«Демонстрационный экзамен — инструмент объективной оценки и фактор обновления педагогического образования»

17.06.2025 160

В последние годы в системе высшего образования России происходит качественный сдвиг в подходах к оценке профессиональной готовности выпускников. Итоговая государственная аттестация проходит в разных форматах, одним из которых является демонстрационный экзамен — современная и практико-ориентированная форма, позволяющая не просто проверить знания, но и увидеть, насколько студент способен применить их в реальных условиях будущей профессиональной деятельности. Особенно актуален этот формат для педагогических направлений подготовки, где важны не только теоретические знания, но и умение выстроить урок, наладить контакт с детьми, продемонстрировать методическую культуру и профессиональное поведение.

Чтобы узнать, что же такое демонстрационный экзамен, в чем его особенности и как давно такая форма итоговой аттестации используется в Главном педагогическом университете Урала, мы побеседовали с проректором по образовательной деятельности Людмилой Габышевой, а также узнали мнения самих студентов и экспертов в данной области.

Фото - uspu.ru

- Людмила Константиновна, в последние годы в нашей стране активно внедряется демонстрационный экзамен как одна из форм государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и выпускников по программам высшего и среднего профессионального образования. С чем связано его появление и в чем его основное отличие от традиционных форм аттестации?

- Включение демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования и высшего образования страны связано с решением задач научно-технической модернизации, требующих повышения качества подготовки профессиональных кадров во всех отраслях экономики, включая и сферу образования. Демонстрационный экзамен — это современный инструмент независимой оценки профессиональных компетенций обучающихся. Его ключевая особенность — практико-ориентированность: экзамен моделирует реальные производственные условия и оценивает готовность будущего специалиста выполнять профессиональные функции на уровне, ожидаемом работодателем. В отличие от традиционного экзамена, где проверяется преимущественно уровень знаний, здесь в фокусе — прикладные умения и практические навыки, сформированные в ходе обучения.

Еще одно важное отличие — формат проведения. Экзамен проводится в условиях, максимально приближенных к производственным, и предполагает выполнение конкретного производственного задания. Оценивает экзамен не преподаватель, а внешний эксперт, аккредитованный и прошедший специальную подготовку. Задания строятся по модульному принципу и охватывают полный спектр профессиональных функций. Итоговая оценка формируется по результатам выполнения всех этапов и вносится в федеральную цифровую платформу демонстрационного экзамена, что обеспечивает полную прозрачность и сопоставимость данных.

- Какие нормативные акты определяют обязательность и формат демонстрационного экзамена в подготовке будущих педагогов?

- Мы опираемся на положения Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года № 1688-р. В этом документе демонстрационный экзамен закреплен как обязательный элемент государственной итоговой аттестации. Он рассматривается как часть системы комплексной оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Это не просто технический элемент — это показатель трансформации самой модели подготовки педагогических кадров: от академической к деятельностной, от абстрактной к конкретно-практической. В этом направлении мы движемся последовательно и системно.

- Как организована эта работа в УрГПУ? Какие направления охвачены и какие результаты получили?

- В УрГПУ работа по внедрению демонстрационного экзамена в качестве промежуточной и итоговой государственной аттестации организована на системной основе. В 2023/2024 учебном году демонстрационный экзамен в качестве промежуточной аттестации проводился в университете для студентов, обучающихся по 21 основной профессиональной образовательной программе направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Средний балл экзаменов – 4,5. В 2024/2025 учебном году количество основных профессиональных образовательных программ по данным направлениям, реализуемых с применением демонстрационного экзамена, возросло до 31. При этом средний балл экзаменов повысился до 4,6.

В рамках итоговой государственной аттестации демонстрационный экзамен в 2023/2024 учебном году проводился для выпускников 41 основной профессиональной образовательной программы направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), охватив 100% студентов выпускного курса. Средний балл составил 4,8. В 2024/2025 учебном году количество основных профессиональных образовательных программ по данным направлениям, реализуемых с применением демонстрационного экзамена в качестве государственной итоговой аттестации, возросло до 47, также охватив всех выпускников. Средний балл при этом сохранился на достаточно высоком прежнем уровне – 4,8.

