мощное средство изменения сознания. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока.

Можно использовать звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождяспособствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

  1. Новые формы организации урока

Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются.

Социальная - задают вопросы, обмениваются мнениями.

Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем.

Традиционный стиль преподавания меняется - учитель выступает в роли консультанта. Задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы, сбора новых данных.

Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы), коллективное взаимодействие.

  1. Здоровье самого учителя

Исследования специалистов подтверждают, что учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей со стажем работы 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя.

У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой!

Литература

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  4. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  5. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования 14. 6. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.
  6. Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
  7. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
  8. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  10. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
  11. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.
  12. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.- 400с.
  13. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования 14. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*