Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические аспекты мотивации студентов на занятиях

27.02.2015 5204 13227
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Путь к эффективному обучению лежит через понимание мотивации студентов. Только зная то, что движет студентом, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие.

Термин «мотивация» имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов). [6]

Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:

1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;

2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется комплексом факторов: во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины.

Исследователями установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Изучения учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.

Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.

Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних ситуационных и внутренних психологических факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Рассмотрим, как осуществляется процесс мотивации на учебном занятии.

Процесс мотивации студентов к обучению начинается с того что студент испытывает потребность в овладении теоретическим материалом по теме занятия и практическими навыками. Следующая поведенческая установка студента это выполнение действий по получению знаний и практических навыков. Если на занятии студент овладел знаниями и испытывает потребность в их углублении, в совершенствовании навыков, то есть удовлетворил свою потребность,  то он такие действия будет повторять.

Мотивация на уроке складывается из двух составляющих. Это мотивирование, т.е. пробуждение в студенте внутренних мотивов, жажды знаний. И вторая составляющая мотивации – это стимулирование, распределение благ. Приведем пример, если на уроке студент сам поднял руку и спросил у преподавателя тему доклада для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, то это мотивирование. Преподаватель смог вызвать у студента внутреннее побуждение к учебе.«В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение, мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения» [9].

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - выработкой обобщенного способа действия - и «опредмечивается» в нем и в то же время самыми разными внешними мотивами - самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др.

Если преподаватель даёт студенту задание по самостоятельной работе и подразумевается, что в случае её успешного выполнения студент получит хорошую или отличную оценку, то здесь мы видим процесс стимулирования, распределения благ, в данном случае обещание хорошей оценки.

Говоря об использовании социально-психологических методов стимулирования студентов, нужно сказать, что важным условием успешности применения стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между преподавателем и студентами: постоянное и точное информирование их о задачах урока, о том, где могут быть применены полученные знания, о намечаемых действиях практического характера, успешности реализации студентами учебного плана. Это должно порождать интерес к обучению, интерес к информации, выходящий за пределы учебного кабинета. С помощью социально-психологических методов стимулирования возможна активизация мышления и деятельности студентов.

Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание обучающихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у студентов чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и, особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и студенты нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.

В процессе формирования мотивации учебной деятельности студентов следует различать понятия «цели обучения» и «цели учения». Цели обучения чаще задаются извне. В них проявляются общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними. Цели учения определяются индивидуальными потребностями и целями, сформировавшимися в предшествующем опыте студентов. Цели обучения и учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей и мотивации, системы общественных потребностей и ценностей.

Помимо мотивирования и стимулирования есть ещё и третья составляющая мотивации это осознанная процессуальная мотивация. Она проявляется в понимании студентов полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студентов на важность выполняемой работы.

Преподаватель должен осознавать, что его роль  не только передавать студентам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки, но и то, что обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, своей будущей профессии. Он должен разъяснять будущим специалистам, какого поведения ждёт организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.

На занятиях важна эффективная обратная связь между студентом и преподавателем. Преподаватель должен подчеркивать положительные стороны действий студентов и видеть эффективность своих действий, если у студента «загорелись глаза» когда его похвалили, или он с охотой постарался выполнить  то что ему раньше не удавалось, значит, обратная связь есть.  Частое подчеркивание отрицательных результатов обучения может привести к тому, что студенты часто перестают реагировать на критическую обратную связь.  Важно, чтобы обратная связь была правдивой, точной, подробной и осуществлялась незамедлительно. Если студенту  указать, что именно было сделано неправильно, почему это случилось, как исправить ситуацию, и при этом не забыть затронуть положительные аспекты его действий, эффективность такой обратной связи, несомненно, возрастет.

Студенты, овладевая знаниями, могут быть мотивированы преподавателем, если он ставит задачи по мотивации, основанные на трёх китах. Это настойчивость, добросовестность, направленность.

Настойчивость - это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты в начале деятельности, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Студент может по-разному старатьсяна занятиях. Одному может быть безразлично что он выполняет на уроках, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от обучения, стремиться узнать как можно больше нового. Отсутствие настойчивости  сказывается негативно  на доведении дела до конца. Настойчивость зависит от того насколько студент мотивирован на затрату больших усилий в овладении знаниями.

