В последние годы в системе высшего образования России происходит качественный сдвиг в подходах к оценке профессиональной готовности выпускников. Итоговая государственная аттестация проходит в разных форматах, одним из которых является демонстрационный экзамен — современная и практико-ориентированная форма, позволяющая не просто проверить знания, но и увидеть, насколько студент способен применить их в реальных условиях будущей профессиональной деятельности. Особенно актуален этот формат для педагогических направлений подготовки, где важны не только теоретические знания, но и умение выстроить урок, наладить контакт с детьми, продемонстрировать методическую культуру и профессиональное поведение.
Чтобы узнать, что же такое демонстрационный экзамен, в чем его особенности и как давно такая форма итоговой аттестации используется в Главном педагогическом университете Урала, мы побеседовали с проректором по образовательной деятельности Людмилой Габышевой, а также узнали мнения самих студентов и экспертов в данной области.
Фото - uspu.ru
- Людмила Константиновна, в последние годы в нашей стране активно внедряется демонстрационный экзамен как одна из форм государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и выпускников по программам высшего и среднего профессионального образования. С чем связано его появление и в чем его основное отличие от традиционных форм аттестации?
- Включение демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования и высшего образования страны связано с решением задач научно-технической модернизации, требующих повышения качества подготовки профессиональных кадров во всех отраслях экономики, включая и сферу образования. Демонстрационный экзамен — это современный инструмент независимой оценки профессиональных компетенций обучающихся. Его ключевая особенность — практико-ориентированность: экзамен моделирует реальные производственные условия и оценивает готовность будущего специалиста выполнять профессиональные функции на уровне, ожидаемом работодателем. В отличие от традиционного экзамена, где проверяется преимущественно уровень знаний, здесь в фокусе — прикладные умения и практические навыки, сформированные в ходе обучения.
Еще одно важное отличие — формат проведения. Экзамен проводится в условиях, максимально приближенных к производственным, и предполагает выполнение конкретного производственного задания. Оценивает экзамен не преподаватель, а внешний эксперт, аккредитованный и прошедший специальную подготовку. Задания строятся по модульному принципу и охватывают полный спектр профессиональных функций. Итоговая оценка формируется по результатам выполнения всех этапов и вносится в федеральную цифровую платформу демонстрационного экзамена, что обеспечивает полную прозрачность и сопоставимость данных.
- Какие нормативные акты определяют обязательность и формат демонстрационного экзамена в подготовке будущих педагогов?
- Мы опираемся на положения Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года № 1688-р. В этом документе демонстрационный экзамен закреплен как обязательный элемент государственной итоговой аттестации. Он рассматривается как часть системы комплексной оценки готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Это не просто технический элемент — это показатель трансформации самой модели подготовки педагогических кадров: от академической к деятельностной, от абстрактной к конкретно-практической. В этом направлении мы движемся последовательно и системно.
- Как организована эта работа в УрГПУ? Какие направления охвачены и какие результаты получили?
- В УрГПУ работа по внедрению демонстрационного экзамена в качестве промежуточной и итоговой государственной аттестации организована на системной основе. В 2023/2024 учебном году демонстрационный экзамен в качестве промежуточной аттестации проводился в университете для студентов, обучающихся по 21 основной профессиональной образовательной программе направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Средний балл экзаменов – 4,5. В 2024/2025 учебном году количество основных профессиональных образовательных программ по данным направлениям, реализуемых с применением демонстрационного экзамена, возросло до 31. При этом средний балл экзаменов повысился до 4,6.
В рамках итоговой государственной аттестации демонстрационный экзамен в 2023/2024 учебном году проводился для выпускников 41 основной профессиональной образовательной программы направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), охватив 100% студентов выпускного курса. Средний балл составил 4,8. В 2024/2025 учебном году количество основных профессиональных образовательных программ по данным направлениям, реализуемых с применением демонстрационного экзамена в качестве государственной итоговой аттестации, возросло до 47, также охватив всех выпускников. Средний балл при этом сохранился на достаточно высоком прежнем уровне – 4,8.
- Расширяется ли практика проведения демонстрационного экзамена за пределами классического педагогического блока?
- Безусловно, в 2024/2025 учебном году мы реализовали пилотный проект по применению демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации для четырех образовательных программ по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Это около 20% всех программ данного направления. Этот опыт показывает, что подход применим и в других направлениях подготовки, особенно в тех, где педагог должен сочетать методическую и прикладную квалификацию, ориентироваться в профессиональных реалиях той отрасли, для которой он обучает студентов.