- Расширяется ли практика проведения демонстрационного экзамена за пределами классического педагогического блока?

- Безусловно, в 2024/2025 учебном году мы реализовали пилотный проект по применению демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации для четырех образовательных программ по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Это около 20% всех программ данного направления. Этот опыт показывает, что подход применим и в других направлениях подготовки, особенно в тех, где педагог должен сочетать методическую и прикладную квалификацию, ориентироваться в профессиональных реалиях той отрасли, для которой он обучает студентов.

- Какие ресурсы необходимы для устойчивого внедрения демонстрационного экзамена?

- Прежде всего — комплексная готовность вуза. Это и материально-техническое обеспечение, включающее специализированное оборудование, программное обеспечение, расходные материалы. Это и кадровый ресурс: подготовка внешних экспертов, сопровождение студентов, методическая поддержка преподавателей. Не менее важен образовательный компонент — пересмотр и актуализация программ, увязка учебного плана с требованиями профессионального стандарта и структуры экзаменационного задания.

- Насколько обоснован переход к демонстрационному экзамену как к массовой практике, и как вы оцениваете его потенциал?

- С учетом общенациональных задач, переход к этой форме не только обоснован — он необходим. Демонстрационный экзамен позволяет достигать нескольких целей одновременно: объективно оценивать готовность выпускников, усиливать связь с профессиональным сообществом и работодателями, адаптировать образовательные программы к изменяющемуся рынку труда.

Для нас как для опорного педагогического университета региона внедрение этой формы — стратегическая задача. Она помогает выстраивать современную, гибкую и результативную систему подготовки кадров, соответствующую вызовам времени. Мы рассматриваем демонстрационный экзамен не как отдельную процедуру, а как интегральный элемент образовательной политики университета, направленный на обеспечение качества, прозрачности и прикладной направленности педагогического образования.

Для того, чтобы понять, как воспринимается демонстрационный экзамен самими студентами, экспертами и волонтерами, мы побеседовали с теми, кто непосредственно участвовал в этом процессе — кто проходил итоговую аттестацию, кто оценивал выполнение заданий и обеспечивал организацию экзамена. Их искренние отзывы и впечатления позволили глубже взглянуть на значимость этой формы итоговой аттестации и ее влияние на профессиональное становление будущих педагогов.

Студентка Института иностранных языков направления Английский и Испанский языки Анна рассказала: «Демоэкзамен дает возможность показать свое мастерство в практическом ключе, по формату он напоминает открытый урок в школе. Я уже преподаю, являюсь частным репетитором в онлайн-школе, и для меня такой экзамен – один из видов мотивации, ведь здесь получаешь ценные советы от настоящих экспертов в области педагогики».

Студентка Института педагогики и психологии детства направления Начальное образование и Английский язык Дарья отметила: «Думала, что буду сильно волноваться, но успокаивает то, что ты не видишь комиссию и проводишь урок в стандартной форме только с волонтерами вместо детей. Я целевик, буду работать в своей родной школе № 7 в городе Качканаре. Демоэкзамен стал для меня серьезной пробой проверить свои практические навыки. Из плюсов – свобода в выборе видов урока и приемов его проведения. Ты сам полностью разрабатываешь конспект, нет никаких границ, тебя никто в этом не ограничивает. Мне все понравилось».

Студентка Института математики, физики, информатики направления Математика и Информатика Полина рассказала: «Я выступала первая и сначала волновалась, но как только вышла к доске, все волнение прошло. Такой формат экзаменов позволяет не только оценить уровень своей подготовки, но и умение справляться со стрессом перед аудиторией, а также получить важные советы от экспертов. После обучения я планирую работать учителем информатики в школе № 44 г. Нижнего Тагила, там меня уже ждут. Демоэкзамен еще в стенах университета помогает включиться в следующий этап освоения профессии педагога».

