Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта применения современных образовательных технологий при проведении практических занятий в образовательном учреждении СПО

11.03.2015 3324 3 5573
Слюсарь Нелли Юрьевна
Слюсарь Нелли Юрьевна, методист, к.т.н.

Липецкий металлургический колледж

Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений [1], являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий может быть решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и другое [1].

Достаточный состав, продуманное содержание и эффективная организация практических занятий по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам должны обеспечивать формирование всего перечня умений [1], перечисленных во ФГОС СПО.

Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получать высокие качественные образовательные результаты.

Ниже приводятся примеры, иллюстрирующие применение проектного и исследовательского метода при проведении практических занятий.

В соответствии с ФГОС СПО специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением результатом обучения по профессиональному модулю ПМ.03 Подготовка и ведение технологического процесса обработки металлов давлением являются умения созвучные профессиональным компетенциям модуля: применять типовые методики определения параметров обработки металлов давлением; рассчитывать абсолютные, относительные и полные показатели и коэффициенты деформации. В рабочей программе модуля предусмотрено проведение практических работ, шесть из которых по расчету усилия прокатки различными методами для станов холодной и горячей прокатки. С целью повышения мотивации, интереса и активности студентов при выполнении работ, взамен «скучного» расчета по определенному алгоритму, на занятии предлагается решить задачу исследовательского характера, по установлению оптимальной методики расчета усилия прокатки для конкретного стана. При этом в качестве исходных данных предлагаются технические параметры станов ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ОАО «НЛМК») и значения параметров прокатки определенного сортамента сталей, зафиксированные на станах автоматическими системами слежения за металлом. После выполнения расчета по производственным данным, студенты сравнивают расчетные значения усилия прокатки, полученные с использование различных методов расчета, со значением усилия прокатки, зафиксированным на стане приборами, определяют погрешность в расчете используемых методов. В результате выполнения работы студенты знакомятся с технической характеристикой станов ОАО «НЛМК», самостоятельно выявляют оптимальную методику расчета для каждого стана. Полученные результаты практических работ необходимы при выполнении курсового и дипломного проектов по разработке режимов прокатки на станах ОАО «НЛМК».

Перед отдельными студентами при выполнении расчетных практических работ ставится задача выполнить проект по созданию компьютерной программы в MicrosoftOffice Excel расчета заданного параметра (здесь используется дифференцированный подход, ориентация на индивидуальные способности студентов, так как не все студенты способны выполнить данную задачу). Студентам предлагается осуществлять проектную деятельность, как в группе, так и индивидуально. При выполнении работы происходит изучение и запоминание последовательности расчета, используемых формул, устанавливаются исходные данные для расчета, что способствует более глубокому и качественному освоению знаний методики расчета и умений применять эту методику.

Для изучения влияния различных факторов, на какой либо параметр обработки металлов давлением, предусматривается проведение практических работ с использованием разработанных студентами компьютерных программ в MicrosoftOffice Excel. В таких работах целью является закрепление умения применять методику расчета, а также установление зависимостей расчетного параметра от изменения входных параметров (практические работы носят исследовательский характер).

Для достижения образовательных результатов, предусмотренных ФГОС СПО специальности 22.02.05, рабочей программой ПМ.03 Подготовка и ведение технологического процесса обработки металлов давлением предусмотрено выполнение поисковой практической работы в завершении обучения по междисциплинарным курсам, предусматривающей комплексное применение полученных в результате теоретического обучения умений и знаний. Перед студентами ставится следующая проблема: в ОАО «НЛМК» поступил большой заказ на листовую сталь, которая производится в определенном цехе холодной прокатки, необходимо проанализировать возможность использования технологического оборудования других листопрокатных производств комбината для выполнения отдельных или всех технологических операций по производству заданной стали. Студенты, работая в малых группах, должны обосновать возможность производства стали на оборудовании другого цеха, разработать новую технологическую схему ее производства, подобрать необходимое оборудование, используемое для другого марочного сортамента. Выполнение проекта требует сбора и анализа материала об особенностях технологи производства стали, технических характеристиках применяемого оборудования различных листопрокатных производств ОАО «НЛМК», поэтому для выполнения и представления проекта запланировано шесть часов аудиторных практических занятий и самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

Организация и проведение подобных практических занятий дает возможность студентам проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и повысить свою самооценку как будущего специалиста.

