Дайджест новостей росссийского образования за 08.10.2025 г.

08.10.2025 292

Стартовал шестой сезон всероссийского научно-популярного конкурса «Наука. Территория героев», адресованного школьникам и студентам в возрасте от 10 до 25 лет. Мероприятие проходит с 6 октября 2025 года по февраль 2026 года при поддержке национальных проектов России и в рамках инициативы «Наука побеждать», реализуемой в Десятилетие науки и технологий. Конкурс направлен на популяризацию научных знаний, развитие интереса к естественным наукам и поддержку молодых талантов, стремящихся внести вклад в достижение технологического лидерства страны.

Участники могут зарегистрироваться на платформе герои.наука.рф, где размещены познавательные материалы — статьи о достижениях российских учёных, видеоэкскурсии по научным центрам, а также игровые задания и тематические викторины. В этом сезоне впервые запускается творческое направление «Научный креатон», позволяющее участникам проявить себя через создание иллюстраций, комиксов, маскотов и дизайна мерча, посвящённых науке. По словам заместителя Председателя Правительства Дмитрия Чернышенко, за прошлые годы конкурс собрал более 90 тысяч участников, а нововведения помогут ещё большему числу молодых людей найти свой путь в научной сфере.

Конкурс включает четыре направления: «Энергия и числа» (физико-математическое), «Биохимия открытий» (химико-биологическое), «Наука в жизни» (общеобразовательное) и новое — «Научный креатон». Участники решают научные задачи, проводят эксперименты, исследуют междисциплинарные темы или создают креативные проекты, демонстрируя как аналитические, так и художественные способности. Победители получат ценные призы: стажировки в ведущих научно-образовательных центрах, дополнительные баллы при поступлении в университеты (МИСиС, РУДН, Томский политех) и гранты от партнёров — компаний «Билайн» и «ФосАгро». Как отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, конкурс стал важным звеном в системе поддержки научного творчества и связывает школу, вуз и реальный сектор экономики, открывая перед молодёжью путь к большим научным свершениям.

По информации Пресс-службы Правительства России

------------------------------------------------------------------------------

На пленарной сессии «Стратегические приоритеты Российской Федерации в Арктике», прошедшей в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге в рамках 17-й Международной выставки и конференции «RAO/CIS OFFSHORE 2025», с докладом выступил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Мероприятие, посвящённое освоению нефтегазовых ресурсов Арктики и континентального шельфа стран СНГ, а также памяти выдающегося советского учёного Евгения Велихова, прошло под модерацией президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука.

В своём выступлении Фальков обозначил ключевые направления деятельности Минобрнауки, связанные с Арктикой. В первую очередь, это укрепление связей между наукой и бизнесом — например, через пилотный проект по формированию госзадания по модели «квалифицированного заказчика». Ярким примером сотрудничества стал совместный проект МГТУ им. Н.Э. Баумана и «Газпромнефть НТЦ» по разработке технологий упрочнения зимних автодорог и ледовых переправ. Также министр подчеркнул важность подготовки и удержания кадров: в стране активно внедряется новая модель инженерного образования, создаются передовые инженерные школы и специализированные учебно-тренажёрные центры в морских вузах для подготовки специалистов по управлению ледоколами и арктическими судами.

«Арктическая звезда», в Мурманской области — новый кампус, а в ЯНАО реализуется проект Международной арктической станции «Снежинка» — первого в мире круглогодичного автономного научного комплекса в Арктике. Кроме того, Минобрнауки совместно с Росгидрометом организует морские экспедиции, в том числе на двух новых научно-исследовательских судах — «Виктор Ильичев» и «Александр Лисицын», чья сдача запланирована на 2027 и 2029 годы. Отвечая на вопросы журналистов, Фальков отметил, что Россия обладает значительным научным заделом по арктической тематике, накопленным ещё в советское время, и сегодня важно развивать эти компетенции в рамках крупных проектов под руководством таких центров, как «Курчатовский институт», активно привлекая молодёжь через госпрограммы, включая сеть молодёжных лабораторий, более 20 из которых уже работают в арктическом направлении.

По информации Пресс-службы Минобрнауки России

------------------------------------------------------------------------------

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ирина Шварцман приняла участие в пресс-конференции, посвящённой подготовке к III Национальному съезду учебной промышленности «Учпром-2025». Мероприятие состоится в Москве с 21 по 24 октября и проводится при поддержке Совета Федерации, Минпросвещения и Минпромторга России. В ходе пресс-конференции были обозначены ключевые цели съезда, включая анализ текущих тенденций в сфере учебной промышленности и выработку мер поддержки отечественных производителей образовательного оборудования.

Ирина Шварцман подчеркнула, что программа съезда тесно увязана с приоритетами Минпросвещения: обеспечение равных возможностей для всех обучающихся. По её словам, каждая школа, детский сад и колледж должны быть оснащены современным и достаточным по объёму оборудованием, что напрямую влияет на качество образования и конкурентоспособность выпускников. Особое внимание уделяется реализации национальных проектов — в рамках «Молодежь и дети» уже идёт закупка оборудования для школ, участвующих в программах строительства и капремонта, а успешный опыт аналогичных мер в проекте «Семья» для дошкольных учреждений будет тиражироваться и в сфере среднего профессионального образования, включая модернизацию студенческих общежитий и реализацию федерального проекта «Профессионалитет».

