Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение новых ресурсосберегающих технологий мойки и очистки железнодорожной техники

12.03.2015 1721 3504
Лапицкий Василий Николаевич
Лапицкий Василий Николаевич, преподаватель

Денисов Святослав
Денисов Святослав, студент

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

В нынешних условиях производства разработка инновационных технологий очистки железнодорожной техники при эксплуатации и ремонте подвижного состава приобретает важное значение. Новые технологии необходимы это для того чтобы, повысить производительность труда и качество ремонта, а также для экономии энергетических ресурсов.

В процессе работы локомотива все его узлы, агрегаты и детали подвергаются обильному загрязнению, от которого избавляются почти при всех видах текущего ремонта и технического обслуживания подвижного состава. На долю очистных работ приходится не менее 5 ÷ 8 % общей трудоемкости ремонта в депо. Обычно,такие работы наиболее грязные и тяжелые.

В настоящее время используемая в депо и на локомотиво-вагоноремонтных заводах моечная техника физически и морально устарела. Ее явно недостаточно для автоматизации и механизации всех моечных и очистных операций.

Главным средством механизации мойки и очистки загрязненных деталей служат струйные моечные машины, в которых обмывка ведется раствором кальцинированной или каустической соды. Здесь используются универсальные тупиковые и проходные машины ММД-12, ММД-6 и др., в которых струйным способом моются узлы и агрегаты локомотивов.

Данные моечные машины расходуют высокое количество пара, воды и электроэнергии. Наряду с этим качество очистки является неудовлетворительным, в особенности для агрегатов со сложной конструкцией и прочными нагарными загрязнениями. В некоторых депо дорог на протяжении долгого времени используются самодельные моечные машины.

При струйной очистке эффективно удаляются загрязнения в зоне прямого действия струи моющей жидкости. Экранированные и закрытые поверхности очищаются намного хуже. Из-за сильного пенообразования в струйных машинах запрещено применять моющие растворы с высокой концентрацией поверхностно-активных веществ.

Всё это подтверждает надобность улучшения средств очистки железнодорожной техники, состояние которой естественно влияет на решение экологических, производственных и социальных проблем наших предприятий.

В данное время ВНИИЖТом разработана новая ресурсосберегающая технология мойки и очистки железнодорожной техники. Процесс обработки очищаемых объектов технологически высокоэффективен и происходит универсальными моющими средствами нового поколения.

Различие новой технологии состоит в том, что на узлы и агрегаты подвижного состава моющий раствор наносится перед процессом очистки и выдерживается в течение установленного времени в зависимости от типа и степени загрязненности.

Моющий раствор наносится с помощью специальных пневмораспылителей стационарного или передвижного исполнения. Наиболее результативным (особенно для крупных объектов) является пенный способ нанесения моющей жидкости. Пенный раствор дольше находится на поверхности и обладает повышенной моющей способностью. Подобный технологический процесс даёт возможность сократить потребление моющих средств в 8 ÷10 раз.

Для следующей операции используют агрегаты высокого давления, они позволяют очистить объект мощными струями воды. Новый гидродинамический способ очистки обусловлен такими технико-экономическими преимуществами перед обычной обмывкой в струйных моечных машинах:

  • повышенным давлением (100 ÷ 200 кгс/ и более) обмывочной воды;
  • малым диаметром (2 ÷ 4 мм) струеобразующего сопла.

Благодаря этому струя жидкости приобретает большую разрушающую силу, что позволяет удалять прочные загрязнения с очищаемых объектов без подогрева воды и применения моющих средств.

За счет большого увеличения рабочего давления воды (с 5 до 200 кгс/) в 15 ÷ 20 раз сокращается необходимый для очистки расход воды и в 5 ÷ 10 раз потребляемая мощность. Благодаря сокращению расхода  электрической и тепловой энергии происходит значительный экономический эффект.Так же значительно повышается качество мойки, упрощается очистка стоков, которые содержат намного меньше вредных веществ.

Для нового метода очистки узлов и деталей используют другие водорастворимые, нетоксичные, пожаробезопасные и биоразлагаемые моющие средства.

В данное время процесс очистки железнодорожной техники происходит вручную с использованием керосина, бензина, дизельного топлива и других летучих органических растворителей.Этот технологический процесс наиболее опасен и в экологическом отношении, так как служит постоянным источником образования сильно загрязненных сточных вод, вредных парогазовых выбросов в атмосферу, нефтеотходов, повышенной загазованности и пожароопасности рабочей зоны.

Новые очищающие средства, используемые по разработанной технологии очистки, более эффективны, чем используемые в производственных процессах традиционные технологические моющие материалы.

Все эти средства производятся в виде порошков или жидких концентратов. Для приготовления рабочих растворов используют воду, чтобы исключить взрыво- и пожароопасность  при их применении. Такие концентраты моющих средств относятся к малоопасным веществам, не обладают аллергенным и кумулятивным действиями. В составе этих веществ отсутствуют хлор, фтор, и фосфорсодержащие соединения.

