Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время молодое поколение обвиняют, и не случайно, в незнании своей истории, языка, национального искусства. Песни, танцы, музыка в обрядовой деятельности всегда служили средством общения, а также способом передачи культурного опыта от поколения к поколению. Именно этот опыт является памятником культуры, но его нельзя воспринимать как нечто застывшее навсегда, так как это процесс, который продолжается и развивается и в настоящее время. А вот как этот культурный опыт попадёт к будущим поколениям, зависит от нас. Сможем ли мы из этого живого искусства, черпать вдохновение, знания, творчество, а самое главное воспитывать молодое поколение?
Знакомство с образцами Вятского фольклора происходит в рамках междисциплинарного курса «Исполнительская подготовка». Одной из задач является знакомство с общей культурой России через изучение танцевальной культуры народов, населяющих Кировскую область и близлежащих республик, областей, потому что история России - это, прежде всего история русской провинции. Необходимо привить студентам любовь и глубокий интерес к местной национальной культуре. Студенты колледжа - это будущие руководители хореографических коллективов, педагоги, поэтому одним из ведущих направлений работы самодеятельного хореографического коллектива должно быть развитие многовековых традиций народного творчества, воспитание на них зрителей и артистов. Коллектив, работающий на материале русского танца, не может обходить такие вопросы, как воссоздание образов и идей русского народного танца, сохранение и продолжение танцевальных традиций народного искусства.
Один из разделов посвящен изучению танцев Кировской области и близлежащих областей и регионов. В основу изучения материала положен метод освоения техники исполнения движений в неразрывной связи с той манерой и характером, которые делают элемент танца истинно национальным. Для освоения многообразия танцевальных манер разучивается небольшой этюд, основой для которого служит подлинный фольклорный образец. Начинается обучение с основных элементов, составляющих танец: ходов, движений рук, поз в парном танце, характерных поворотов и самых разных движений, определяющих его характерную лексику. Здесь же студенты получают и теоретические знания, цель которых познакомить студентов с богатейшей национальной культурой Кировской области, её историей и развитием. Занятия проводятся в форме бесед, практических занятий, самостоятельной работы. Студенты сочиняют комбинации и этюды на региональном материале. Основой для них служит первоисточники - танцы, записанные во время полевых экспедиций. При работе с фольклорным материалом обработке подвергается танцевальное движение. Самое главное найти оптимальный вариант единства композиционной формы танца с танцевальной лексикой, не утратив манеры и характера исполнения фольклорного первоисточника [1].
Русский танец любого региона России, имеет свои неповторимые особенности, которые зависят от географического положения области, истории формирования и развития культуры этого края, традиций и обрядов. Известный вятский писатель П.Маракулин так описал расположение нашего края: «…Кто-то подметил, что контур нашего края напоминает своими очертаниями дымковского петуха. Отстраняюсь от бумаги, прицеливаюсь глазами: лапы воображаемой птицы стоят в казанских степях, голова подпирает Великий Устюг, спина обращена в сторону края Коми, хвост вытянут к Уралу, грудь вдаётся в костромские леса» [5]. Вятский край являет собой территорию, населённую различными этносами, – это исконно проживающие на данной земле русские, а также коми, марийцы, удмурты и татары. Традиции, хореографическая лексика этих народностей повлияла на своеобразную манеру исполнения вятского русского танца.
Композиционной основой русского танца любого региона неизменно являются его формы - хоровод, пляска и кадриль [4].
Хороводы и игры в хороводах были любимы в Котельническом, Нолинском, Уржумском районах Кировской области. В то же время отмечается, что в некоторых районах крестьяне даже не имели никакого понятия о хороводах. В северных районах Кировской области для хороводов характерны яркие картины своеобразного самобытного развития, когда идёт набор в хоровод с «наборными» пригласительными песнями. Иногда таким хождением цепью хоровод и ограничивался, приобретая однолинейный рисунок. В таком случае «вождение» исчерпывалось произвольным змееобразным передвижением по деревне или лужайке. На юге области в Малмыжском районе сохранились упоминания о двухлинейных хороводах, например «Просо, сеяли», «Утка». Основными рисунками в хороводе Кировской области являются: змейка, капустка, диагонали, улитка, угол, косичка, большой и маленький полукруг, линия два круга.
Более поздней распространённой формой русского танца являетсякадриль. В Кировской области при исполнении кадрили один из танцующих обязательно объявляет название каждой фигуры: «перва», «втора», «задорная», «пужнём девок» и так далее. В парных вращениях, которые имеют названия «Скружить козла», девушка нежно кладёт голову на плечо юноше. Соединённые левая рука юноши и правая рука девушки слегка покачиваются вниз - вверх в такт мелодии.
В Афанасьевском районе до настоящего времени сохранилась круговая кадриль. Все танцующие стоят по кругу. Фигуры и движения весьма замысловатые. Музыкальное сопровождение - гармошка. Наигрыши гармоничные, сугубо местные, своеобразные. Кадриль имеет 6 фигур.
В Нагорском районе (с. Ильмовцы) пляшут кадриль о 6 и 12 коленах. Колена неодинаковые. Кроме этого, в селе есть ещё и чисто мужская пляска. Мужчины и парни берутся за руки в кругу и через одного быстро вытягивают ноги к центру круга, а остальные держат крепко их за руки и продолжают быстро двигаться по кругу. Задача - не подкачать, не уронить на пол товарища. Эта фигура называется «блюдо». Очень интересная в этих местах парная пляска «Улица», когда парами все танцующие становятся в колонну (изображая как бы «улицу»), двигаются ручейком и поют частушки. В этом танце очень замысловатые переходы по парам. В селе Шевырталово танцуют кадриль о 6 коленах, а также танец «козёл» или, как они ещё называют «Тройной козёл». Суть танца в том, что все танцующие стоят в большом кругу, а в центре танцуют трое человек: 2 женщины и 1 мужчина или, наоборот, двое мужчин и одна женщина. Один из танцующих в центре выбирает кого-то из стоящих в кругу и меняется с ним местами.
У Вятского народа есть парная пляска с интересным названием «скружить козла». По- видимому, это тематическая, любовная пляска по своему происхождению. Коза жеманится, а козёл пляшет вокруг неё, придумывает новые коленца, старается её понравиться [2].
Танцы и пляски исполняются по-разному в отдельных областях и местностях. Манера исполнения разная во всех областях и районах и характеризуется своеобразной лексикой, присущей той или иной области.
Танцевальная лексика Вятского края характеризуется своими особенностями:
Таким образом, прикосновение к вятскому танцевальному искусству – это один из методов работы по патриотическому воспитанию студентов в современных социокультурных условиях и реализации регионального компонента в системе обучения русскому народному танцу.
Список используемой литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.