Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока по теме: «Этические нормы при работе в сети интернет»

27.02.2015 6451 2 11693
Шалаев Евгений Викторович
Шалаев Евгений Викторович, зам. директора

Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, директор

Нижнекамский агропромышленный колледж

Данный урок был проведен в рамках республиканских курсов повышения квалификации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме «Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в учреждении профессионального образования» (ГАОУ ДПО «ИРО РТ»), октябрь, 2014г.

Дисциплина общепрофессионального цикла: Основы менеджмента

Раздел: «Этика менеджмента»

Цели занятия:

Учебная: способствовать формированию знаний об этических нормах информационной деятельности, выяснить основные нормы поведения в сети, особенности этики общения по электронной почте;

Развивающая: формировать у обучающихся рациональные приемы и способы мышления, развитие познавательной активности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда; развитие творческих способностей, навыков работы в группе.

Воспитательная: формирование этических норм деятельности человека в информационной среде

Формируемые компетенции:

Результатом освоения содержания урока  является создание условий для овладение  общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа,индивидуальная работа обучающихся, демонстрация роликов,

выполнение упражнений.

Оснащение: презентации, раздаточный материал,интерактивная доска, компьютерный класс , подключенный к Internet;  АРМ учителя, Мультимедийный проектор.

Межпредметные связи:

  • Психология общения
  • Менеджмент
  • Информатика и ИКТ

Литература:

  1. Войкович, Р.Р. Менеджмент/Р.Р. Войкович. –М.: Астель, 2012
  2. Морозов, И.П. Основы этикета/И.П. Морозов. –М.: Сфера, 2011
  3. Савочкина, Н.Т. Психология общения/Н.Т. Савочкина. –М.: Сфера, 2010
  4. Угринович, Н.Д Информатика и ИКТ: Учебник для учащихся 11 классов образовательных учреждений. Профильный уровень/Н.Д.  Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. — 308 с.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98196/
  2. http://www.freelance-fm.ru/archives/599
  3. http://chernova-nsk.ru/10-pravil-setevogo-etiketa/

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы, целей и последовательности изучения темы – 5 мин.
  3. Формирование новых знаний – 16 мин.
  4. Закрепление пройденного материала – 17 мин.
  5. Домашнее задание – 2 мин.
  6. Заключительная часть – 3 мин.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.  Игровая ситуация, психологический настрой на работу (2 мин.)

Слайд 1

  

Здравствуйте! Я, Евгений Викторович, приглашаю вас к сотрудничеству на занятие  «Основы менеджмента».

Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой в ходе игровой ситуации.

Ребята, я, как менеджер, хочу проверить наш сегодняшний настрой на занятие. Встаньте, пожалуйста, те  …

-кто учится в группе 97?

-кто получает специальность «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»?

-у кого хорошее настроение?

-у кого есть личный адрес электронной почты?

-кто, будучи хорошим специалистом, будет правильно общаться со своими клиентами? 

-кто сегодня готов к деловому общению?

-кто хочет выполнять задания легко и правильно?

-кто готов к работе?

-кто хочет получить новые знания?

Спасибо вам за проявляемый интерес к получению новых знаний.

 

2. Начальная мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Слайд 2

А) Работа на формулировкой названия темы урока

Занимательное начало урока:

-Менеджмент -  интересная и увлекательная  наука,  и я предлагаю начать наш урок именно с такой увлекательной ситуации.

-На экране – слайд монитора компьютера с «проблемами» (спам, орфография и др.). Проанализируйте изображения, приведенные на слайде, связанные с Интернет-общением. Постарайтесь догадаться о теме сегодняшнего занятия.

 

Идет работа над решением занимательной ситуации. Обобщение, вывод.

Б) Сообщение названия темы

-Итак, вы правильно определили название темы «Этические нормы при работе в сети Интернет». На следующем занятии мы разберем  правовые  нормы Интернет-общения.

