Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала(Приведен план-конспект урока преподавателя ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» Крюковой Ларисы Борисовны, Победителя в номинации «Эффективное применение инновационных технологий») Республиканского конкурса педагогического мастерства «Преподаватель года-2013» в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан)
Дисциплина общеобразовательного цикла: Обществознание (включая экономику и право)
Раздел: Основы права
Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации
Цели занятия:
Учебная: способствовать формированию правовых компетенций студентов в вопросах брака и семьи, прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;
Развивающая: способствовать формированию у студентов рациональных приемов и способов мышления, развитие познавательной активности, внимания, культуры речи, культуры учебного труда;
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям.
После изучения темы студент должен:
знать: права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;
уметь: применять правовые знания о правах и обязанностях родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях.
Формируемые компетенции:
Результатом освоения содержания урока является создание условий для овладения общих (ОК) компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного саморазвития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Тип урока: формирование новых знаний
Методы: беседа, индивидуальная и групповая работа студентов, ролевая игра, демонстрация видеороликов, использование интернет ресурсов
Оснащение: презентации, раздаточный материал – рабочие тетради,интерактивная доска, компьютер
Межпредметные связи:
Основы социологии и политологии – тема «Социальный институт: семья», «Социализация личности»
История – раздел «История Древней Руси»
Литература:
Интернет – ресурсы: http://tor-trans.com.ua/tecnologya.htm
Структура урока:
План урока
1. Организационный момент.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой.
(1 слайд)
«Здравствуйте!»
Поклонившись, мы друг другу сказали:
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего на капельку радостней сделалась жизнь?!
Вот видите, мы поздоровались,
И на капельку радостней сделалась наша жизнь!
2. Начальная мотивация учебной деятельности
(Сообщение названия темы, целей и плана урока, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).
(2 слайд)
- Я – Лариса Борисовна, поведу сегодня всех вас в прекрасный мир семейного очага, в мир, где всегда должны царить любовь, доброта, ласка, тепло семейного очага, мир заботы и ответственности друг за друга самых близких людей!
(3 слайд)
- Как вы уже догадались, тема сегодняшнего разговора – Семья, а более конкретный вопрос – «Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса РФ».
- Ребята, как здорово осознавать, что ты кому-то нужен! Как здорово дарить самым близким внимание, доброту, ласку!
- Наша группа сегодня как семья. А в семье нашей группы сегодня все присутствуют? (дежурный докладывает, сколько человек присутствует на уроке).
(4 слайд)
- Эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Сенеки: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддержал другого».
(5 слайд)
- Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава. Но у каждого члена семьи, а именно у родителей и детей есть определенные права, а также обязанности.
(6 слайд)
- Целью нашего урока является: познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей; научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации и формирование общих компетенций предусмотренных в ФГОС по вашей специальности.
(7 слайд)
- Последовательность изучения темы:
- Сегодня в режиме онлайн с нами работает юрист г. Нижнекамска Светлана Азатовна Абдульманова, которая по скайпу будет следить за ходом нашего урока, а в конце вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы.
3. Формирование новых знаний.
а) Вступительная беседа о семье, как ячейке общества, о наличии прав и обязанностей членов семьи, игровой прием «Ассоциации».
(8слайд)
-Опираясь на свой жизненный опыт, опыт и традиции своей семьи, выскажите свои позиции, когда вы слышите слова «семья», «брак», «дети». На обдумывание – полминуты.
(8 слайд)
-Итак, давайте выслушаем ваши мнения.
(9 слайд)
Что, по-вашему, семья. Назовите членов семьи.
Ребята, на экране будут приведены ответы студентов г. Нижнекамска, которые участвовали в опросе. (Ответы на слайде открываются в ходе беседы). (СЕМЬ Я - глава семьи, семь человек, за которых нужно нести ответственность. Это дети, жена, мама, папа, тёти, дяди, все, кто живёт с тобой в доме).
Что дает семья человеку? Брак?(продолжение рода, духовное здоровье и др.). Брак - это союз женщины и мужчины, который находится под защитой государства, брак – это не договор, не соглашение, а союз. Брак - пожизненный союз, направленный на образование семьи, брак- начало и ядро семьи.
Дети. Семья без детей - не семья, дети – это «только радость и умиление», дети - «радость и приятные заботы», дети – это бесконечное счастье, Дети – это в жизни свежий ветерок», дети – это будущее, новое поколение.
Вы смогли заметить, что многие высказывания совпадают.
(10 слайд)
- А вот следующий вопрос: Что объединяет членов семьи? (родство, дети, общее хозяйство, традиции, права и обязанности).
- Возьмите пожалуйста свои сотовые телефоны, да да не удивляйтесь, сегодня мы будем использовать их на уроке но не для развлечения, а что бы найти необходимую информацию в интернете. Найдите определение слов «право» и «Обязанность»?
(11слайд)
ПРАВО (англ. law, right) - в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм.
ОБЯЗАННОСТЬ — в широком значении — синоним долга.
