Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение инструкционных карт на практических занятиях

19.02.2015 10062 17968
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов даёт широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения. Умелое применение последних позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении учебного материала.

Созданы инструкционные карты практических занятий для дисциплин Управление персоналом, Производственный менеджмент. Большая работа проделана по составлению сборника инструкционных карт по дисциплине «Управленческая психология», предисловием к нему послужила авторская статья «Введение в психологию управления», опубликованная в журнале «Среднее профессиональное образование». Цель сборника — научить студентов методам психологических исследований, применяемых для изучения личности работника, состояния морально-психологического климата в коллективе, измерения уровня аффилиации сотрудников. В сборнике широко представлены методики самоанализа психологических способностей — памяти, внимания, а также методы релаксации и аутотренинга. Однако необходимо отметить, что при оценке выполнения практических работ по управленческой психологии перед преподавателем встает ряд трудностей, так как результатами работ являются итоги самоанализа и самооценки.

Для студентов по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) были разработаны инструкционные карты по изучению дисциплины «Менеджмент».

В настоящее время накопленный опыт по применению инструкционных карт применяется для создания Практикума по ПМ 03 Организация работ в подразделении организации для специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

От того, как проинструктированы студенты о выполнении лабораторных и практических работ, в значительной мере зависит эффективность организационных форм обучения, направленных на практическую подготовку студентов.

Педагогическая ценность инструкционных карт заключается в том, что они позволяют не описывать подробно весь ход работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации опорных знаний студентов по теме,  практическим действиям по самостоятельному овладению умениями и навыками, теоретическому обоснованию выполняемых заданий.

Инструкционные карты представляют изучаемый процесс освоения практических умений в методически обработанном виде. Указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.

Одним из требований к разработке инструкционных карт является соответствие их содержания учебной программе. При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость анализа содержания программного материала и определения на этой основе структурного построения инструкционной карты.

Во-первых, необходимо четко выделить «законченные» содержательные части программного материала, расположить задания инструкционной карты в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности.

Во-вторых, важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения предусмотренные к изучению приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту.

В-третьих, на основе анализа учебного материала учебной программы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия в инструкционной карте приемов и способов решения задач.

Очень важно, чтобы содержание методических указаний и пояснений, содержащихся в карте, органически было «вплетено» в содержание вводного инструктирования студентов  преподавателем. Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктирование – сам по себе, а карта - сама по себе. Тогда ею студенты пользоваться не будут, так как наглядно видят, что преподаватель обходится без нее. Если же преподаватель каждое свое пояснение и указание будет подтверждать ссылкой на соответствующие пояснения и указания карты, больше того, если преподаватель будет идти от карты к собственным пояснениям – тогда студенты наглядно будут убеждаться в нужности и полезности инструкционной карты.

В инструкционных картах достаточно подробно раскрываются порядок и необходимые методические указания для рационального выполнения студентами соответствующих практических заданий.

Педагогами разработана схема инструкционной карты, в которой выделены следующие разделы:

  1. тема;
  2. вид занятия;
  3. задачи (с указанием возможных формулировок в зависимости от дидактической цели);
  4. требования к знаниям и умениям;
  5. оборудование;
  6. используемая литература;
  7. ход практического занятия, который включает «Методические указания по выполнению практической работы» (вопросы для актуализации опорных знаний, формулировку содержания заданий и методические указания по их выполнению) и методические указания по выполнению заданий.

Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности студентов для практического освоения профессиональных компетенций при изучении соответствующей учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

Изучив методические указания, студент приступает к выполнению практических заданий. Преподаватель направляет ход выполнения упражнений.

Обязательными элементами инструкционной карты являются «Контроль» (например, подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку) и «Задание на дом». Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для студентов. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения). В качестве заданий на дом могут быть применены такие как: приведите примеры по изученной теме из средств массовой информации; найдите в Интернете другие определения изучаемых процессов; проведите дома психологический эксперимент с родителями;

Применение инструкционных карт позволяет преподавателям уделять больше внимание вопросам индивидуальной работы со студентами, направлять на творческое развитие, кроме того, изучение методических указаний по выполнению практических заданий на средства обучения (инструкционные карты) освобождает время преподавателя, повышает производительность его труда. Поскольку инструкционные карты представляют  собой чёткую инструкцию для самостоятельной работы студентов, то их использование очень удобно для отработки пропущенных практических занятий студентами во внеурочное время.

Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого студента.

Инструкционные карты практических занятий по учебной дисциплине или профессиональному модулю могут быть собраны в практикумы.

Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Системное использование разработанных для организации об­разовательного процесса инструкционных карт по дисциплинам уп­равленческого цикла на занятиях позволяет студентам не только качественно закрепить теоретический материал, но и приобрести креативные профессиональные умения.

При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:

  1. Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности студента.
  2. Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.
  3. Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание студентами содержания и средств своей деятельности. Инструкционная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций. Здесь решающее значение имеет уровень знаний преподавателя и умение отобрать, ограничить материал.
  4. Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционных картах разноуровневых заданий.
  5. Наглядность содержания и деятельности.
  6. Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструкционной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения.
  7. Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструкционной карте.
  8. Индивидуальность и коллективность обучения. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. Инструкционные карты способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с картой – все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.
  9. Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и студента. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Эффективность должна подчиняться целям обучения.
  10. Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструкционные карты показывают весь маршрут приобретения профессиональных компетенций.

Важна также рациональная методика использования инструкционных карт на уроках, имея в виду ценность их на первоначальных, самых важных этапах практического обучения, когда у студентов закладывается база, фундамент будущей специальности. А каков фундамент, таково и возводимое на нем здание.

 

Приложение

Пример Инструкционной карты практического занятия

 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №

Дисциплина «Менеджмент»

Курс _____ группа______ дата __________

Тема: “Решение ситуационных задач по распределению полномочий”

Вид занятия: Практическая работа.

Задачи:научиться делегировать полномочия, закрепить знания об организации как функции управления, научиться проводить анализ преград на пути делегирования полномочий и принятия дополнительной ответственности. Показать два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти и отказ от нее.

Развивать:творческий потенциал, умение добиться “выполнения работы другими”, эффективно передавать задачи подчиненным и направлять перепоручение полномочий на усиление мотивированности причастных лиц.

Воспитывать: способность подчинять личные интересы общим, чувство ответственности за принятые обязательства.

Студент должен:

знать: принципы разделения и специализации коллективного труда, проблемы делегирования полномочий, последовательность этапов делегирования задач, линейные и аппаратные полномочия, ответственность исполнителя и ответственность руководителя.

уметь: эффективно распределять полномочия, определять последовательность перепоручения задач, преодолевать сложности, связанные с не желанием руководителей передавать, а подчиненных принимать полномочия.

иметь представление: о “классической концепции полномочий”, концепции принятия полномочий, линейных полномочиях, аппаратных полномочиях, функциональных полномочиях, параллельных полномочиях.

Оборудование: Инструкционная карта.

Литература:Максимцов М.М. Менеджмент, М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2008 г  стр. 115-142, 162-174. Мескон М.  Основы менеджмента, М.: «Дело», 2012.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Методические указания по выполнению практической работы.

Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение каждого задания отводится 15 минут рабочего времени. Ответьте в течение 10 минут на вопросы для самоконтроля (устно) и сформулируете свое мнение об основных элементах организации, как функции управления. Перед этим детально повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам. Ответьте на заданные вопросы к заданиям письменно.   Запишите в тетрадь дату занятия, тему, номер задания, ответ на него.

2. Выполнение практической работы.

2.1. Актуализация знаний:

  • ответьте на вопросы для самоконтроля (устно):
  1. Какой вид деятельности выполняет руководитель, осуществляя функцию организации?
  2. Назовите основные элементы организации деятельности.
  3. Что представляет собой делегирование?
  4. Если работник обладает полномочиями, что это значит?
  5. Нести ответственность – что под этим подразумевается?
  6. Раскройте организационный смысл концепции принятия полномочий.
  7. Принцип эффективной организации разделения полномочий.
  8. По каким причинам работники неохотно принимают дополнительную ответственность?

2.2. Выполнение заданий:

  • изучите задание;
  • ответьте на вопросы письменно;
  • в заданиях 1и 2 поставьте только номера ответов;
  • в задании 1 номера этапов должны быть проставлены в соответствии с последовательностью действий;
  • в задании номер 5 таблицу необходимо перенести в тетрадь и заполнить.

Задание 1

Правильное перепоручение задач должно привести к усилению мотивированности всех причастных лиц, тогда как плохо выполненное делегирование повлечет за собой демотивацию деятельности.