Добросовестностьпри выполнении учебных заданий, означающая ответственное осуществление учебных заданий, с учетом всех необходимых требований преподавателя, для многих заданий является важнейшим условием их успешного выполнения. Студент может относиться к своим обязанностям  «спустя рукава», безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Преподаватель должен  хорошо представлять себе это и стараться строить систему мотивирования таким образом, чтобы она развивала добросовестность у студентов.

Направленность как характеристика деятельности студента указывает на то, к чему он стремиться, осуществляя определенные действия.

Преподавателю нельзя забывать, что выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.

Определим факторы, влияющие на мотивацию студентов. Во-первых это самостоятельность и осознанность в выборе специальности. Если такой выбор был сознательным, то студент испытывает гораздо большую ответственность за результаты обучения. Во-вторых, это снижение количества наказаний за результаты  обучения, большое количество наказаний ослабляет внутреннюю мотивацию. И, в-третьих, результаты обучения должны быть значимы для студента, соответствовать его потребностям, будущим жизненным перспективам.

Интересны исследования Ненастьевой Л.В., описанные в работе  «Педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов вуза» [8]. Студентам был предложен ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно было выбрать один. Направленность на приобретение знаний характеризовалась тремя условно выделенными нами уровнями: высоким, средним, низким.

Исследование показало, что низкий уровень отличается преобладанием показателей малой степенивыраженности направленности на приобретение знаний. Студенты этого уровня предпочитают учебной деятельности другие занятия, не всегда добросовестно выполняют самостоятельные задания к практическому занятию, их в первую очередь интересуют оценки, они не анализируют свои знания после своего слабого ответа. Они тяжело втягиваются в учебу в начале учебного года, не изучают дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем, для таких студентов учеба является обременительным занятием.

Студенты среднего уровня осознают важность знаний, но их чаще интересуют другие дела, у них недостаточно выражено стремление к познанию нового, они иногда не выполняют самостоятельные задания, но проявляют интерес к дополнительной литературе и учатся обычно с удовольствием.

Студенты высокого уровня отличаются преобладанием показателей большой степени выраженности направленности на приобретение знаний. Студенты этого уровня очень высоко ценят знания, у них проявляется большое стремление к познанию нового, жажда знаний, стремление восполнить пробелы в знаниях, расширить свой кругозор. Они добросовестно готовятся к каждому занятию, уделяют много времени повторению изученного материала, анализируют свои ответы на занятии, легко втягиваются в учебу в начале учебного года, всегда проявляют большой интерес к дополнительной литературе и стремятся познакомиться и прочитать почти весь список дополнительной литературы.

Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Выводы:

1) развитие познавательной активности обучающихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного опыта самого студента;

2) источниками познавательной активности могут быть:

  • содержание учебного материала,
  • процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,
  • резервы личности студента и преподавателя;

3) формами проявления познавательной активности на занятии являются:

  • самостоятельность;
  • индивидуальное творчество;

4) условиями формирования познавательной активности являются:

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,
  • ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,
  • эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый студент почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый студент выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность.

 

Литература

  1. Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие. Образование и саморазвитие. – 2008. - № 4. – С.10-11.
  2. Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. - Кишинев: Штиинца, 1988. 133 с.
  3. Бутянина К. JI. Содержание и организация самостоятельной работы на иностранном языке в учебное время. - М., 1992. 16 с.
  4. Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 10. – С.227-233.
  5. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся /Лебедев О. Е. – Л.: Знание, 1973. 130 с.
  6. Лисовец Н.М. Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения http://b.slave.festival.1september.ru/articles/598947/
  7. Матвеева, Ю. В. Состояние проблемы активизации самостоятельной работы студентов / Ю. В. Матвеева. - С. 88
  8. Ненастьева Л.В. Педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов вуза
  9. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. // ИЯШ. – 1987. – №6.32
  10. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (дата обращения: 31.07.2014).
  11. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы психологии и педагогики. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.81-95.
  12. Смирнов А.В., Габдреев Р.В., Валиахметова И.В. Диалоговая культура и мотивация учебной деятельности студентов вуза // Толерантность в России: история и современность. – М.: ООО «Глобус», 2008. – С. 201-207.
  13. Смирнов А.В., Семенова И.В., Габдреев Р.В. Мотивы учебной деятельности студентов // Научно-образовательный потенциал молодежи в системе профессионального образования как основной ресурс нации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – С.164-167.
  14. Шайдурова Н. П. Обобщение педагогического опыта по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*