Кроме того, замминистра сообщила о запуске в 2024 году программы оснащения классов-комплектов по новым учебным предметам — «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)». На эти цели ежегодно выделяется по 4 млрд рублей из федерального бюджета, а регионы дополняют финансирование из собственных средств. К 2027 году во всех соответствующих кабинетах будет обеспечен минимально необходимый набор оборудования. В 2026 году планируется расширить программу на классы физики, изобразительного искусства и музыки. В пресс-конференции также приняли участие представители Совета Федерации, профильных министерств, столичного Департамента образования, АО «Просвещение» и Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

По информации Пресс-службы Минпросвещения России

------------------------------------------------------------------------------

Тюменский Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) стал первым в стране, кто присоединился к инклюзивному кинопроекту «(Не) такой как все». Инициатива, представленная на XII Международном фестивале детского и семейного кино «Ноль Плюс» в Тюмени, получила поддержку со стороны Агентства стратегических инициатив (АСИ). По словам директора проектов АСИ Нины Добрынченко, внедрение кинопоказов на базе учреждений Минобрнауки — важный шаг в создании единой системы образовательных маршрутов для детей и молодёжи с инвалидностью. Она подчеркнула, что АСИ активно расширяет сеть партнёрских организаций, разделяющих инклюзивные ценности.

Методисты Тюменского РУМЦ, прошедшие специальное обучение при поддержке АСИ, будут проводить инклюзивные кинопоказы, а разработанная методика получит новые возможности для распространения по всей стране. Ранее АСИ уже подготовило методические рекомендации по организации инклюзивных киноклубов. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ, член Экспертного совета АСИ Ольга Петрова отметила, что РУМЦ обладают мощной методологической базой, которую будет дополнять опыт лидеров инклюзивных практик. По её словам, формат инклюзивных кинопоказов уже доказал свою эффективность, и в ближайшее время к проекту присоединятся все 25 РУМЦ России.

Ресурсные учебно-методические центры созданы как структурные подразделения вузов и направлены на развитие инклюзивного высшего образования, включая поддержку профориентации, обучения и трудоустройства людей с инвалидностью. Их деятельность осуществляется в рамках госпрограммы «Доступная среда», а в 2024 году высшее образование получали около 39 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья. В том же году РУМЦ Череповецкого государственного университета получил специальную номинацию «Постдипломное сопровождение студентов и выпускников с инвалидностью» в рамках Всероссийского отбора инклюзивных практик «Открыто для всех». В рамках фестиваля «Ноль Плюс» Нина Добрынченко также провела мастер-класс по организации инклюзивных киноклубов, а зрители фестиваля, который проходит с 5 по 27 октября при поддержке ряда государственных и частных партнёров, смогут увидеть 200 фильмов из более чем 30 стран. На сайте zeroplus.tv будут доступны как фильмы, так и сопроводительные образовательные материалы.

По информации Пресс-службы АСИ

------------------------------------------------------------------------------

В Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена зафиксирован значительный рост числа иностранных абитуриентов, поступивших на программы бакалавриата в 2025 году. По сравнению с предыдущими годами количество зачисленных выросло на 21% — на первый курс принято 1 312 студентов из 23 стран. Итоги приёма иностранных граждан на 2025/26 учебный год были подведены на заседании ректората, о чём сообщила пресс-служба вуза.

Ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов отметил, что для привлечения международных студентов университет провёл масштабную подготовку: от маркетинговых исследований до локализации сайта на иностранных языках. В течение года вуз участвовал в 12 международных образовательных выставках, организовал презентации в 12 зарубежных школах и десяти университетах. В настоящее время разрабатывается стратегическая «дорожная карта», направленная на расширение международного присутствия Герценовского университета и повышение его узнаваемости за рубежом.

С 2021 по 2025 год в университете наблюдается стабильный рост числа иностранных абитуриентов: с 1 111 до 1 312 человек. На бакалавриат и специалитет поступили 825 студентов, в магистратуру — 487. Лидерами по количеству зачисленных стали Китай (1 077 студентов), Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Беларусь. Наибольшей популярностью пользуются программы Института музыки, театра и хореографии, Института русского языка как иностранного и Института художественного образования, а также возрос интерес к направлениям в области экономики, психологии, иностранных языков и географии. В рамках новой стратегии планируется активнее использовать соцсети, обновлять презентационные материалы и запускать летние и зимние школы для студентов стран БРИКС.

По информации Федерального портала "Российское образование"

------------------------------------------------------------------------------

16 октября в 10:00 в онлайн-формате состоится региональная сессия Всероссийского форума преподавателей высшего образования «Академическое сообщество — 2025» для Северо-Западного федерального округа. Мероприятие будет посвящено актуальным вопросам кадрового обеспечения вузов, что особенно важно в контексте устойчивого развития научно-образовательной сферы страны.