- Какие ресурсы необходимы для устойчивого внедрения демонстрационного экзамена?
- Прежде всего — комплексная готовность вуза. Это и материально-техническое обеспечение, включающее специализированное оборудование, программное обеспечение, расходные материалы. Это и кадровый ресурс: подготовка внешних экспертов, сопровождение студентов, методическая поддержка преподавателей. Не менее важен образовательный компонент — пересмотр и актуализация программ, увязка учебного плана с требованиями профессионального стандарта и структуры экзаменационного задания.
- Насколько обоснован переход к демонстрационному экзамену как к массовой практике, и как вы оцениваете его потенциал?
- С учетом общенациональных задач, переход к этой форме не только обоснован — он необходим. Демонстрационный экзамен позволяет достигать нескольких целей одновременно: объективно оценивать готовность выпускников, усиливать связь с профессиональным сообществом и работодателями, адаптировать образовательные программы к изменяющемуся рынку труда.
Для нас как для опорного педагогического университета региона внедрение этой формы — стратегическая задача. Она помогает выстраивать современную, гибкую и результативную систему подготовки кадров, соответствующую вызовам времени. Мы рассматриваем демонстрационный экзамен не как отдельную процедуру, а как интегральный элемент образовательной политики университета, направленный на обеспечение качества, прозрачности и прикладной направленности педагогического образования.
Для того, чтобы понять, как воспринимается демонстрационный экзамен самими студентами, экспертами и волонтерами, мы побеседовали с теми, кто непосредственно участвовал в этом процессе — кто проходил итоговую аттестацию, кто оценивал выполнение заданий и обеспечивал организацию экзамена. Их искренние отзывы и впечатления позволили глубже взглянуть на значимость этой формы итоговой аттестации и ее влияние на профессиональное становление будущих педагогов.
Студентка Института иностранных языков направления Английский и Испанский языки Анна рассказала: «Демоэкзамен дает возможность показать свое мастерство в практическом ключе, по формату он напоминает открытый урок в школе. Я уже преподаю, являюсь частным репетитором в онлайн-школе, и для меня такой экзамен – один из видов мотивации, ведь здесь получаешь ценные советы от настоящих экспертов в области педагогики».
Студентка Института педагогики и психологии детства направления Начальное образование и Английский язык Дарья отметила: «Думала, что буду сильно волноваться, но успокаивает то, что ты не видишь комиссию и проводишь урок в стандартной форме только с волонтерами вместо детей. Я целевик, буду работать в своей родной школе № 7 в городе Качканаре. Демоэкзамен стал для меня серьезной пробой проверить свои практические навыки. Из плюсов – свобода в выборе видов урока и приемов его проведения. Ты сам полностью разрабатываешь конспект, нет никаких границ, тебя никто в этом не ограничивает. Мне все понравилось».
Студентка Института математики, физики, информатики направления Математика и Информатика Полина рассказала: «Я выступала первая и сначала волновалась, но как только вышла к доске, все волнение прошло. Такой формат экзаменов позволяет не только оценить уровень своей подготовки, но и умение справляться со стрессом перед аудиторией, а также получить важные советы от экспертов. После обучения я планирую работать учителем информатики в школе № 44 г. Нижнего Тагила, там меня уже ждут. Демоэкзамен еще в стенах университета помогает включиться в следующий этап освоения профессии педагога».
Студентка Института общественных наук по направлению История и Обществознание Милана отметила: «Я уже год преподаю в школе № 1 им. С. С. Алексеева историю и обществознание, и могу отметить, что такой формат экзамена имеет практическую значимость в процессе освоения педагогической профессии. Здесь мы показываем наши методические умения, приемы, не уменьшая при этом значения теоретических знаний, без теории никуда. Также могу отметить, чего мне не хватило – мне не хотелось останавливаться, хотелось проводить урок еще (улыбается)».
Студентка Института специального образования направления Тифлопедагогика Ульяна отметила, что демоэкзамен – это первый этап к заветному диплому: «Времени на подготовку было достаточно, в течение года мы часто писали конструкты, поэтому сложностей с его написанием не возникло. На экзамене ты можешь продемонстрировать свои профессиональные компетенции, показать себя в деле. Несмотря на то, что я уже 5 лет работаю репетитором математики и русского языка в онлайн-школе, для меня это один из важных этапов в моей профессиональной жизни».
