В статье
предлагаются формулировки, которые могут помочь сотрудникам методических служб
ОО СПО в организации работы методического кабинета.
Осуществляя учебно-методическую, информационно-аналитическую,
организационно-методическую и научно-методическую деятельность, методический
кабинет содействует развитию системы образования, решению проблем повышения
квалификации педагогических кадров к работе в условиях модернизации
образования.
Содержание учебно-методической деятельности
связано:
- с организацией
методического сопровождения обучения в техникуме, внедрения информационных
технологий в образовательный процесс;
- апробацией,
освоением и внедрением новых учебных курсов, программ, учебников, современных
образовательных технологий;
- выявлением,
изучением, обобщением, распространением педагогического опыта;
- методическим
сопровождением индивидуальной работы преподавателей;
- разработкой
методических рекомендаций, пособий, программ элективных курсов.
- методическое сопровождение освоения
базисного учебного плана.
Организационно-методическая
деятельность осуществляется через:
- прогнозирование, планирование и
организацию повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОО,
оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного
образования;
- участие в работе методических объединений
педагогических работников образовательных организаций (ОО) области;
- подготовку и проведение научно-практических
конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства
педагогических работников ОО;
- организацию методического сопровождения работы
педагогов образовательного учреждения, внедряющих инновационные образовательные
программы;
- организацию и проведение конкурсов, предметных
олимпиад, конференций для студентов ОО;
- изучение запросов, методическое сопровождение
и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и
руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период.;
- изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта;
- участие в аккредитации ОО.
Методической службой должна быть сформулирована миссия
методического кабинета, например «Обеспечение условий для повышения качества образования
на основе обновления содержания и технологий образования, развитии
инновационного потенциала педагогических кадров на принципах информатизации,
способствующего созданию единого образовательного пространства».
Необходимо сформулировать цель методической работы:
«Создание условий для целостного и устойчивого развития студентов, творческой
созидательной деятельности педагогов, методическое обеспечение и сопровождение
процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста».
Основными задачами
методической работы являются:
- поиск новых,
более эффективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса;
- создание нового
поколения комплексного учебно-методического обеспечения образовательного
процесса, отвечающего требованиям ФГОС СПО;
- обеспечение
единства учебного, воспитательного процессов на основе взаимосвязи
общеобразовательной и морально-этической подготовки студентов;
- совершенствование
работы по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта по
вопросам научных исследований, новых образовательных технологий, качества
подготовки специалистов;
- активное
использование информационных технологий в практике проведения занятий;
- развитие
взаимодействия с учреждениями среднего, высшего и начального профессионального
образования в решении актуальных научных и учебно-методических проблем;
- обучение
студентов методам творческой деятельности, приемам научно-обоснованной
организации умственного труда, навыкам самостоятельной работы, рационализации и
изобретательству;
- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации
педагогических работников техникума, развитие педагогического творчества.
Задачи и функции методического кабинета могут быть
сформулированы следующим образом:
1. Научно-методическое обеспечение
воспитательно-образовательного процесса
2. Организация и координация педагогического процесса ОО.
3. Организация повышения квалификации работников ОО.
4. Консультирование преподавателей по вопросам воспитания,
обучения и развития студентов
5. Изучение, обобщение, распространение передового
педагогического опыта.
Ежегодно формулируются целевые
показатели учебно-методической работы, например:
- педагоги должны
увеличить качество знаний студентов на 5 %;
- подготовка УМК (у
штатных педагогов) - 50% дисциплин;
- публикации
(статьи) по работе педагогов техникума - не менее 1-й статьи от цикловой методической
комиссии;
- повысить
количество студентов, участвующих в конференциях, конкурсах, олимпиадах на 10%;
- повысить процент
результативного участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях на 10%.
- создание 100% КИМ
преподавателями по м учебным дисциплинам;
- создание 100%
комплектов КОС по профессиональным модулям;
- создание 70% КИМ
по учебной практике и 100% по производственной практике.
Необходимая нормирующая
документация для работы методического кабинета должна быть отражена в следующих
локальных актах и документах: Положение о методическом кабинете, Положение о методической
работе, Положение о методических разработках, Положение об учебно-методическом
совете, Паспорт методического кабинета.
Ежегодно должны составляться
следующие документы План работы учебно-методического совета, Журнал
методического кабинета, План работы методического кабинета, План-график
создания учебно-методического обеспечения преподавателями, График подготовки
методических докладов, График проведения недель предметно-цикловых комиссий, План-график
проведения открытых занятий.
В положении о методической работе
необходимо отразить формы работы, такие как:
- Заседание учебно-методического совета.
- Занятия школы педагогического мастерства ОО.
- Теоретические семинары, семинары-практикумы.
- Общие, групповые и индивидуальные консультации для педагогов ОО СПО.
- Педагогические часы.
- Творческие отчеты педагогов, работа творческих групп.
- Открытые мероприятия.
- Организация выставок, смотров-конкурсов.
- Организация работы студенческого научного общества.
- Консультирование родителей.
- Публикации на сайте ОО.
- Отчеты по самообразованию педагогов ОО.
- Работа с периодикой, научной, методической и
познавательной литературой
В положении о методическом кабинете
должны быть отражены содержание, формы
и методы работы методического кабинета:
- Накапливает
методическую и педагогическую литературу, материалы по обмену опытом
организации учебно-воспитательной работы, справочные пособия, методические
разработки, рабочие программы, образцы планов и конспектов занятий, материалы
работы цикловых методических комиссий, рекомендательные списки методической литературы.
- Накопленный
материал систематизируется в виде картотеки.
- Оформляет
методические выставки, проводит консультации, лекции, доклады по обмену опытом
работы; организует методические семинары, конференции, курсы, педагогические
чтения.
- Изучает качество
обучения по дисциплинам, опыт работы преподавателей, современные и
инновационные формы и методы учебно-воспитательной работы, обобщает результаты
педагогической деятельности.
- Готовит
учебно-методические вопросы для рассмотрения на методическом совете и Совете
техникума.
- Оказывает помощь
начинающим преподавателям:
—
организует работу
педагогического семинара;
—
организует
консультации, проводимые опытными преподавателями;
—
организует
изучение передового педагогического опыта;
—
руководит работой
«Школы начинающего преподавателя»;
—
организует работу
по взаимопосещению и анализу посещенных занятий.
- Обеспечивает
помощь педагогам в разработке открытых занятий и методических рекомендаций;
подготовке методических разработок, учебных и учебно-методических пособий, рабочих
учебных программ; изучении и внедрении передового педагогического опыта.
- Организует свою
деятельность совместно с преподавателями техникума и председателями цикловых
методических комиссий.
Материалы методического кабинета:
- методические
работы преподавателей, материалы цикловых методических комиссий, обобщения и
распространения педагогического опыта;
- учебные (рабочие)
планы и программы, сборники нормативных документов;
- образцы рабочей
документации: план учебно-воспитательной работы техникума на год, отчет о
работе кабинета за год, календарно-тематические планы учебных дисциплин,
дневники классных руководителей, планы работы цикловых методических комиссий,
планы работы учебных кабинетов и предметных кружков и др.;
- памятки и
рекомендации по использованию современных и инновационных методов, форм
организации учебно-воспитательного процесса;
- электронная
картотека методических работ преподавателей, публикаций из профессиональных
периодических изданий.
Приложения