Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов, активизация научно-педагогических исследований, улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.
В современной системе образования возросла потребность в преподавателе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и передового педагогического опыта.Учебным заведениям и педагогам предоставлены широкие возможности для проявления инициативы педагогического творчества, для эффективного использования передового педагогического опыта, педагогических экспериментов.
Вместе с тем это налагает на учебные заведения большую ответственность, требует от педагогов разносторонней педагогической эрудиции, глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания, развития учащихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.
Огромную роль в модернизации образования играет изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Педагогический опыт – это «золотой фонд» педагогической практики, который питает саму практику и является питательной средой педагогической науки. Не будь педагогического опыта, все пришлось бы начинать заново.
Сущность передового педагогического опыта определяется как индивидуализированная педагогическая система, стабильно приводящая к высоким результатам в учебно-воспитательном процессе. [1]
Передовой педагогический опыт – это новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем передовой опыт – не только педагогические новации.
Изучая передовой опыт, нельзя проходить мимо будничной, малозаметной работы тех педагогов, секрет успеха которых в систематическом воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических принципов и правил, как новых, так и традиционных, широко употребляемых.
Главный критерий передового педагогического опыта – его результативность. Но передовой опыт – это опыт конкретного человека, добившегося положительных результатов, изучение и использование такого опыта ни в коем случае нельзя понимать в буквальном смысле. Еще К.Д. Ушинский, выдающийся российский педагог, в свое время писал: «Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта, цель, из него вытекающая и им подкрепляемая… Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт».[2]
Эффективное изучение передового педагогического опыта обеспечивается комплексным применением таких форм и способов, как посещение уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов, изучение их планирующей и учетной документации, посещение и анализ открытых уроков, беседы с опытными преподавателями.
Конечно, основной путь изучения передового педагогического опыта – это посещение уроков опытного преподавателя, потому что именно на уроке раскрываются возможности педагога, степень его подготовки, мастерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.
В Саранском государственном промышленно-экономическом колледже (СГПЭК) применяют три вида обобщения и распространения педагогического опыта: показ, рассказ, описание.Показ опыта происходит на учебных занятиях, конференциях и т.д., а также в виде методических материалов, представленных в методическом кабинете колледжа под рубрикой «Внимание: опыт!»
Рассказ – это выступление преподавателей на заседаниях методического и педагогического советов, предметно (цикловых) комиссий, в школе педагогического мастерства. В рассказе преподаватель передает концентрированную информацию о своей работе в виде аналитического обобщения, на конкретных примерах раскрывает проблему того или иного педагогического явления, встречающегося в работе.
Описание позволяет преподавателю представить свой опыт более целостно, системно, с раскрытием его истоков, диалектики становления и развития. Обобщение опыта работы в виде описания представляется преподавателем в различных формах: учебно-документационной (планы, технологические карты занятий, конспекты, отчеты и т.д.), научно-методической (сборники статей научно-практических конференций, экспресс-информация), публицистический (статьи в газетах и журналах).
Каждый год в СГПЭК по решению Методического совета и по рекомендации предметной (цикловой) комиссии обобщают свой опыт три преподавателя. Методическая служба колледжа разработала рекомендации, которые помогают преподавателям целостно и грамотно описать собственный опыт. Например, при подготовке к выступлению, рассказу о своем опыте работы можно руководствоваться следующим алгоритмам:
Большую роль в описании системы педагогической работы играет показ результативности опыта.
Для оценки результативности актуального опыта необходимо определить уровень обученности студентов, развитие личности студентов (использовать известные в теории и практике методики).
Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт; за счет чего достигается высокий результат; насколько стабильны эти результаты; степень оптимальности получаемых результатов.
Проводимая модернизация российского образования позволяет сегодня создать любую модель развития приоритетных направлений в работе учебного заведения, системы обучения и воспитания, профессионального потенциала педагогов. Мотивация успешного продвижения по инновационному пути гарантирует формирование эффективной системы для всего учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром для педагогов в этом случае становится способность к самореализации, активное участие в общественной жизни и презентация собственных достижений.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
В.С. Торбина г.Пермь