Слайд 3

 

В) Определение целей и плана изучения темы, значения, связи с выбранной специальностью, современностью, перспектив  развития вопроса

- Ребята, давайте определим цели сегодняшнего урока. (Рассуждения студентов).

- Правильно. Спасибо. Целью нашего урока является ознакомление с  основными этическими нормами поведения в сети, особенностями этики общения по электронной почте.  Сегодняшнее занятие способствует формированию профессиональных и общих компетенций ФГОС.

Слайд 4

- Что вы скажите о важности и необходимости изучения данной темы для вашей будущей специальности.

(Рассуждения студентов).

- Ребята, вы – будущие специалисты в области сервиса домашнего и коммунального хозяйства, менеджеры в данной сфере. Основной вид деятельности в вашей сфере – общение с людьми, клиентами, вышестоящими органами как лично, так и с использованием компьютерных информационных технологий.

Знать этические и правовые нормы общения в сети Интернет нужно каждому специалисту.

Слайд 5

Работу на уроке будем строить по следующему плану (на слайде 6)

 

Слайд 6

План изучения темы:

1. Этика сетевого общения (сетикет).

2. Рекомендации по соблюдению этических норм работы в сети Интернет.

3. Ведение  деловой переписки посредством электронной почты

Сегодня большую часть новых правил вы сформулируете самостоятельно.

 

3. Формирование новых знаний (16 мин.)

А) Вступительная беседа об этикете- сетикете

- Ребята, приступим к первому пункту изучения плана - Этика сетевого общения (сетикет).

Начнем с детского ролика (безопасный Интернет)

- Ребята, как вы думаете, в чем проявляется информационная культура человека?

(ответы, их обобщение)

- Информационная культура человека состоит в умении работать с  информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы при этом, соблюдая правовые и этические нормы.

 

- Кто вспомнит, что такое этика?

(ответы, их обобщение)

 

- Этика — философское исследование морали и нравственности. 

- Этику сетевого общения по другому называют - Сетикет, нетикет (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. В Интернете существуют определенные правила этикета, которые регламентируются «Сетикетом» (Netiquette)

(словарная работа на слайде).

Слайд 7

Б) Беседа о правилах сетикета при использовании  различных средств электронного общения.

- Ребята, перейдем ко следующему пункту темы - Рекомендации по соблюдению этических норм работы в сети Интернет.

Слайд 8

- Перечислите средства общения менеджера при работе в сети Интернет?

(ответы, их обобщение)

Слайд 9

- Правильно. Понятие сетевого этикета возникло с появлением электронной почты. Интернет развивается, становятся все более популярными форумы, телеконференции. Также очень популярными стали такие средства общения, как чаты, социальные сети, обеспечивающие возможность беседовать в режиме реального времени. Вполне естественным является то, что как при общении в реальной жизни, в виртуальном общении мы должны придерживаться правил сетикета. Они во многом похожи на правила поведения в реальной жизни.

Основные общие правила и рекомендации сетикета характерны для всех средств Интернет-общения.  Эти правила несложны и очень схожи с элементарными культурными нормами.

- Давайте сформулируем общие правила сетикета

(рассуждения ребят).

- Итак, вот общие правила сетикета: (перечислены на слайде).

Слайд 10

 

1. Помните, что Вы говорите с человеком! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера, вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно... Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы... Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило.

2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанно. Но будет ли при этом чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле.

3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме существуют собственные, локальные правила (rules) - ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое первое сообщение! А главное - помните о неписаных правилах: например, правиле четвертом.

4. Уважайте время и возможности других! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками – иначе, в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные проблемы. Однако этот принцип имеет и другую сторону, зафиксированному в правиле номер пять.

5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи, воплощенными в такой вот форме:

"Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо"

Из этого правило вытекает и правило шестое.

6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда - правило седьмое.

7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8. Уважайте право на частную переписку! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам... Как и следующее правило.

9. Не злоупотребляйте своими возможностями! Завоевать доверие трудно, а потерять - очень легко!

