Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические указания по проведению лабораторной работы по учебной дисциплине ОП 07 «Основы проектирования баз данных» на тему: «Формы с вкладками. Применение паролей» по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

12.02.2015 1132 3219
Радченко Татьяна Ивановна
Радченко Татьяна Ивановна, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Введение

Методические указания по проведению лабораторной работы разработаны согласно рабочим программам по учебной дисциплине «Основы проектирования баз данных» (дисциплина входит в общепрофессиональный цикл) и требованиям к умениям и знаниям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО) по специальностям 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

Лабораторная работа направлена на освоение следующих умений и знаний согласно ГОС СПО.

уметь:

  • создавать таблицы в среде MS Access в режиме конструктора и назначать справочные таблицы;
  • создавать форму для заполнения данными таблиц;
  • вводить корректно данные в соответствии с типом данных;
  • создавать запрос на выбор информации в режиме конструктора;
  • создавать запрос с параметрами;
  • создавать итоговый запрос с использованием групповых операций;
  • осуществлять вычисления в бланке запроса с учетом синтаксиса;
  • создавать запросы с использованием встроенных функций Дата / время;
  • создавать форму с вкладками;
  • создавать отчеты и производить в них итоговые расчеты;
  • связывать две таблицы с учетом целостности данных;
  • назначать и снимать пароль на файл базы данных.

знать:

  • способы создания таблиц;
  • синтаксис написания выражений для вычислений в запросах и отчетах;
  • способы создания форм для заполнения данными и с элементами управления.

Методические указания по выполнению лабораторных работ содержат теоретические основы, которыми студенты должны владеть перед проведением лабораторной работы; описание способов и методов создания различных объектов баз данных.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа.

 

Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов

1) К выполнению лабораторной работы необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы в данном учебном пособии, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.

2) При выполнении лабораторной работы, все данные сохраняются в папку группы.

3) При создании объектов базы данных необходимо:

а) правильно выбрать способ создания объекта;

б) отредактировать объект в режиме конструктора.

4) Результат выполнения лабораторной работы представляется преподавателю для проверки в электронном виде.

5) При подготовке к защите лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.

 

Лабораторная работа

Тема:

Формы с вкладками. Применение паролей

Цель работы:

Получение и закрепление практических навыков и умений работы в среде СУБД. Используя теоретические знания, полученные на лекционных занятиях по дисциплине «Основы проектирования баз данных», научить студента самостоятельно создавать форму с управляющими элементами, использовать встроенные функции при создании запросов.

В результате выполнения работы студенты

должны уметь:

  • создавать запрос с параметрами;
  • создавать итоговый запрос с использованием групповых операций;
  • осуществлять вычисления в бланке запроса с учетом синтаксиса;
  • создавать запросы с использованием встроенных функций Дата / время;
  • создавать форму с вкладками;
  • создавать отчеты и производить в них итоговые расчеты;
  • назначать ключевые поля в таблицах;
  • связывать таблицы;
  • назначать и снимать пароль на файл базы данных.

должны знать:

  • понятие ключевого поля;
  • последовательность создания подчиненных форм;
  • обеспечение целостности данных.

Приборы, материалы и инструмент:

  • персональный компьютер;
  • ППП СУБД MS Access;

Порядок выполнения лабораторной работы:

  1. Изучить положение по технике безопасности.
  2. Создать таблицы и связи между таблицами.
  3. Обеспечить целостность данных.
  4. Создать подчиненную форму.
  5. Ввести данные.
  6. Извлечь данные в соответствии с предлагаемыми условиями с использованием запросов.
  7. Создать отчет в среде СУБД MS Access.
  8. Ответить на контрольные вопросы.
  9. Предоставить результат выполнения лабораторной работы преподавателю.

 

Теоретическая часть

 

Элемент управления Вкладки на форме

Элемент управления Набор вкладок - один из самых полезных элементов управления, позволяющий придать приложениям особый внешний вид.