Студентка Института общественных наук по направлению История и Обществознание Милана отметила: «Я уже год преподаю в школе № 1 им. С. С. Алексеева историю и обществознание, и могу отметить, что такой формат экзамена имеет практическую значимость в процессе освоения педагогической профессии. Здесь мы показываем наши методические умения, приемы, не уменьшая при этом значения теоретических знаний, без теории никуда. Также могу отметить, чего мне не хватило – мне не хотелось останавливаться, хотелось проводить урок еще (улыбается)».

Студентка Института специального образования направления Тифлопедагогика Ульяна отметила, что демоэкзамен – это первый этап к заветному диплому: «Времени на подготовку было достаточно, в течение года мы часто писали конструкты, поэтому сложностей с его написанием не возникло. На экзамене ты можешь продемонстрировать свои профессиональные компетенции, показать себя в деле. Несмотря на то, что я уже 5 лет работаю репетитором математики и русского языка в онлайн-школе, для меня это один из важных этапов в моей профессиональной жизни».

Студентка Института естествознания, физической культуры и туризма направления Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности Елена рассказала: «Демоэкзамен — это показатель того, как мы на практике смогли освоить и методику преподавания, и вообще базу знаний по той или иной дисциплине. Я преподаю безопасность жизнедеятельности в школе № 178 г. Екатеринбурга. Из уроков одногруппников я старалась извлечь максимум пользы и взять в свою копилку какие-то приемы и методы. Хотела бы посоветовать будущим выпускникам стараться максимально проявлять себя на практике, проводить уроки, не бояться нарабатывать голос, не бояться разговаривать, взаимодействовать с детьми».

Студентка Института филологии и межкультурной коммуникации направления Русский язык и Литература Ксения рассказала: «Для меня сложным на экзамене показалось выстроить первую коммуникацию. Когда ты приходишь в школу, у тебя есть время, чтобы привыкнуть к детям и чтобы дети привыкли к тебе. Здесь, на мой взгляд, можно не до конца оценить твое умение как педагога работать с детьми. Будущим выпускникам хочу пожелать сосредоточиться на своих знаниях и меньше переживать, представлять, что вы рассказываете материал друзьям, а не экспертам на экзамене».

Студент Института искусств направления Музыкальное образование и Дополнительное образование Алексей отметил: «Очень интересная форма экзамена, было интересно к нему готовиться, подбирать по возрасту тему и музыкальные произведения. Проведение экзамена в таком формате имеет для начинающего педагога большую значимость, ведь здесь мы демонстрируем то, что будет проецироваться в нашей дальнейшей профессиональной деятельности, даже несмотря на то, что здесь нет элементов импровизации, как на настоящем уроке. В будущем я вижу себя педагогом дополнительного образования, поэтому такой опыт для меня очень важен».

Обучающийся Института универсальных педагогических технологий Виталий отметил: «Демоэкзамен дает возможность приблизиться к профессиональной среде, к которой нас и готовит Уральский педагогический. Для начинающего учителя – это шанс понять и оценить свои силы и возможности. Одним из плюсов данного формата – это простота формы сдачи. Также к плюсам стоит отнести и возможность каждому выпускнику показать свои способности перед работодателями, для кого-то, возможно, будущих».

Студентка Института психологии направления Психолого-педагогическое образование Анастасия отметила: «Лично для меня самым трудным было уместить все идеи реализации мероприятия и самой технологической карты в сжатые временные рамки, так как за время обучения нами было освоено множество эффективных методов и приемов работы педагога-психолога. Демонстрационный формат итогового экзамена сочетает в себе как оценку наших теоретических знаний, так и практических навыков. Это особенно важно для меня, как будущего учителя – после окончания обучения я планирую работать педагогом-психологом в школе № 1 г. Верхняя Пышма. Несмотря на то, что основная подготовка к демоэкзамену длится три дня, я бы рекомендовала начинать готовиться к нему с первого года обучения, особенно обратив внимание на подробное изучение теоретической базы, а также пополнение копилки эффективных упражнений, методов и современных технологий».