Чтобы содействовать эффективной передаче задач, определите последовательность следующих действий:

  1. Проверьте нынешнюю загрузку этого сотрудника. Вам не скажет спасибо тот, кто подумает, что вы свалили на него дополнительную работу. Возможно, придется некоторую часть передать кому-нибудь другому,
  2. Учите сотрудника, пока оба не почувствуете удовлетворения от того, что он справляется с задачей.
  3. Обсудите ваш план с выбранным сотрудником. Объясните задачу, ее важность и почему Вы выбрали именно его. Получите его согласие на принятие работы.
  4. Установите и согласуйте процедуру контроля.
  5. Выберите наиболее подходящего сотрудника для выполнения работы. Это будет в значительной степени зависеть от задачи.
  6. Передайте необходимые полномочия и ответственность по задаче.
  7. Определите задачу, которую Вы намерены поручить другому лицу. Желательно, чтобы это была продолжительная по времени задача, а не одномоментная.

Задание 2

Какие задачи Вы бы делегировали?

Прочтите следующий перечень задач и отметьте те, которые Вы могли бы, как руководитель организации с численностью персонала 100 человек,  передать для выполнения своим сотрудникам?

  1. Набор новых сотрудников
  2. Проект в области, в которой Вы особенно компетентны.
  3. Подготовка прогнозов или бюджетов.
  4. Рекомендации по изменениям в будущем.
  5. Меры дисциплинарного воздействия на служащих.
  6. Повседневная работа.
  7. Разработка предложений по новой политике и методике ее проведения.
  8. Осуществление оценочного опроса служащих.
  9. Индивидуальная подготовка или обсуждение со служащим, как помочь ему/ ей улучшить свою работу.
  10. Подготовка данных к докладам по сложным проблемам.
  11. Разбор жалоб потребителей.
  12. Где провести рождественский завтрак отдела?

Задание 3

В практике менеджмента известны два способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.

Вопросы:

  1. Какой способ управления сотрудниками фирмы Вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
  2. В чем Вы видите преимущество неформального управления по сравнению с директивным?

Задание 4

Для реализации планов предприятия каждый из работников должен выполнять конкретные задания, вытекающие из целей организации.

Постановка целей и разработка соответствующих политики, стратегии, процедур и правил способствует оптимальному решению задач. Все это обеспечивается  путем делегирования полномочий, повышения ответственности исполнителей и выполнения организационных полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий, которыми обладает руководитель, другому лицу с учетом его возможностей. Руководитель не может один выполнить все функции организации. Его время и способности ограничены. Поэтому сущность управления заключается в умении добиться выполнения работы функции. Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связь ответственности и организационных полномочий.

Ответственность означает обязательство работника выполнять делегированные ему задачи, и отвечать за удовлетворительные результаты их решения.

Организационные полномочия представляют собой право использовать ресурсы предприятия, направлять усилия его сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, но необходимо учитывать личностные и деловые качества человека, занимающего ее в данный момент.

Вопросы:

  1. Если Вы – менеджер, то какие из своих задач и полномочий Вы могли бы, по Вашему мнению, делегировать подчиненным?
  2. Какую систему контроля за, выполнением задачи Вы бы избрали?
  3. Если Вы делегировали часть своих полномочий, то вправе ли Вы снять с себя за них ответственность полностью?
  4. Какие свои задачи и полномочия Вы никогда ни кому делегировать не будете?

Задание 5

В приведенной ниже таблице отметьте крестиком тот тип полномочий, который, по Вашему мнению, больше соответствует каждой из указанных задач административного аппарата.

Задачи административного аппарата

Типы аппаратных полномочий

Рекомендательные

Функциональные

Обязательное согласование

1. Стратегическое планирование

 

 

 

2. Маркетинг, исследование рынка

 

 

 

3. Бухгалтерский учет

 

 

 

4. Аудит

 

 

 

5. Правовая защита

 

 

 

6. Финансы

 

 

 

7. Отношения с персоналом

 

 

 

8. Связи с общественностью

 

 

 

9. Административно-хозяйственное обслуживание

 

 

 

3. Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.

4. Задание на дом:

  1. Приведите примеры рекомендательных и функциональных полномочий в конкретной ситуации.
  2. Приведите примеры параллельных полномочий в органах власти РФ.
  3. Как изменялась норма управляемости в течение 20 века? К чему это может привести при сохранении тенденции?



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*