И, наконец, последнее, самое главное правило.

10. Учитесь прощать другим их ошибки! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

- Спасибо, вы правы. Вот основные правила, характерные для сетевого общения,  как по электронной почте, так и в чате, видеоконференции и др.

Как вы заметили, себя так, чтобы вас было легко понять, не создавайте проблемы другим главное правило «Сетикета», такое же, как и в любом другом этикете: ведите и не мешайте нормальному диалогу, даже если он ведется посредством электронной почты. Всегда ведите себя так, чтобы не обидеть человека, с которым вы ведете переписку по Интернету.

Закрепить ваши рекомендации поможет видеоролик.

РОЛИК (Алексей Лысенков «ССР»)

В) Формирование знаний о ведении деловой переписки посредством электронной почты

Слайд 11

- Самым распространенным средством электронного общения менеджера является  деловая переписка посредством электронной почты, которая применяется для общения с партнерами, коллегами и друзьями.

Электронное письмо – это «визитная карточка» специалиста и компании. Правильно составленное и оформленное деловое послание свидетельствует о компетентности его отправителя. Однако грамотно вести рабочую переписку посредством электронной почты сложнее, чем кажется.  Большинство сотрудников допускает одни и те же ошибки, даже не подозревая о том, насколько они портят их профессиональный облик. Знание «подводных камней» позволит вам сделать электронную переписку более эффективной и повысит ваш престиж как специалиста.

Деловая переписка важный атрибут успешного бизнеса. От того, как оформлено и написано письмо, во многом зависит будущее сотрудничество. Неграмотное послание или e-mail с небрежным оформлением, если и не отправится сразу же в корзину, то вряд ли будет сколько-нибудь эффективным.

- Электронное письмо имеет определенную структуру.

- Ее основные части предлагаю найти на примере моего электронного послания коллеге.  Накануне мною было отправлено электронное письмо  моей коллеге. Предлагаю рассмотреть на его примере структурные компоненты. 

Слайды 12,13

Рассмотрим первый элемент данной структуры.

- Ребята, как вы думаете, с чего зачинается электронное письмо?(предполагаемые ответы).

- Правильно,

1. «Тема».

Есть крылатая фраза «Театр начинается с вешалки», а вот  электронное письмо начитается с заполнения графы "тема сообщения".

Тема непременно должна отражать суть делового письма Тему в деловом электронном письме надо обязательно указывать. Ведь во многих компаниях сообщения без темы  автоматически удаляются. Кроме того адресат, просматривая входящую почту, может ориентироваться именно на заголовки.

2. Шапка.

Для каждой солидной организации необходимо иметь свои фирменные бумажные бланки. Тем самым, ваши послания станут выглядеть более респектабельно (солидно).

3. Приветствие

В деловых сообщениях не обязательно приветствие (слова "здравствуйте" и "добрый день") - вместо этого рекомендуется сразу же обращаться к адресату по имени отчеству.

Например,

Уважаемая Ирина Владимировна!

Здороваясь, никогда не употребляйте выражения «доброго времени суток» – это упрощенное разговорное обращение, оно не соответствует стилю делового письма

4. Содержание (цель обращения)

Эта часть обладает наиболее высокой информационной нагрузкой: в ней вы раскрываете цель своего обращения. В сообщении может быть несколько целей. В этом случае изложение каждой новой цели должно начинаться с нового абзаца. Пишите кратко, по существу, при этом старайтесь передать весь необходимый смысл делового письма. По правилам «Сетикета» предусмотрено, что размер электронного письма должен быть в два раза короче, в сравнении с обыкновенным письмом. Одно из главных правил составления электронных писем – соблюдение принципов грамотности и логичности. Нельзя писать всё заглавными буквами – в этом случае сообщение будет плохо читаться. После написания деловое электронное письмо следует проверить: опечатки, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

В деловой переписке нельзя использовать использовать смайлики. Это совершенно неприемлемо!