Промежуточную аттестацию в формате демонстрационного экзамена проходили и магистранты различных направлений подготовки. Каждая подгруппа в соответствии с выбранной темой представила небольшие доклады, которые обсуждались в рамках дискуссионных площадок или методических объединений. В процессе представления своей темы участники опирались на теоретические положения, исследования последних лет, кейсы из своей управленческой практики, а также активно использовали интерактивные технологии и цифровые инструменты. Магистранты отметили, что для них такой формат сдачи экзамена – практико-ориентированный, очень полезен и структурирован, а работа в команде – отличная возможность попрактиковаться в проектной деятельности по созданию управленческой команды сотрудников.

По словам Ирины, магистранта Института специального образования по направлению Психолого-педагогические технологии образования лиц с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра, атмосфера демоэкзамена значительно отличается от обычного формата проведения процедуры итоговой аттестации: «В формате деловой игры смоделирована реальная ситуация педагогического профессионального взаимодействия в рамках методического объединения. Волнение безусловно было, педагоги нас настраивали на положительные эмоции, поддерживали и верили в нас. Пространство было организовано очень комфортно, чтобы мы смогли себя проявить с максимально лучших сторон. Значимость такого формата итоговой аттестации неоспорима – он дает возможность попробовать и проявить себя как профессионала-эксперта, приобрести некоторую уверенность в своих силах и получить оценку педагогов-наставников. Свою профессиональную деятельность я планирую продолжать в специальной педагогике».

Студент Института математики, физики, информатики направления Математика и Информатика Вячеслав рассказал, что уже преподает информатику в лицее 110 г. Екатеринбурга и ему было интересно выступить на экзамене не только в роли учителя, но и в роли волонтера: «Демоэкзамен – это контрольная, основополагающая точка, где будущие учителя демонстрируют свои результаты и способности. Если есть такая возможность, обязательно пробуйте себя в роли волонтера. Здесь можно почерпнуть для себя какие-то приемы работы, опыт, тебя окружают единомышленники, поэтому чувствуешь себя спокойнее, можешь лучше излагать информацию».

В числе волонтеров работали и студенты 1 курса. Студентка Института общественных наук направления Социальная педагогика и Право Мария выразила благодарность организаторам за приглашение поучаствовать в демоэкзаменах и получить первый интересный и полезный опыт: «Мне очень понравилось участвовать в демонстрационном экзамене в роли волонтера — особенно работать со старшекурсниками, которые проводили для нас пробные уроки. Нас заранее познакомили с нашими ролями в условном классе, и мы старались войти в образ, чтобы помочь ребятам максимально раскрыться. Было немного волнительно, но мы искренне переживали за тех, кто сдавал экзамен, поддерживали их, отвечали на вопросы. Очень надеюсь, что нас еще пригласят поучаствовать в такой практике. Как студентка первого курса, я все больше понимаю, насколько важна профессия учителя и какую роль она играет в воспитании и становлении личности. У нашего университета большая задача — подготовить настоящих педагогов, и это чувствуется с самых первых шагов в учебе».

Члены экзаменационных комиссий также отметили значимость прохождения государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена. По словам доцента кафедры теории и методики физической культуры и спорта Марии Русиновой, данный формат является, с одной стороны, показателем того, что студент освоил за время учебы, а с другой стороны, неким элементом практики, своеобразной профессиональной пробой: «Если смотреть в динамике за три года существования демоэкзамена, конечно, этот год особенно радует своими результатами, поскольку мы несколько перестроили и поменяли методику, стали больше давать практических заданий тренировочного плана. Это позволяет студентам раскрыться с разных сторон, в том числе проявлять свои творческие способности. В этом году некоторые обучающиеся в прямом смысле слова удивили членов комиссии, продемонстрировав нам собственные изобретения, аналогов которым не имеется, и используя необычные формы интерактивов, чего мы не ожидали. Безусловно, было интересно оценивать такие уроки».