Организаторами выступают Комиссия Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки, Общероссийская общественная организация «Лига преподавателей высшей школы» и Государственный университет управления при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Сессию проведут опытные модераторы: Азамат Тлисов — член комиссии ОП РФ и директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС, Елена Ляпунцова — председатель координационного совета Лиги, и Юлия Белозерова — её заместитель.

В ходе обсуждений участники — представители ведущих вузов СЗФО, научных центров, бизнеса, органов власти, а также студенты и аспиранты — рассмотрят ключевые вызовы в области кадрового обеспечения, предложат эффективные модели взаимодействия между университетами, работодателями и государством, а также определят востребованные компетенции современных преподавателей и лучшие практики их повышения квалификации. Организаторы подчеркивают, что решение кадровых вопросов напрямую связано с реализацией Стратегии развития образования в РФ до 2036 года (с перспективой до 2040 года) и является необходимым условием для сохранения конкурентоспособности российской науки и образования.

По информации Пресс-служба ОП РФ

------------------------------------------------------------------------------

В заседании Комитета Государственной Думы по культуре, посвящённом обсуждению проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов, приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, её первый заместитель Сергей Обрывалин, статс-секретарь — заместитель министра Жанна Алексеева, а также заместители министра Владимир Осинцев и Сергей Першин. На встрече также присутствовали представители Администрации Президента, Минфина России и Счетной палаты.

Ольга Любимова сообщила, что на реализацию государственной программы «Развитие культуры» в 2026 году выделено 279,7 млрд рублей, в 2027-м — 299,2 млрд, а в 2028-м — 310,1 млрд рублей. Она напомнила, что нацпроект «Культура» сменился федеральным проектом «Семейные ценности и инфраструктура культуры», входящим в состав национального проекта «Семья». В текущем году на его реализацию предусмотрено почти 29 млрд рублей, а на трёхлетний период — 137 млрд рублей. Эти средства пойдут на капитальные вложения, реставрацию объектов культурного наследия, содержание подведомственных учреждений, поддержку кинематографии и программу «Пушкинская карта».

Министр подчеркнула особое внимание ведомства к поддержке новых регионов и участников специальной военной операции с их семьями. Федеральные учреждения культуры активно вовлекают их в образовательные и культурные программы для адаптации к мирной жизни. Поддержка Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей осуществляется через программу социально-экономического развития, включающую оснащение учреждений культуры, пополнение библиотечных фондов, гастрольно-концертную деятельность и выставочные проекты. Также Любимова отметила важное нововведение — бесплатное посещение музеев многодетными семьями по всей стране. В ходе заседания депутаты затронули вопросы оснащения учебных заведений музыкальными инструментами, проведения Санкт-Петербургского форума объединённых культур и развития народных художественных промыслов. Председатель комитета Ольга Казакова высоко оценила работу Минкультуры и подчеркнула необходимость укрепления культурного сотрудничества с дружественными странами.

По информации Пресс-службы Минкультуры России

------------------------------------------------------------------------------

5 октября по всей России прошла всероссийская просветительская акция «Спортивный диктант», призванная повысить уровень спортивной грамотности и пробудить интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Инициаторами мероприятия выступили Министерство спорта Российской Федерации и Олимпийский комитет России. Акция собрала более 250 тысяч участников, которые могли пройти диктант как очно — на одной из 800 площадок, включая школы, вузы, библиотеки и парки, — так и онлайн. Центральным местом проведения стал Национальный центр «Россия».

Старт акции дал министр спорта России и председатель Олимпийского комитета Михаил Дегтярев. В своём обращении он поблагодарил всех, кто принял участие в воскресный день — как в очном, так и в дистанционном формате, отметив масштаб вовлечённости: «С нами четверть миллиона человек». Он также выразил признательность экспертам, разрабатывавшим вопросы, и назвал автором идеи легендарную олимпийскую чемпионку Марию Киселеву. По словам Дегтярева, подготовка заданий потребовала серьёзной коллективной работы, включая многочасовые обсуждения в жюри.

Министр подчеркнул, что вдохновением для проведения диктанта стала поддержка спорта со стороны Президента России Владимира Путина, чьи слова о великой спортивной истории страны легли в основу философии акции. Главная цель — не только проверить знания, но и сохранить память о выдающихся достижениях российских, советских и имперских атлетов. В числе участников были не только обычные граждане, но и министры спорта всех 89 регионов, собравшиеся на стратегической сессии в «Сберуниверситете», а также представители Белоруссии — партнёры по Союзному государству. За 45 минут участникам предстояло ответить на 25 вопросов, подготовленных известными спортсменами, тренерами и спортивными функционерами, среди которых — Виталий Смирнов, Владислав Третьяк, Михаил Мамиашвили, Андрей Кириленко и другие.

По информации Пресс-службы Минспорта России

------------------------------------------------------------------------------

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*