5. Подпись
Завершаются письма подписью. Это обязательная часть делового письма – адресат должен понимать, от кого он получил сообщение и как можно связаться с отправителем в случае необходимости. Поэтому подпись должна содержать следующую информацию: ФИО, должность и название организации, адрес электронной почты, номер телефона и в случае необходимости сайт компании. Вышеперечисленная информация должна располагаться построчно. Подпись следует размещать через 2 пробела после основного текста и начинать общепринятыми словами «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями».

Рассмотрим еще несколько рекомендаций.

Слайд 14

 

Для деловой переписки желательно завести отдельный электронный адрес, в названии которого фигурируют настоящие имя и фамилия.

Если нужно отправить письмо нескольким адресатам не используйте массовую рассылку. Желательно каждое письмо отправлять индивидуально

На электронные письма обязательно нужно отвечать.  Время ответа не должно превышать двух суток. Если вы в течение 7 дней не ответите на письмо - это значит явный отказ от сообщения

Если вы не получили ответ на отправленное деловое письмо, не засыпайте адресата гневными или требовательными письмами с просьбой обратить на вас внимание.  Уместно напомнить о себе через пару дней после отправки письма и через неделю после первого напоминания.  Во второй раз можно и позвонить, но не с вопросом, почему ваше письмо осталось без ответа.  Вежливо поинтересуйтесь, было ли получено письмо.  Вполне возможно, что почтовый ящик вашего собеседника переполнен или ваше письмо попало в спам.  В таком случае вас даже поблагодарят за важное напоминание.

По правилам хорошего тона, электронную переписку должен заканчивать тот, кто её начал.

Итак, будущие менеджеры, нужно запомнить данные рекомендации и правильно применять их в электронном общении.

 

4. Закрепление нового материала в ходе выполнения задания по группам (17 мин.)

А) Выполнение пробных упражнений по группам

Слайды 15-17

- Поработаем над закреплением сегодняшнего материала, формированием этических норм ведения электронной переписки

1 группе нужно найти ошибки в представленном электронном письме.

(раздаются индивидуальные листы текста электронного письма с ошибками)

2ой группе предлагаю составить электронное письмо на имя директора жилищной компании с текстом о необходимости введения новой системы исчисления расчетов за домовладения.

(раздаются листы текста электронного письма с ошибками, листы для ответов).

Время выполнения задания – 7 минут.

Б) Представление и обсуждение выполненной работы

Вывод, итог. 

 

5. Домашнее задание (2 мин.)

Слайд 18

Составить рекомендации

- «Сетикет в организации и проведении видеоконференции»,

- «Сетикет-общение в чате».

Отправить данные рекомендации на адрес электронной почты колледжа с пометкой «Для Шалаева Е.В.»

6. Заключительная часть (3 мин.)

Приятно закончить изучение сегодняшнего материала

- кто узнал, что такое сетикет

- кто будет соблюдать информационную культуру в своей деятельности

- кто будет бороться с нарушениями сетикета

- кто обязуется правильно планировать, проводить или участвовать в видеоконференциях

- кто откажется от ошибок в чатах

- кто обещает применять этические сетикет-правила в своей жизни и профессиональной деятельности?

Всем спасибо за урок!

Стихотворные сетикет-рекомендации – всем участникам урока в подарок!

Слайд 19



Приложения.

Электронное письмо «с ошибками»

Кому:

Apk_nzh@mail.ru

Тема

Тема:

 

 

Шапка

Доброго времени суток!!!