Обобщение ответов. Вывод.
- А знаете ли вы, в каких законодательных актах определены права и обязанности родителей и детей?
(12 слайд)
Обобщение ответов. Вывод.
- Откройте рабочие тетради и запишите - права и обязанности родителей и детей определены в Конституции РФ, Конституции РТ, Конвекции о правах ребенка, Семейном кодексе РФ, Законе «Об образовании в РФ». Ребята, есть ряд других законов, определяющих частные права и обязанности детей и родителей, например, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
б) Ситуация ролевой игры «Родители и дети».
(13 слайд)
- А сейчас организуем небольшую ролевую игру «Родители и дети».
1 ряд – выполняют роли родителей. Ваша задача – за 2 минуты высказать ваше мнение, какими правами и обязанностями наделены родители в семье? (записать в рабочей тетради)
2 ряд – выполняют роли детей. Ваша задача – за 2 минуты высказать ваше мнение, какими правами и обязанностями наделены дети в семье? (записать в рабочей тетради) Идет обсуждение в группах в течение 2-х минут.
Обобщение. Вывод.
Спасибо за ваши рассуждения. Молодцы!
(14 слайд)
- Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями и традициями. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, - осуждало и наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи.
- Брак эволюционирует вместе с обществом. Ребята, из глубины веков известны Правила поведения в семье:
(15слайд)
Князь Владимир Мономах оставил “Поучения” детям:
(16 слайд)
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
(17 слайд)
В крестьянской семье действовали такие правила:
Обобщение ответов.
- Сегодня права детей можно условно разделить на 6 основных групп, они представлены в ваших рабочих тетрадях, где вы с ними можете ознакомиться.
*К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
*Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
*К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
*Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
*Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
*И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
К сожалению, права ребенка родителями соблюдаются далеко не всегда.
в) Определение прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации при анализе сюжетов видеороликов из кино-мультипликационных фильмов.
(18 слайд)
- Остальные права и обязанности членов семьи предлагаю определить в ходе просмотра и анализа сюжетов видеороликов из кино-мультипликационных фильмов. Выше было сказано, что таковые записаны в Семейном Кодексе, действующем с 1996 года и по сей день. Перед вами (в рабочих тетрадях) – выдержки данного закона. Ваша задача – увидев конкретную ситуацию на сюжете фильма, соотнести ее с определенными статьями Семейного Кодекса. (Нарушения Семейного кодекса)
(Видео приложение)
1 ролик – х/ф «Смешарики» (ст.65 Семейного кодекса РФ)
2 ролик – х/ф «Американская дочь» (ст.55, ст.66 Семейного кодекса РФ)
3 ролик – х/ф «Похороните меня за плинтусом» (ст.67, ст.60 Семейного кодекса РФ)
4 ролик – х/ф «Маша и медведи» (ст.57, ст.63 Семейного кодекса РФ).
Обобщение пройденного. Вывод.
- Итак, мы с вами выяснили следующие:
права и обязанности родителей, действующие в настоящее время:
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);
- Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК);
- Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);
- Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).
Права и обязанности детей:
- Жить и воспитываться в семье (ст.55 СК);
- На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);
- На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК);
- Выражать своё мнение (ст.57 СК);
- На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК);
- Имущественные права (ст.60 СК).
- Обязанностьтрудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.
4. Закрепление изученного материала
(19 слайд)
-На закрепление изученного материала выполним следующее задание: вместо точек указать пропущенные слова.
Текст задания: Синоним долга -……(обязанность). Права и обязанности родителей и детей в семье зафиксированы в Конституции РФ, ……. (Конституции РТ), Конвенции о …. (правах ребенка), Семейном кодексе РФ, ……. (Законе «Об образовании в РФ». Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей в семье решаются родителя по их …… (взаимному согласию) исходя из интересов детей с учетом мнения детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми …. (18) лет или при вступлении в брак.
5. Заключительная часть
Прямая Интернет-связь по скайпу с представителем закона – юрист г. Нижнекамска, профессиональное мнение которой такого: «Хочется отметить вашу конструктивную работу на уроке, как граждане РФ вы обязаны знать свои права и обязанности и помнить, что Закон стоит на защите прав и интересов ребенк. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики».
-Вопросы детей.
Подведение итогов урока, оценка сформированности компетенций.
Благодарю вас! Мне было очень приятно с вами сотрудничать, и на правах преподавателя разрешите вручить каждому из вас сертификат о вашем активном участии, где указаны формируемые общие компетенции, предусмотренные в Федеральных государственных образовательных стандартах.
6. Домашнее задание
(20слайд)
Подготовить эссе на темы «Каждый ребенок имеет право», «Каждый родитель имеет право» и отправить на адрес электронной почты, указанной в рабочем листе. Данные эссе будут участвовать в конкурсе эссе в рамках декады обществоведческих дисциплин.
(21 слайд)
Ребята, ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И СЧАСТЛИВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ!
(22слайд)
В режиме онлайн по скайпу работает юрист, который в прямом эфире дает профессиональные комментарии
Приложения:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.