Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема формирования исследовательских умений у студентов дошкольного отделения педагогического колледжа

28.11.2011 1107 3575
Ромахина Тамара Николаевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж
В системе профессионально-педагогической подготовки специалистов дошкольного воспитания особое место отводится учебной и научно-исследовательской работе студентов, основными формами организации которых является научный доклад, научный отчет, курсовое и дипломное проектирование, практика в дошкольном учреждении и др.

К выполнению научного отчета и реферата студенты педагогического колледжа привлекаются, уже начиная со второго курса. В процессе выполнения этих форм научных работ студентам следует изучить исследования предшествующих поколений, а этот материал представлен в библиотеках, научных центрах, в банке данных компьютера и т.д. Источниками информации по исследуемому вопросу выступают монографии, диссертации, статьи, научные сборники, научно-методические издания.


Изучение литературных источников предполагает использование таких методов сборов информации по интересующей проблеме, как: составление библиографий, аннотирование, составление тезисов, реферирование, цитирование, конспектирование и пр.


Следует отметить, что в процессе написания научного доклада, реферата, у студентов формируется ряд исследовательских умений: библиографические умения, навыки работы со справочной литературой, умение вести записи по прочитанному, умение систематизировать материал и др., что является важном в становлении студента-исследователя.


Цель написания курсовых и квалификационных работ состоит в систематизации, закреплении, углублении педагогических знаний и практических умений студентов при овладении дисциплинами психолого-педагогического блока. Занятия научной работой вырабатывают у студентов умение критически анализировать педагогические и социальные явления современной системы образования; глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоятельное суждение о каждом из них. Последнее возможно лишь творческом овладении студентами педагогической теорией и умении использовать ее данные для анализа состояния педагогической практики.

В процессе учебно-исследовательской деятельности у студентов развивается интерес к научному поиску, понимая связи науки и практики, появляется уверенность в организации собственного педагогического опыта.


Курсовые работы на отделении дошкольного образования среднего профессионального учебного заведения выполняются на 3 курсах. Цель этих работ состоит в углублении теоретических знаний студентов, развитии некоторых навыков исследовательской работы и развития интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теоретических данных по выбранной проблеме, умению изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы.


Обычно курсовая работа студента представляет собой эмпирическое исследование. В работе может изучаться и обобщаться педагогический опыт. Курсовая работа студента может вносить новое в теорию педагогики и практику воспитания и обучения детей.


До недавнего времени единственной выпускной работой студентов среднего профессионального учебного заведения являлась защита курсовой работы. В связи с повышением качества среднего профессионального образования к числу выпускных работ студента колледжа стало относиться и дипломное проектирование.


По сравнению с курсовой дипломная работа представляет собой следующую ступень во владении студентами навыками и умениями проводить исследования. В ней совершенствуется аппарат исследования, выявляется проблема, решение которой существенно для теории и практики, углубляется цель и задачи, повышается уровень разработки педагогического эксперимента.


Как показывает практика, у большинства студентов педагогического колледжа отмечается неготовность к проведению теоретического исследования, поэтому в основном квалификационная работа носит характер опытно-экспериментального исследования или исследования, связанного с обобщением передового педагогического и личного опыта. В заключении квалификационной  работы излагаются тенденции развития исследовательской проблемы, возможности выхода полученных данных в практику.


Следует отметить, что привлечение всех студентов к написанию квалификационной работы на выпускном курсе – существенное достижение в плане совершенствования их профессиональной подготовки, умения ориентироваться в существующих формах работы педагогических учреждений и творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс.


Таким образом, опытно-исследовательская работа включает студентов в решение конкретно педагогических задач учебно-воспитательной работы в различных типах дошкольных учреждений. В процессе этой работы у них формируются умения и навыки анализа и обобщения опыта работы педагогов с детьми, воспитателями, родителями и др. кроме того, приобщение к научной работе развивает умение работать с такими литературными источниками, как монографии, авторефераты, статьи; вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, статистическими материалами и научно излагать полученные данные.


Важным фактором профессионального становления личности студента педагогического колледжа является педагогическая практика. Как субъект педагогической деятельности личность формируется в этой деятельности. Такая постановка вопроса вытекает из деятельно-личностного подхода, развиваемого в отечественной психологии и педагогике. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина и др.)


Роль педагогической практики в профессиональном становлении педагога стала предметом ряда исследований (О.А. Абдулина, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Э.И. Моносзон, В.А. Сластенин и др.). На роль педагогической практики в формировании педагогических, в том числе исследовательских умений, указывали В.К. Розов, А.И. Щербаков и др.


Анализ программ педагогической практики студентов колледжа показывает, что ею предусматривается формирование целого ряда педагогических умений. Большое внимание уделяется вооружению студентов умениями наблюдать и анализировать процесс, планировать и осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми, опираясь на знания детской психологии, дошкольной педагогики, физиологии детей, на знание методик дошкольного воспитания. Работая с детьми, студенты должны получить некоторые навыки проведения опытно-экспериментальной работы в связи с курсовыми работами.

В ходе практики возникают реальные жизненно важные для студента проблемные ситуации, для решения которых уже недостаточно имеющихся знаний и навыков. Такие ситуации стимулируют студента к творчеству, к поиску, в том числе научному.


Вопросы повышения эффективности педагогической практики в подготовке специалистов дошкольного профиля к будущей профессиональной деятельности рассматриваются в работах Л.В. Поздняк, Н.Е. Праховой, В.И. Ядэшко и др.


Анализ педагогической литературы и программных документов позволяет отметить, что вопросам педагогической практики как важному средству формирования педагога, отвечающего современным требованиям, в колледже уделяется достаточное внимание.


Таким образом, в условиях среднего профессионального учебного заведения важное направление в подготовке специалистов дошкольного образования заключается не только в  овладении комплексом психолого – педагогических знаний, но и в формировании навыков учебно – исследовательской деятельности.


Литература:

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, - М., 1984.

2. Антонова А. Дифференциация и интеграция содержания образования. // Дошкольное воспитание, 1996, №7.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии, - М., 1989.

4. Буряк В.К. Формирование исследовательских умений и навыков. // Среднее профессиональное образование, 1988, №9.

5. Ермакова Н.О. О профессиональной подготовке педагогических кадров. // Дошкольное воспитание, 1996, №10.

6. Ибрагимова У., Комарова Т. Совершенствование подготовки специалистов. // Дошкольное воспитание, 1985, №10.

7. Карпова Т. Подготовка специалистов в колледже. // Дошкольное воспитание, 1993, №5.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь, - М., 2000.

9. Непомнящая Т. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педагогического колледжа. // Дошкольное воспитание, 1996, №6.

10. Потапенко Т. Исследовательская работа студентов педагогического колледжа: методические рекомендации. // Дошкольное воспитание, 1994, №4.

11. Потапенко Т. Научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа. // Дошкольное воспитание, 1995, №5.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М., 1998.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*