Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчебная дисциплина: Народная музыкальная культура
Тема урока: «Духовные стихи»
Цель урока: Осознать особенности духовных стихов как одного из излюбленных видов древнего русского народного пения. Показать связь христианской культуры с русским фольклором.
Задачи урока:
Планируемые
результат:
Общекультурные компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
Учебно-познавательные: Целостно и грамотно воспринимать и исполнять фольклорные жанры, осваивать хоровой и ансамблевый репертуар.
Выполнять теоретический и исполнительский анализ духовных стихов и кантов.
Владеть культурой устной речи, профессиональной терминологией, знать определения изучаемых понятий, уметь задавать вопросы к изучаемым фактам.
Информационные: уметь осознанно воспринимать информацию.
Коммуникативные: уметь высказать свое суждение и спросить мнение учителя.
Формы и методы обучения:
Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, DVD-плейер и телевизор.
Этап урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
I. Организационный этап.
|
|
|
II. Проверка домашнего задания |
Исторические песни и баллады. А) устный ответ с пением песен;
Б) опрос заданных на дом песен. |
А) Студент устно рассказывает об исторических песнях (с иллюстрациями – 3 песни наизусть) Б) студенты поют заданные на дом исторические песни |
II. Этап ознакомления с новым материалом. |
I. Объяснение новой темы - «Духовные стихи» Духовные стихи — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири (показ Псалтири – книги на славянском языке). Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта (от лат. cantus). Изначально исполнителями псальм были калики перехожие — паломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы. Духовный стих несет в себе глубокое назидательное, учительное начало. Основная функция стиха — они связывали мир христианской книги с миром народных представлений, толковали сложные тексты понятным языком. На Севере России псальмы поются без аккомпанемента, на Украине — часто под «лиру», скрипку и т. д. Собирание и исследование духовных стихов в советское время было очень затруднено по идеологическим причинам. В настоящее время традиция духовных стихов почти исчезла в крестьянской России, сохранившись лишь в старообрядческих и сектантских общинах. Наиболее полное собрание русских духовных стихов — «Калики перехожие» П. А. Бессонова (1861 — 1863); наиболее современное богословское истолкование — книга «Стихи духовные» Г. П. Федотова (1935). Среди крупных современных собирателей и исследователей псальм можно назвать С. Е. Никитину. К псальмам обращаются профессиональные исполнители: Жанна Бичевская, Иеромонах Роман, Леонид Федоров, Сергей Старостин, Ансамбль Покровского, «Казачий Круг», «Сирин». |
Студенты знакомятся с информацией преподавателя.
|
III. Иллюстрация новой темы, анализ песни
|
1. Песня «Христос и самарянка»:
Слуховой анализ песни:
2. Песня «Грешный человече» А) прослушивание песни в аудиозаписи; Б) анализ песни – содержание и особенности мелодики; |
Студенты слушают преподавателя, смотрят видеозапись и картину.
Студенты анализируют песню на основе вопросов преподавателя. Сначала - по слуховой памяти, затем – по нотам. При анализе по нотам выявляют еще тональность, лад, гармонические средства.
Студенты слушают, анализируют по нотам песню |
IV. Закрепление пройденного материала |
Пение песен «Христос и самарянка» «Грешный человече» студентами и преподавателем по нотам |
|
IV. Этап подведения итогов. |
Преподаватель подводит итоги учебного занятия, благодарит за работу.
|
Студенты отвечают на вопросы, делают выводы об особенностях духовных стихов, об их содержании и мелодике. Выявляют, что песня «Грешный человече» - более древнего происхождения, чем первая из разобранных на уроке. Их различает не только инструментальное сопровождение или его отсутствие, но и опора на основные гармонические функции (в первой) и свобода мелодического развития, натуральный лад и модальность (во второй). |
V. Домашнее задание. |
Повторить изученную тему, петь духовные стихи по нотам
|
Студенты записывают домашнее задание. |
В приложении аудио-, видео файлы
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.