Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Государственная итоговая аттестация в среднем профессиональном образовании: организация, подготовка и проведение

12.02.2015 7180 13170
Скорлуханова Елена Константиновна
Скорлуханова Елена Константиновна, к.п.н., зав кафедрой профессионального образования

Слюсарь Нелли Юрьевна
Слюсарь Нелли Юрьевна, к.т.н., доцент

Институт развития образования Доп

Авторы:

Е.К. Скорлуханова, к.п.н., зав кафедрой профессионального образования

ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»

Н.Ю. Слюсарь, к.т.н., преподаватель

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

 

«Важнейшей задачей остается – приведение содержания, форм и технологий подготовки рабочих кадров в соответствии с запросами рынка труда»

Дмитрий Медведев

 

Сегодня Липецкая область по целому ряду направлений экономического и социального развития является одним из лидеров в России, что приводит к  необходимости внесения кардинальных изменений в систему профессионального образования для обеспечения предприятий квалифицированными кадрами.

Для решения проблемы включения выпускников профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), необходимо:

  • адаптировать содержание и результаты освоения образовательной программы  к региональным потребностям рынка труда за счет целенаправленной реализации вариативной части,
  • учитывать непрерывное развитие техники и технологий,
  • применять при обучении современные активные, практико-ориентированные педагогические технологии.
  • осуществлять эффективный контроль качества подготовки обучающихся и  выпускников.

Новое качество образования позволит выйти на конечный результат, фиксированный ФГОС СПО – сформированные профессиональные и общие компетенции выпускников.

Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников ПОО, независимо от форм получения образования, является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1) Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии, специальности;

3) Приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

4) Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

5) Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. №74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

6) Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования»;

7) профессиональными стандартами.

Цель ГИА – определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации (диплома).

В соответствии с вышеперечисленными документами предусмотрены следующие формы ГИА: государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (дисциплине) (проводится по усмотрению ПОО); защита выпускной квалификационной работы (далее - ВКР).

Порядок, форма и сроки проведения ГИА устанавливаются ПОО в соответствии с нормативно - правовыми документами [2-6], локальным актом ПОО «Положение о выпускной квалификационной работе», учебным планом по профессии/специальности и программой ГИА, разрабатываемой ПОО.

 

Примерный план мероприятий по подготовке и организации ГИА

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственные

Контроль

1. Разработка программы ГИА, требований к ВКР, а также критерии их оценки

Ноябрь

Председатели цикловой методической комиссии (далее – ЦМК), преподаватели профессиональных модулей

Зам. директора по УР (УМР)

2. Представление в Управление образование и науки Липецкой области списка председателей государственных экзаменационных комиссий (далее - ГЭК)

До 10 декабря

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

3. Утверждение списка председателей ГЭК на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) в Управлении образования и науки Липецкой области

До 20 декабря

Управление образования и науки Липецкой области

Директор

4. Составление приказа об утверждении состава ГЭК и состава апелляционных комиссий на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря)

До 31 декабря

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

5. Обсуждение программы ГИА на педсовете с участием председателей ГЭК.

Декабрь

Председатели ЦМК, педагогический совет

Зам. директора по УР (УМР)

6. Составление приказа об утверждение программы ГИА

Декабрь

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

7. Ознакомление студентов с программой ГИА, требованиями к ВКР, а также критериями их оценки

Декабрь, не позднее, чем за 6 месяцев до начала ГИА

Председатели ЦМК

Зам. директора по УР (УМР)

8. Разработка тем ВКР

Не позднее, чем за 1 месяц до начала преддипломной практики

Руководители ВКР, студенты (возможно обоснованное предложение тем студентами)

Председатели ЦМК

9. Составление приказа о закреплении тем ВКРруководителей и консультантов (при необходимости) за студентами

За 4-2 недели до начала преддипломной практики

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

10. Разработка и выдача индивидуальных заданий на ВКР и графиков их выполнения

Не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики

Руководители ВКР

Председатели ЦМК, зам. директора по УР (УМР)

11. Составление приказа о назначении руководителей и распределении студентов на производственную (преддипломную) практику

Не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики

Зам. директора по УПР

Директор

12. Составление расписания консультаций по ВКР

До  начала преддипломной практики

Руководители ВКР

Председатели ЦМК, зам. директора по УР (УМР)

13. Проведение индивидуальных консультаций по выполнению ВКР

В период преддипломной практики и подготовки ВКР

Руководители ВКР, консультанты

Зам. директора по УР (УМР)

14. Проведение производственной (преддипломной) практики

По календарному графику учебного процесса

Руководители практики

Зам. директора по УПР

15. Проведение дифференцированного зачета по преддипломной практике

По календарному графику учебного процесса (в последний день практики)