Набор вкладок создается так же, как и другие элементы управления, т. е. в режиме конструктора - используется соответствующий объект на панели элементов.

Создание формы с вкладками:

1. выбрать объект БД Формы;

2. создать форму в режиме конструктора;

3. на Панели инструментов выбрать объект Вкладка;


4. в области данных разместить элемент:

 

5. перейти в Режим формы;

6. вызвать Свойства формы;

7. на вкладке Макет установить следующие значения параметров:

Параметры

Значение

Область выделения

нет

Кнопки перехода

нет

Разделительная линия

нет

8. добавить или удалить вкладку можно в режиме конструктора, щелкнув правой кнопкой на области вкладки;

9. для отображения данных создается управляющий элемент –Список (кнопка Мастера должна быть активна);


10. откроется диалоговое окно Создание списков;

11. последовательно щёлкать по кнопке Далее> и устанавливать необходимые параметры;

12. в режиме конструктора щелкнуть правой кнопкой мыши и выбирать Свойства списка;

13. на вкладке Данные в строке Тип источника строк установить «Таблица или запрос»;

14. проверить строку Источник строк;

15. на вкладке Все в строке Заглавия столбцов установить – Да;

16. в строке Подпись указать имя вкладки;

17. на вкладках могут быть размещены управляющие элементы – кнопки. Если кнопка создаётся на области вкладки, то она работает в пределах этой вкладки. Если кнопка создается в Области данных под всеми вкладками, то работа кнопки будет отражаться на всех вкладках.


Применение паролей

Защита с помощью пароля является простым способом предотвращения несанкционированного доступа к данным. В случае его использования при каждом открытии файла БД появляется диалоговое окно для введения пароля.

Не следует ставить пароль на БД, если предполагается создавать две и более копий (реплик) одной БД. Процесс называется репликацией. В репликах возможна синхронизация изменений, вносимых в данные одной из копий.

Для установки пароля необходимо:

1. открыть БД с монопольным доступом. Для этого в окне открытия файла, после выбора имени БД, щелкнуть по стрелке справа от кнопки Открыть и выбрать Монопольно;


2. после открытия файла щелкнуть Сервис | Защита. В раскрывшемся меню выбрать Защита | Задать пароль базы данных …

3. в окне Задания пароля задать пароль в полях Парольи Подтверждение. Нажать ОК.


4. введенный пароль выглядит как последовательность звездочек. При вводе пароля необходимо учитывать состояние регистра (состояние клавиши <Caps Lock>)

 

Удаление пароля

Открыть БД с монопольным доступом, щелкнуть Сервис | Защита. В раскрывшемся меню выбрать Удалить пароль базы данных (этот пункт становится активным, если пароль установлен.

 

Сжатие БД

Для обеспечения высокой производительности следует регулярно выполнять сжатие и восстановление файлов Access. Сжатие, известное так же как дефрагментация, означает сбор разрозненных частей БД и сохранение их в одном месте, если это возможно. Производить сжатие можно текущей или закрытой БД.

Сжатие текущей (открытой) БД можно выполнить, находясь в любом из ее диалоговых окон:

1. выбрать команду Сервис | Служебные программы;

2. в раскрывшемся подменю выбрать Сжать и восстановить базу данных.

 

Порядок выполнения работы

1. Создать базу данных под именем «Абитуриент».