Данные препараты биоразлагаемые. По заключению научно-практического центра (НПЦ) по чрезвычайным ситуациям и санитарно-гигиенической экспертизе допускается сброс в канализацию рабочих растворов таких используемых очищаемых средств.

В конце статьи, необходимо отметить, что новые технологии обеспечиваются целым комплексом средств и оборудования, состоящими из:

  • биоразлагаемых водорастворимых моющих средств;
  • оборудования для нанесения моющих средств на объекты (стационарные  и ручные распылители, пневматические пеногенераторы);
  • стационарных и передвижных насосных установок, повышающих давление воды до 200 кгс/ и более;
  • специальных насадок и механизмов для обработки различных поверхностей и очистки определенных загрязнений;
  • спецодежды  и защитных средств из грязе- и водоотталкивающих материалов.

Дезактивация — удаление радиоактивных веществ с поверхностей или из массы различных объектов внешней среды (одежды, зданий, воды, техники, пищевых продуктов и т. п.). Главной задачей дезактивации является снижение уровня загрязнения радиоактивными веществами  до допустимых концентраций или уровней. Важнейшее значение при этом имеет удаление и собирание радиоактивных отходов.

Основные методы дезактивации:

  1. механические (смывание водой, протирание ветошью или подобными материалами, чистка щетками, соскабливание, обработка пылесосами и пескоструйными аппаратами и др.);
  2. физические (разбавление водой и др.);
  3. химические (обработка щелочами, кислотами и т. п.);
  4. физико-химические (ионообменные смолы, моющие средства и т. п.);
  5. биологические (активированный ил и др.).

Для дезактивации поверхностей используют механические способы: увлажненными тряпками  собирают порошки, растворы — фильтровальной бумагой и т. п., далее обрабатывают поверхности специальными моющими растворами.

Дезактивацию оборудования производят теми же способами. При дезактивации оборудования из нержавеющей стали применяют плавиковую  и азотную кислоты. Ценное оборудование дезактивируют растворами щавелевой  и лимонной кислот (0,1÷0,2%).

Дезактивация спецодежды происходит при многоступенчатой обработке различными моющими средствами с включением в технологию стирки лимонной кислоты, трилонаБ и других средств.

Руки обрабатывают в теплой воде с мылом при помощи щеток. При загрязнении радиоактивным торием или фосфором следует вымыть руки повторно мылом с трилоном Б, гексаметафосфатом или моющим порошком, при загрязнении радием — каолиновым мылом.

Для удаления других радиоактивных веществ применяют 1÷2% раствор лимоннокислого натрия или смачиватель ОП-10.

Применяя комплексный метод, проводят дезактивацию воды и жидких радиоактивных отходов. Он включает в себя механическую (фильтры) и биологическую (биофильтры) очистку, коагуляцию и ионообменные фильтры, а также пенообразование, выпаривание и др.

Проверка за качеством дезактивации осуществляется с помощью радиометрических  и дозиметрических приборов.

При проведении дезактивации необходимо выполнять правила работы с радиоактивными веществами, включая дозиметрический контроль и санитарную обработку людей, осуществляющих эти работы.

Благодаря сокращению расхода моющих средств, воды, электрической и тепловой энергии использование новых технологических процессов очистки приносит значительный экономический эффект. Кроме того, значительно упрощается очистка стоков, которые содержат меньше вредных веществ. Сравнительный расчет затрат по обычной моечной машине и оборудованию с применением агрегатов высокого давления показывает, что годовой экономический эффект составляет около 150 тыс. рублей.

Новая технология и оборудование очистки и мойки узлов и деталей подвижного состава уже внедряются во многих депо ОАО «РЖД». В настоящее время оборудование и моющие средства выпускаются различными предприятиями России, обеспечиваются сервисным и  гарантийным обслуживанием.

 

Библиографический список

  1. Бервинов, Владимир Иванович. Техническое диагностирование и неразрушающий контроль деталей и узлов локомотивов [Текст]: учебное пособие для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / В. И. Бервинов, И. П. Зенин, Е. Ю. Доронин. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2008. - 332 с.: рис., табл. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 327-328. - 2000 экз. - ISBN 978-5-89035-462-4.
  2. Криворудченко, Виктор Федорович. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава железнодорожного транспорта [Текст] : учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Ред. Криворудченко. - М. : Маршрут, 2005. - 436 с. - (высшее профессиональное образование). - 7500 экз. - ISBN 5-89035-187-7.
  3. http://scbist.com/zhurnal-lokomotiv/36907-12-1998-novye-tehnologii-ochistki-i-moiki-tehniki-povyshayut-proizvoditelnost-truda-kulturu-proizvodstva-i-kachestvoremonta.html#post218140



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*