Практико-ориентированность обучения студентов по специальности 22.02.05 ОМД обеспечивается и включением занятий-экскурсий в прокатные производства ОАО «НЛМК» после изучения соответствующих тем и разделов дисциплин и модулей. Например, в учебную дисциплину «Материаловедение» включено практическое занятие-экскурсия в лаборатории ОАО «НЛМК».  На этом занятии специалисты комбината–металловеды – обращают внимание на значимость для квалифицированного специалиста понимания строения стали, влияния различных факторов на ее свойства, важность знаний при каких условиях, в процессе каких технологических операций формируются конечные свойства стали и как они измеряются. Так, студенты-второкурсники осознают важность приобретаемых ими знаний и умений по каждой дисциплине или МДК для успешного освоения специальности в целом.

В МДК 03.01 Теория обработки металлов давлением после изучения темы, связанной с законом постоянства секундных объемов при прокатке, предусмотрено проведении экскурсии для сбора данных к практической работе и знакомством с применением закона теории прокатки при настройке вращения валков много-клетевого непрерывного стана. Собранные данные используются для расчета скорости выхода полосы из каждой клети стана, величин опережения и отставания и скорости вращения валков. Проведение комплексной практической работы (экскурсия + расчеты по практическим данным) демонстрирует применение теоретических законов в производственных условиях.

Вызывает интерес у студентов, когда задание на практическую работу проектного характера выдает специалист цеха. Так для открытого занятия по МДК 03.04 Термическая обработка металлов и сплавов был записан ролик в цехе ОАО «НЛМК», где мастер термического участка просит объяснить  необходимость проведения промежуточного нормализационного отжига для высококремнистой динамной стали и подобрать режимы его проведения. В процессе выполнения работы студенты обосновывают необходимость применения термической обработки, пользуются нормативной документацией ОАО «НЛМК» при назначении режима обработки.

Применение проектных практических работ позволяет повторить большой по объему теоретический материал, показать связь теоретических положений с особенностями технологии производства прокатной продукции, совершенствовать профессиональные и исследовательские умения - сопоставлять, анализировать, делать выводы. Использование в процессе выполнения практических работ  групповой работы студентов способствует развитию доброжелательности и уважения друг к другу, формированию общих компетенций, связанных с работой в коллективе и команде.

Опыт организации и проведения практических работ по дисциплинам и междисциплинарным курсам позволил вывести следующую формулу качественной подготовки специалиста:



Список литературы

  1. Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 "О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования".



Назад к списку

Комментарии
Работа неплохая, но у меня один вопрос: Неужели Министерство не обновляло Рекомендации по лабораторкам с 1999 года?
Долгопол Ирина
К сожалению нормативных документов новых по данному вопросу нет. Также отсутствуют рекомендации по организации самостоятельной работы. Последние от 2000 года. Образовательные стандарты, теминология изменились, но документов новых нет.
Нелли Юрьевна
Статья содержательная. Чувствуется большой опыт производственной и преподавательской работы автора, тесная связь с базовым предприятием, что особенно важно для осуществления формирования всего перечня умений [1], перечисленных во ФГОС СПО. Вызвал интерес способ выдачи практического задания специалистом цеха "НЛМК", обязательно воспользуюсь им. Нелли Юрьевна, с таким опытом работы Вы могли бы и сами инициировать создание обновленных рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов по специальности 22.02.05. С уважением Карзунова Г.В.
Карзунова Галина Владимировна
преподаватель УД и ПМ,
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ) Южно - Уральский многопрофильный колледж

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*