Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение и использование передового педагогического опыта как фактор подготовки педагогов к инновационной деятельности

01.04.2011 3605 1 9284
Лёвина Светлана Николаевна
Лёвина Светлана Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов, активизация научно-педагогических исследований, улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.

 

В современной системе образования возросла потребность в преподавателе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и передового педагогического опыта.Учебным заведениям и педагогам предоставлены широкие возможности для проявления инициативы педагогического творчества, для эффективного использования передового педагогического опыта, педагогических экспериментов.

 

Вместе с тем это налагает на учебные заведения большую ответственность, требует от педагогов разносторонней педагогической  эрудиции, глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания, развития учащихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.

 

Огромную роль в модернизации образования играет изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

 

Педагогический опыт – это «золотой фонд» педагогической практики, который питает саму практику и является питательной средой педагогической науки. Не будь  педагогического опыта, все пришлось бы начинать заново.

 

Сущность передового педагогического опыта определяется как индивидуализированная педагогическая система, стабильно приводящая к высоким результатам в учебно-воспитательном процессе. [1]

 

Передовой педагогический опыт – это новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности  процесса обучения, воспитания и развития учащихся.  Вместе с тем передовой опыт – не только педагогические новации.

 

Изучая передовой опыт, нельзя проходить мимо будничной, малозаметной работы тех педагогов, секрет успеха которых в систематическом воплощении в жизнь важнейших дидактических  и методических принципов и правил, как новых, так и традиционных, широко употребляемых.

 

Главный критерий передового педагогического опыта – его результативность. Но передовой опыт – это опыт конкретного человека, добившегося положительных результатов, изучение и использование такого опыта ни в коем случае нельзя понимать в буквальном смысле. Еще К.Д. Ушинский, выдающийся российский педагог, в свое время писал: «Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта, цель, из него вытекающая и им подкрепляемая… Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт».[2]

 

Эффективное изучение передового педагогического опыта обеспечивается комплексным применением таких форм и способов, как посещение уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов, изучение их планирующей и учетной документации, посещение и анализ открытых уроков, беседы с опытными преподавателями.

 

Конечно, основной путь изучения передового педагогического опыта – это  посещение уроков опытного преподавателя, потому что именно на уроке раскрываются возможности педагога, степень его подготовки, мастерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

 

В Саранском государственном промышленно-экономическом колледже (СГПЭК) применяют три вида обобщения и распространения педагогического опыта: показ, рассказ, описание.Показ опыта происходит на учебных занятиях, конференциях и т.д., а также в виде методических материалов, представленных в методическом кабинете колледжа под рубрикой «Внимание: опыт!»

 

Рассказ – это выступление преподавателей на заседаниях методического и педагогического советов, предметно (цикловых) комиссий, в школе педагогического мастерства. В рассказе преподаватель  передает  концентрированную информацию о своей работе в виде аналитического обобщения, на конкретных примерах раскрывает проблему того или иного педагогического явления, встречающегося в работе.

 

Описание  позволяет преподавателю представить свой опыт более целостно, системно, с раскрытием его истоков, диалектики становления и развития. Обобщение опыта работы в виде описания представляется преподавателем в различных формах: учебно-документационной (планы, технологические карты занятий, конспекты, отчеты и т.д.), научно-методической (сборники статей научно-практических конференций, экспресс-информация), публицистический (статьи в газетах и журналах).

 

Каждый год в СГПЭК по решению Методического совета и по рекомендации предметной (цикловой) комиссии обобщают свой опыт три преподавателя. Методическая служба колледжа разработала рекомендации, которые помогают преподавателям целостно  и грамотно описать собственный опыт. Например, при подготовке к выступлению, рассказу о своем опыте работы можно руководствоваться следующим алгоритмам:

  1. Дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, трудности, с которыми столкнулись в своей практической деятельности.
  2. Вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части (это могут быть известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам преподавателя).
  3. Отразить теоретическую базу опыта (на какие научные (или практические) изыскания опирается педагог, научные концепции или теории каких авторов использует в работе).
  4. Раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи, ее компонентов, изложить свою точку зрения на содержание образования, взаимоотношения педагога и студента, формы, методы, приемы и средства обучения.
  5. Показать предлагаемые инновации в организации учебно-воспитательного процесса, содержании образования; провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний студентов, в овладении ими практическими умениями и навыками, в уровне их воспитанности, в развитии интереса к предмету.

Большую роль в описании системы педагогической работы играет показ результативности опыта.

 

Для оценки результативности актуального опыта необходимо определить уровень обученности студентов, развитие личности студентов (использовать известные в теории и практике методики).

 

Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт; за счет чего достигается высокий результат; насколько стабильны эти результаты; степень оптимальности получаемых результатов.

 

Проводимая модернизация российского образования позволяет сегодня создать любую модель развития приоритетных направлений в работе учебного заведения, системы обучения и воспитания, профессионального потенциала педагогов. Мотивация успешного продвижения по инновационному пути гарантирует формирование эффективной системы для всего учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром для педагогов в этом случае становится способность к самореализации, активное участие в общественной жизни и презентация собственных достижений.        

 

Литература:

  1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения/ В.А. Скакун. – М. – Форум: Инфра – М, 2009. – с. 310 – 317.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1949



Назад к списку

Комментарии
Я знакома с трудами Скакун. Во многом поддерживаю!
В.С. Торбина г.Пермь

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*