По словам Татьяны Блиновой, доцента кафедры высшей математики и методики обучения математике, если посмотреть на состав членов комиссии, то в ней всегда присутствуют представители работодателей: «В частности, в нашей комиссии работали три директора школ, заинтересованных в наших студентах. И, без сомнения, им очень важно не только увидеть, как и чему мы научили наших студентов, но и дать советы по подготовке демонстраций фрагментов урока. Данная форма экзамена является связующим звеном между вузом и школой. Она дает возможность пообщаться с работодателями, увидеть, какая смена растет, и позвать к себе, а ждут всех, востребованы все направления подготовки. Были случаи, когда студентов приглашали на работу прямо на защите своего фрагмента урока».

Так, по словам директора школы № 28 г. Екатеринбурга Николая Роспономарёва, в целом он удовлетворен предметной и методической подготовкой в университете и ждет студентов на работу: «Я не первый раз работаю в экзаменационной комиссии в качестве эксперта, и могу отметить высокий уровень и качество организации демонстрационных экзаменов в УрГПУ. Задача педагогического университета – подготовить учителей, и это правильно, что в рамках одного из испытаний обучающиеся демонстрируют фрагмент урока. Конечно, хотелось бы получить возможность увидеть его полностью, потому что некоторые вопросы у членов комиссии иногда возникают, а обучающиеся не всегда могут дать ответ на конкретный вопрос. Но, безусловно, такой формат экзамена полезен будущим учителям с точки зрения демонстрации и оттачивания практических навыков».

Директор школы № 66 г. Екатеринбурга Василий Митрофанов отметил: «Проведение государственной итоговой аттестации в формате демоэкзамена – очень значимый шаг в деле подготовки будущих педагогов. В УрГПУ этот процесс отлажен на высоком уровне. Практика необходима всем. Раньше приходили учителя, не владеющие методами проведения уроков, сейчас университет целенаправленно готовит их к будущей работе, на практике отрабатывая все приемы работы. Самим студентам необходимо поработать над постановкой урока и над дисциплиной в аудитории, нужно учиться сглаживать конфликты внутри коллектива, и, конечно, использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Есть разные категории учеников – ребята с ОВЗ, инофоны, обучающиеся с низкой мотивацией к обучению и т. д. К каждому из них необходим персонифицированный подход».

Сегодня можно уверенно говорить о первых успехах и результатах проведенных демонстрационных экзаменов: стало ясно, что такой формат позволяет объективно оценить готовность студентов к профессии. В то же время экзамены показали и те направления, над которыми еще стоит поработать в рамках педагогической подготовки.

Члены экзаменационных комиссий также говорили о сильных сторонах выступающих на демоэкзаменах обучающихся. Предметная составляющая, без сомнения, вопросов у экспертов не вызвала. Студенты имели возможность основательно проработать содержательную сторону своего выступления, используя различные источники информации (что является одной из компетенций современного учителя), поэтому демонстрировали абсолютное понимание темы. В то же время экзамен выявил и моменты, над которыми еще предстоит поработать. Некоторым студентам не хватало уверенности в общении с аудиторией, они немного волновались и не всегда чувствовали себя свободно перед слушателями. Это понятно — перед ними сидели однокурсники, а не настоящие школьники, и пока не хватает реального опыта взаимодействия с классом. Поэтому эксперты считают, что важно усиливать педагогическую практику: давать больше возможностей работать с детьми в школе, помогать преодолеть волнение и научиться уверенно проводить уроки.

В этой связи важным представляется учесть это в рамках педагогической практики, когда ребята выходят в образовательные учреждения, – расширить ее зоны или усилить контроль за качеством проведения практических мероприятий.

Будущим выпускникам, которым только предстоит сдавать демонстрационный экзамен, обучающиеся, волонтеры и эксперты пожелали в первую очередь не переживать, трезво оценивать свои умения, четко поработать технологическую карту, применять все свои коммуникативные навыки и знания, не читая текст с планшета, чтобы комиссия видела, что ты знаешь материал своей карты и умело владеешь им. И, конечно, быть готовыми ко всему, даже к самым невероятным вопросам, максимально уверенно отвечая на них и защищая свое представление урока, никогда не сдаваться и идти до последнего.

Поздравляем обучающихся с успешной сдачей демоэкзаменов – первого этапа к заветному диплому и желаем успешной защиты выпускных квалификационных работ!

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*