Приветствие

Я хачу работать в вашей компании главбухом!!!  Написать все, что надо, не проблема.
ПО ДИПЛОМУ Я ПОЛУЧИЛ ПРОФЕСИЮ «БУХУЧЕТ И АУДИТ», НО НАЧАЛ ПОДРАБАТЫВАТЬ БУХГАЛТЕРОМ  ЕЩЕ ПО СТУДЕНЧЕСТВУ, ДА ТАК И В НЕЙ ОСТАЛСЯ.
Охарактеризовать меня как профессионала и талантище может ваш сотрудник Саша Александровский
Жду ответа!!!! Надеюсь, что в скором будущем стану вашим сотрудником

Содержание

Слава Ярославлев

Подпись

Работа над ошибками

Кому:

Apk_nzh@mail.ru

Тема

Тема:

Нет темы

 

Шапка

Доброго времени суток!!! Неправильное приветствие

Приветствие

Я хачу работать в вашей компании главбухом!!!  Написать все, что надо, не проблема.
ПО ДИПЛОМУ Я ПОЛУЧИЛ ПРОФЕСИЮ «БУХУЧЕТ И АУДИТ», НО НАЧАЛ ПОДРАБАТЫВАТЬ БУХГАЛТЕРОМ  ЕЩЕ ПО СТУДЕНЧЕСТВУ, ДА ТАК И В НЕЙ ОСТАЛСЯ.
Охарактеризовать меня как профессионала и талантище может ваш сотрудник Саша Александровский
Жду ответа!!!! Надеюсь, что в скором будущем стану вашим сотрудником

Содержание

Слава Ярославлев

Подпись

Правильное решение

Кому:

Apk_nzh@mail.ru

Тема

Тема:

Ищу работу

 

Шапка

Уважаемый Сергей Иванович! (имя-отчество, если уверены, что в компании называют начальство по именам, можно без отчества)!

Приветствие

От вашего сотрудника Александра Александровского я узнал, что в вашей фирме  открыта вакансия главного бухгалтера.

Мой опыт работы на предприятиях – три года, сейчас я работаю в частной фирме на позиции бухгалтера.
Я окончил факультет «Бухгалтерский учет и аудит»  КГУ с красным дипломом. Узнать больше о моем опыте работы вы можете из резюме. В последние два года я параллельно с основной работой занимаюсь индивидуальной предпринимательской деятельностью по составлению бухгалтерской отчетности. С их примерами вы можете ознакомиться здесь (ссылки). Планирую позвонить вам (дата). Если вас заинтересует моя кандидатура, вы можете связаться со мной по телефону (номер) или электронной почте (адрес).

Содержание

Спасибо за внимание,
С уважением,
Ростислав Ярославлев
тел. (номер)
E-mail: (адрес)

Подпись

В этом сопроводительном письме главная ошибка – неформальный, если не сказать, развязный тон. Хотя соискатель и претендует на хорошую позицию, которая, как известно, предполагает свободу мышления и нежелание держаться в рамках, всему есть предел. Недаром о многих профессиях говорят, что это талант плюс дисциплина. Еще один прокол, который часто отмечают – слишком большой объем сопроводительного письма. Пересказывать свое резюме или, тем более, излагать в традициях советского прошлого автобиографию, начиная с детского сада (некоторые соискатели грешат и этим) не нужно. Дизайнерам, художникам, фотографам, журналистам, сценаристам и другим представителем творческих профессий МирСоветов рекомендует, кроме резюме, приложить к письму примеры своих работ (но только небольшого «веса», если ваше послание будет долго грузиться, это чревато негативными эмоциями у начальника, которые будут не на пользу даже идеальным сопроводительному письму и резюме). О том, что прилагаете свои работы, обязательно сообщите в теме письма.

Если ваши работы очень много «весят», лучше сделать ссылки на три-четыре образца, которые считаете лучшими или наиболее близкими к предполагаемому месту работы, в онлайн-портфолио (если его нет, рекомендуем завести). Ну и стандартный финал: приглашение к дальнейшему взаимодействию, благодарность за внимание и прощание.

 


Приложение: Презентация «Мы Вас ждали, мы Вам рады!»




Назад к списку

Комментарии
Очень красочная презентация
Ирина
Большое спасибо! Материал взяла для элективного курса "Речевой этикет". Все красочно и очень понятно.
Ирина

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*