Руководители практики, зам. директора по УПР

Зам. директора по УПР

16. Подготовка (выполнение) ВКР

По календарному графику учебного процесса (но не позднее, чем за 2 дня до предзащиты)

Руководители ВКР, консультанты (в том числе техническая экспертиза ВКР)

Зам. директора по УР (УМР), председатели ЦМК

17. Составление приказа о назначении рецензентов ВКР

В период выполнения ВКР, но не позднее, чем за 2 недели до начала ГИА

Руководители ВКР, зам. директора по УР (УМР)

Зам. директора по УР (УМР)

18. Составление расписания ГИА

За 2 недели до начала ГИА

Руководители ВКР, председатели ЦМК, учебная часть

Зам. директора по УР (УМР),

19. Составление отзыва руководителем ВКР, проведение нормоконтроля, рецензирование ВКР и доведение до студентов содержания рецензии.

Не позднее чем за 1 день до предзащиты

Рецензенты и руководители ВКР

Зам. директора по УР (УМР), председатели ЦМК

20. Проведение предварительной защиты (рекомендуемое мероприятие)

За 3-5 дней до дня защиты ВКР

Руководители ВКР, председатели ЦМК

Зам. директора по УР (УМР)

21. Составление приказа о допуске студентов к ГИА

За 1-2 дня до периода защиты ВКР согласно графику учебного процесса

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

22. Проведение защиты ВКР

Согласно расписанию ГИА

ГЭК

Зам. директора по УР (УМР), директор

23. Составление протоколов проведения ГИА, заполнение документации, передача ВКР в архив

В день проведения ГИА

Члены ГЭК, секретарь ГЭК

Зам. директора по УР (УМР)

24. Прием апелляций

О нарушении порядка проведения ГИА - в день проведения ГИА

Апелляционная комиссия

Директор

О несогласии с результатами ГИА - не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов ГИА

25. Рассмотрение апелляций

Не позднее 3-х рабочих дней со дня ее поступления

Апелляционная комиссия

Директор

26. Составление отчета председателя ГЭК о результатах проведения ГИА

В последний день защиты ВКР

Председатель ГЭК, секретарь ГЭК

Зам. директора по УР (УМР)

27. Составление приказа о присвоении квалификации и отчислении из ПОО

По окончании срока ГИА

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

28. Обсуждение на заседании Педагогического совета отчета о результатах проведения ГИА и представление его в Управление образования и науки Липецкой области

До 15 июля

Зам.директора по УР (УМР), секретарь и председатель ГЭК, Педагогический совет

Директор

Выпускная квалификационная работапредставляет собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством руководителя ВКР.  При выполнении и защите ВКР обучающийся должен, опираясь на сформированные компетенции, показать способность и умение:

  • самостоятельно решать задачи будущей профессиональной деятельности,
  • профессионально излагать специальную информацию,
  • аргументировать свою точку зрения.

ВКР подвергается обязательному внешнему рецензированию (как правило, со стороны специалистов предприятия прохождения преддипломной практики или преподавателей образовательных организаций, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР).

Перечень тем разрабатывается преподавателями профессиональных модулей, рассматривается на заседании ЦМК и утверждается приказом директора ПОО. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО. Тематика ВКР подлежит ежегодному обновлению и должна соответствовать как современному уровню развития науки и техники, так и современным потребностям общества и производства и формироваться с учетом предложений работодателей (при их наличии).

ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена может быть выполнена в виде дипломной работы или в виде дипломного проекта. Вид ВКР определяется руководителем ВКР самостоятельно.

Дипломная работа – это научное или научно-практическое исследование, которое должно содержать анализ проблем на примере конкретной базы объекта исследования и разработку рекомендаций (мер) по совершенствованию изучаемых предметов исследования.

Дипломный проект – это научно-обоснованное решение практической задачи по специальности, которое должно содержать элементы учебного проектирования (программы, модели, бизнес-планы, разработки  методики т.д.) для конкретного объекта исследования. 

В процессе выполнения ВКР студент должен решить следующие задачи:

  • обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы;
  • проанализировать известные теоретические положения, нормативно-правовую документацию, справочные и научные источники информации по избранной теме, для дипломного проекта определить методику решения проблемы;
  • собрать необходимый материал для проведения конкретного исследования или необходимые производственные  данные для выполнения проекта;
  • провести анализ собранных данных на примере конкретной базы предметов исследования или выполнить проектное задание и проанализировать полученные результаты;
  • на основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию и оптимизации изучаемых предметов исследования или о возможности и эффективности использования проектного решения (повышения эффективности деятельности организации или предприятия, эффективности работы оборудования или качества продукции и т.д.);
  • оформить ВКР в соответствии предъявляемыми требованиями;
  • подготовить материал, иллюстрирующий результаты работы (чертежи, плакаты), доклад и презентационный материал к защите ВКР.

ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих выполняется в виде  выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы

Обучающиеся по профессии СПО выпускную практическую квалификационную работу выполняют отдельно по каждой профессии общероссийского классификатора, входящей в профессию широкого профиля. Содержание практических квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, которым должен обладать выпускник ПОО.

Выпускная практическая квалификационная работа выполняется студентами в присутствии членов ГЭК. Выполненная выпускная практическая квалификационная работа оценивается по заранее разработанным показателям:

а) овладение приемами работ;

б) соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ;

в) выполнение установленных норм времени (выработки);

г) умелое пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями;

д) соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места.

Выпускная письменная экзаменационная работа, являясь завершающим этапом подготовки, должна показать готовность учащегося квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии. В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать:

  • умение пользоваться учебниками и учебными пособиями, современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами.
  • подготовленность в технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования.

Примерные показатели оценки качества выполнения и защиты ВКР в виде дипломного проекта, дипломной работы, письменной экзаменационной работы

(оценка выставляется по пятибалльной шкале)

Показатель

Оценка

Оформление ВКР

Соответствие требованиям к оформлению и объему ВКР

 

Соразмерность (композиция) глав и параграфов ВКР

 

Наличие иллюстраций (таблиц, схем, графиков, рисунков, диаграмм), позволяющих наглядно раскрыть тему и представить результаты ВКР

 

Средний балл за оформление:

 

Содержание ВКР

Соответствие темы ВКР содержанию одного или нескольких модулей. Выполнение ВКР свидетельствует об освоении студентом части профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС

 

Соответствие содержания ВКР выбранной теме и заданию на ВКР (системность, логическая взаимосвязь всех частей работы друг с другом и более общей задачей, проблемой, определение объекта, предмета, целей, задач  работы, методов исследования)

 

Глубина проработки материала и соответствие используемых методов достижения результата поставленным целям и задачам ВКР

 

Грамотный анализ результатов работы и формулирование выводов

 

Актуальность/практическая значимость темы ВКР

 

Целесообразность и полнота использования источников информации

 

Степень самостоятельности автора в исследовании темы

 

Средний балл за содержание:

 

Отзыв и рецензия

Мнение руководителя об уровне выполнения  ВКР (отзыв)

 

Мнение рецензента об уровне выполнения  ВКР (рецензия)

 

Средний балл по отзыву и рецензии:

 

Графическая/ иллюстрационная часть

Графическая/иллюстрационная часть полностью отражает этапы и результаты выполнения ВКР

 

Наглядность, доступность и логичность представления результатов ВКР

 

Качество выполнения графической части, при ее наличие (в соответствии с требованиями ГОСТов и внутренних документов)

 

Уровень подготовки презентации (владение информационно-коммуникационными технологиями)

 

Средний балл за иллюстративный материал:

 

Защита ВКР (доклад и ответы на вопросы)

Структурированность доклада и соответствие его содержанию и результатам выполнения ВКР

 

Владение темой ВКР и качество (аргументированность) ответов на поставленные во время защиты вопросы

 

Владение научным стилем речи с применением профессиональных терминов

 

Соблюдение регламента защиты, общая культура студента

 

Средний балл за защиту:

 

Оценка ВКР. Итоговый (средний) балл (уровень овладения студентом результатами обучения в соответствии с ФГОС – профессиональными и общими компетенциями):

 

Темы ВКР необходимо разрабатывать с учетом потребностей конкретных отраслей экономики своего региона. При выполнении ВКР студент должен демонстрировать способность выполнять вид (или виды профессиональной деятельности), решать реальные производственные задачи и проблемы, доказывая свою профессиональную состоятельность и сформированность профессиональных и общих компетенций.

Работая над интересными, актуальными, профессионально значимыми темами ВКР, студенты приобретают ценный опыт работы, навыки, знания, которые создают серьезную основу для будущего карьерного роста. Такая продуктивная работа при тесном контакте с работодателем приводит к востребованности выпускников ПОО, а нередко и их трудоустройству еще до получения диплома об уровне квалификации.

Таким образом, итоги ГИА являются важным показателем образовательной деятельности ПОО. По результатам проведения ГИА (защиты ВКР) можно судить о том, насколько современные и актуальные знания приобретаются студентами при обучении, об уровне педагогического состава и о качестве организации образовательного процесса в ПОО.


Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности;
  3. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  5. В.М.Широкова. О государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования //Администратор образования. – 2014, №7. – С.78-84.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*