Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВнимание, которое в последнее время
уделяется педагогическим
технологиям, вызвано необходимостью поиска путей оптимизации
учебно-воспитательного процесса, разработки новых и модернизации имеющихся
педагогических методов, способных реализовать современные концепции образования
и воспитания.
Учреждения сферы художественного образования
являются частью системы общего и профессионального образования России. Однако, специфика организации и содержания образовательного процесса в учебном
заведении искусства любого уровня (школа, училище, вуз) предполагает и
особенности применения различных педагогических технологий.
К сожалению данный вопрос не получил освещения в
педагогической и специальной литературе. Опыт работы в данном направлении
других учебных заведений культуры и
искусства нам неизвестен. Более
того, наблюдения и предварительный анализ показали, что преподаватели,
работающие в техникуме искусств, слабо представляют что такое «педагогические
технологии», их типы, критерии эффективности, методы выявления и анализа.
Заметим, что данная ситуация характерна и для
других учебных заведений культуры и искусства Забайкальского края.
В связи с вышеизложенным, Методическим советом Забайкальского техникума искусств было решено начать работу над единой методической темой «Применение педагогических технологий в учебном заведении искусства».
В процессе работы над темой решались следующие задачи:
Этапы работы над темой:
В соответствии с классификацией Г. К. Селевко понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:
- первый уровень - общепедагогический (общедидактический). Он характеризует образовательный процесс в целом в рамках данного региона, учебного заведения, либо на определенной ступени обучения. В этом случае педагогическая технология совпадает с понятием «педагогическая система», т.е. подразумевает «совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса»;
- второй уровень – частнометодический – ни что иное, как частная методика, т.е. «совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя)»;
- третий уровень - локальный (модульный). Он предполагает технологию решения частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). [1, 14]
В процессе работы над единой методической темой, мы решили сделать акцент на третьем уровне.
На всех предметно-цикловых комиссиях и предметных секциях были запланированы и проведены теоретические семинары по темам:
Теоретические семинары были призваны
сформировать у всех преподавателей техникума представления о современных
педагогических технологиях, а также привлечь преподавателей к обсуждению
вопроса о реализации различных педтехнологий в
собственной практике.
В рамках работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) был проведен цикл занятий, на котором кроме рассмотрения общих теоретических вопросов преподаватели делились опытом применения различных технологий в учебном процессе:
Одновременно с этим Методическим кабинетом
техникума был собран достаточно обширный материал по теме (научные и
методические статьи, материалы конференций, книги, материалы, обобщающие опыт
других учебных заведений).
Итоговым этапом работы над единой методической темой стало проведение Методической недели «Применение педагогических технологий в образовательном учреждении искусств», в рамках которой прошли открытые уроки и круглый стол. Такого рода мероприятие в техникуме проводилось впервые. Цель Методической недели – выявить и обобщить опыт работы преподавателей техникума по различным педагогическим технологиям.
В течение недели состоялись открытые уроки, на которых нашли отражение технологии проблемного, личностно-ориентированного обучения, метод проектов, коллективные способы обучения, информационные технологии. После каждого урока был проведен анализ: коллективное обсуждение урока преподавателями, самоанализ преподавателя, проводившего урок Поскольку на каждом уроке ставилась совершенно определенная цель – представить работу по той или иной педагогической технологии, то и анализ урока носил аспектный характер.
Завершилась Методическая неделя проведением
Круглого стола «Педагогические
технологии в образовательном
учреждении искусств: общее и
особенное». Цель проведения
круглого стола -обобщить опыт
коллектива по применению педагогических технологий в образовательном процессе.
Задачи круглого стола:
Практическая часть предполагала работу по группам («мозговой штурм»), в ходе
которой
необходимо было обсудить, какие из представленных педагогических технологий используются в
техникуме искусств в настоящее время, и какие могли бы быть использованы в
перспективе.
По итогам обсуждения были сделаны следующие выводы:
Формой рефлексии по итогам Круглого стола стало сочинение каждой рабочей группой синквейна на тему «Педагогические технологии».
Синквейны, сочиненные преподавателями в группах
1 группа Педагогическая технология Поисковая, полезная, Обучающая ради результата, Связывающая новое с ранее изученным. Способ.
|
2 группа Педагогические технологии. Эффективные, креативные, Творчество развивающие, закрепляющие, гарантирующие результат. Начало большого плавания. Обучение.
|
3 группа Педагогическая технология. Цель, результат. Педагогическая, ведущая, просвещающая. Музыканты мечтают о современном уроке. Взаимодействие. |
4 группа Педагогические технологии. Скрытые, тайные. Обучающие,воспитывающие,развивающие. Старая песня, а как хороша! Алгоритм любви. |
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.