2. Создать таблицу «Абитуриент», содержащую следующие поля и типы данных (в таблице указана структура таблицы, данные в таблицу вводятся после создания справочных таблиц):

Имя поля

Тип данных

Формат поля

Код

Счетчик

 

Фамилия

Текстовый

 

Имя

Текстовый

 

Дата рождения

Дата/рождение

Краткий формат даты

Специальность

Текстовый

 

Математика

Числовой

 

Русский

Числовой

 

3. Создать справочные таблицы «Специальность» и «Оценки»:

  • Таблица «Специальность», состоит из одного поля. Заполните таблицу данными:

Специальность

ОВТ

АСУ

БУХ

А

С

  • Таблица «Оценки», состоит из одного поля. Заполните таблицу данными:

Оценки

3

4

5

4. Назначить Полями со списком в таблице «Абитуриент» поля «Специальность», «Математика», «Русский» (вкладка «Подстановка» в области «Свойств полей», указываем «Источник строк» – соответствующую справочную таблицу)

5. Создать форму для заполнения данными таблицы «Абитуриент», например:

Код

Фамилия

Имя

Дата

рождения

Специальность

Математика

Русский

_язык

1

Иванов

Иван

12.01.1994

ОВТ

4

5

2

Петрова

Алена

04.06.1994

АСУ

5

3

3

Сидоров

Игорь

04.08.1995

БУХ

3

4

4

Папин

Вадим

14.07.1993

ОВТ

5

5

5

Киношина

Виктория

02.03.1993

БУХ

4

4

6

Зонтова

Ирина

04.06.1994

МТЭ

4

4


Создать запросы:

Имя запроса

События

Тип запроса

1.    

Выбор по специальности

Запрашивается – наименование специальности

Выводятся на экран – все поля таблицы «Абитуриент»

Запрос с параметром

2.    

Выбор по оценке «Математика»

Запрашивается – оценка по математике

Выводятся на экран – все поля таблицы «Абитуриент», кроме поля «Русский язык»

Запрос с параметром

3.    

Средний балл

Вычисляемое поле:

Средняя оценка = («Математика»+ «Русский язык») / 2

4.    

Месяц рождения

Запрашивается – месяц рождения

Выводятся на экран – Фамилия, Имя, Дата рождения

Запрос с параметром

5.    

Количество заявлений

Подсчитывается количество заявлений, поданных на каждую специальность.

Использование групповых операций (COUNT )

Итоговый запрос

7. Создать форму с вкладками, для отображения содержимого таблиц;

8. Создать отчетпо таблице «Абитуриент», выбрав поля: «Код», «Фамилия», «Имя», «Математика», «Русский язык».

9. Создать кнопочную форму для запуска на выполнение всех запросов и открытия формы с вкладками и формы для заполнения данными, открытия отчета.

10. Назначьте пароль к файлу базы данных.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каких типов бывают модифицирующие запросы?
  2. Каким образом осуществляется выбор информации в запросах, если в таблицах есть логические поля?
  3. Дать определение ключевого поля таблицы.
  4. Поясните, чем отличается первичный ключ от внешнего ключа?
  5. Для чего связывают таблицы?
  6. Для каких целей соблюдается целостность данных?
  7. Опишите механизм связывания таблиц?
  8. Каков порядок заполнения данными в подчиненных таблицах?
  9. С каким типом данных можно связать поле Счетчик?
  10. Опишите последовательность создания формы с вкладками.
  11. Как назначается пароль к файлу базы данных?
  12. Как можно снять пароль к файлу БД?
  13. Для чего необходимо периодически производить сжатие базы данных?

 

Список источников

  1. Э. В. Фуфаев, Д. Э. Фуфаев Базы данных. Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования– М.: Издательский центр «Академия», 2009. -320. ISBN 5-7695-2056-6
  2. О. Л. Голицина, Н. В. Максимов, И. И. Попов Базы данных. Учеб. пособие– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. -320. с ил. – (Серия «Профессиональное образование») ISBN 5-8199-0086-3 (ФОРУМ)
  3. Праг, Керри Н., Ирвин, Майкл Р. Access 2002. Библия пользователя.: Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс, 2011. -1216. с ил. –ISBN 5-8459-0412-9 (рус.)

Дополнительные источники:

http://www.lessons-tva.info/edu/inf-access/access.html

http://kafiitbgau.narod.ru/Metod/Access/Access.htm

http://www.bestbookit.net/database/access.html




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*