Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременный человек подвержен огромному количеству всевозможных соблазнов. Сегодня так легко начать курить, даже если ты еще не стал совершеннолетним. Можно также легко пристраститься к алкоголю, ведь с ним многие проблемы воспринимаются гораздо проще, а общение становится таким непринужденным. Исходя из того популярного образа российского алкоголика и тунеядца, можно сделать вывод, что все эти соблазны не так уж далеки и абстрактны. Для многих гораздо более эфемерным кажется термин «здоровый образ жизни». Но изо дня в день ситуация меняется. На смену человеку с вредными привычками приходит образ человека, который любит спорт, оберегает свое здоровье, правильно питается, старается улучшить качество жизни и т. д.
Здоровый образ жизни – это образ жизни индивида, который принимает меры профилактического характера по отношению к болезням, а также уделяет внимание процессам, которые способны укрепить его здоровье. Подобное определение можно дать, если подходить к теме здорового образа жизни с научной точки зрения.
С каждым днем социальный мир и общественная жизнь усложняются, объем и характер нагрузок, которым подвергается каждый человек, становится все больше и сложнее, увеличивается количество рисков, оказывающих влияние на здоровье человеческого организма. Все это приводит к тому, что вопросы здорового образа жизни становятся еще более актуальными.
Составляющие здорового образа жизни – это в первую очередь условия трудовой деятельности. Т.е. очевидно, если мы работаем на вредном производстве или целый день проводим в одном и том же положении тела, это будет негативно влиять на наше здоровье. Во-вторых, условия хозяйственно-бытовой деятельности. Т.е. на наше здоровье также влияет то, где мы живем. В-третьих, это рекреационная деятельность (образ нашего отдыха). В-четвертых, вопросы, связанные с семьей и уходом за детьми. В-пятых, основные составляющие социально-психологического статуса. В-шестых, медико-социальная активность. Т.е. то, насколько здоровье важно для самого человека.
В структуру здорового образа жизни (см.) включают практически все стороны жизнедеятельности человека, к основным из которых следует отнести: оптимальный двигательный режим, тренировку иммунитета, закаливание, рациональное питание, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, гигиеническую культуру, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек, валеологическое самообразование и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
На уроках мы стараемся в полной мере использовать все необходимые средства способствующие здоровьесбережению. Используем в практике работы подвижные игры, которые способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных и языковых способностей.
В программу обучения входит ряд тем, содержание которых органично переплетается с элементами здоровьесбережения. К элементам здорового образа жизни относятся:
Так же на формирование здорового образа жизни оказывают влияние компоненты здорового образа жизни. К ним относятся:
Все вышеперечисленные пункты можно охарактеризовать как правила здорового образа жизни. Для того чтобы было понятно, как вести здоровый образ жизни, стоит более подробно остановиться на некоторых из вышеперечисленных позиций.
Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей.
Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер процесса. Включение обучающегося в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в' какой-то мере является насилием, которые разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в учебном процессе достигаются через использование активных форм и методов обучения, о которых упоминалось выше.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными. Многие преподаватели в нашей стране уже работают над темой «Здоровьесберегающие технологии». Что же это такое?
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», но определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические программы, методы которых направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни личности на современном этапе приобретает особое значение. Происходящие в нашей стране социально-политические и экономические изменения, требуют от каждого человека проявления всех его психофизиологических и психологических возможностей. Это становится возможным, если человек ведёт здоровый образ жизни.
Однако сам по себе этот образ жизни не произрастает, а формируется в личности, начиная с раннего детства, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.
Формирование здорового образа жизни у студентов возможно как в процессе целенаправленной учебной деятельности (введение соответствующих спецкурсов, факультативов и т.д.), так и в организуемой расширенной и углубленной предметной деятельности, в социуме, работе с родителями и жителями микрорайона, совместной работе молодежи и родителей.
Позитивное решение проблемы формирования здорового образа жизни у студентов требует создания в структуре учебных заведений медико-социально-психологической службы и различного рода объединений, деятельность которых, способствовала бы решению этих вопросов, необходимых изменений в организации обучения обучающихся, начиная с 1 курса (спецкурсы, факультативы, практические формы занятий и т.д.). Всё это позволит, на наш взгляд, вести действенную работу по формированию здорового образа жизни у студентов.
Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике - «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Формирование здорового образа жизни личности будет вестись эффективно, если:
Здоровьесберегающая технология не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.