Студентка Института естествознания, физической культуры и туризма направления Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности Елена рассказала: «Демоэкзамен — это показатель того, как мы на практике смогли освоить и методику преподавания, и вообще базу знаний по той или иной дисциплине. Я преподаю безопасность жизнедеятельности в школе № 178 г. Екатеринбурга. Из уроков одногруппников я старалась извлечь максимум пользы и взять в свою копилку какие-то приемы и методы. Хотела бы посоветовать будущим выпускникам стараться максимально проявлять себя на практике, проводить уроки, не бояться нарабатывать голос, не бояться разговаривать, взаимодействовать с детьми».
Студентка Института филологии и межкультурной коммуникации направления Русский язык и Литература Ксения рассказала: «Для меня сложным на экзамене показалось выстроить первую коммуникацию. Когда ты приходишь в школу, у тебя есть время, чтобы привыкнуть к детям и чтобы дети привыкли к тебе. Здесь, на мой взгляд, можно не до конца оценить твое умение как педагога работать с детьми. Будущим выпускникам хочу пожелать сосредоточиться на своих знаниях и меньше переживать, представлять, что вы рассказываете материал друзьям, а не экспертам на экзамене».
Студент Института искусств направления Музыкальное образование и Дополнительное образование Алексей отметил: «Очень интересная форма экзамена, было интересно к нему готовиться, подбирать по возрасту тему и музыкальные произведения. Проведение экзамена в таком формате имеет для начинающего педагога большую значимость, ведь здесь мы демонстрируем то, что будет проецироваться в нашей дальнейшей профессиональной деятельности, даже несмотря на то, что здесь нет элементов импровизации, как на настоящем уроке. В будущем я вижу себя педагогом дополнительного образования, поэтому такой опыт для меня очень важен».
Обучающийся Института универсальных педагогических технологий Виталий отметил: «Демоэкзамен дает возможность приблизиться к профессиональной среде, к которой нас и готовит Уральский педагогический. Для начинающего учителя – это шанс понять и оценить свои силы и возможности. Одним из плюсов данного формата – это простота формы сдачи. Также к плюсам стоит отнести и возможность каждому выпускнику показать свои способности перед работодателями, для кого-то, возможно, будущих».
Студентка Института психологии направления Психолого-педагогическое образование Анастасия отметила: «Лично для меня самым трудным было уместить все идеи реализации мероприятия и самой технологической карты в сжатые временные рамки, так как за время обучения нами было освоено множество эффективных методов и приемов работы педагога-психолога. Демонстрационный формат итогового экзамена сочетает в себе как оценку наших теоретических знаний, так и практических навыков. Это особенно важно для меня, как будущего учителя – после окончания обучения я планирую работать педагогом-психологом в школе № 1 г. Верхняя Пышма. Несмотря на то, что основная подготовка к демоэкзамену длится три дня, я бы рекомендовала начинать готовиться к нему с первого года обучения, особенно обратив внимание на подробное изучение теоретической базы, а также пополнение копилки эффективных упражнений, методов и современных технологий».
Промежуточную аттестацию в формате демонстрационного экзамена проходили и магистранты различных направлений подготовки. Каждая подгруппа в соответствии с выбранной темой представила небольшие доклады, которые обсуждались в рамках дискуссионных площадок или методических объединений. В процессе представления своей темы участники опирались на теоретические положения, исследования последних лет, кейсы из своей управленческой практики, а также активно использовали интерактивные технологии и цифровые инструменты. Магистранты отметили, что для них такой формат сдачи экзамена – практико-ориентированный, очень полезен и структурирован, а работа в команде – отличная возможность попрактиковаться в проектной деятельности по созданию управленческой команды сотрудников.
По словам Ирины, магистранта Института специального образования по направлению Психолого-педагогические технологии образования лиц с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра, атмосфера демоэкзамена значительно отличается от обычного формата проведения процедуры итоговой аттестации: «В формате деловой игры смоделирована реальная ситуация педагогического профессионального взаимодействия в рамках методического объединения. Волнение безусловно было, педагоги нас настраивали на положительные эмоции, поддерживали и верили в нас. Пространство было организовано очень комфортно, чтобы мы смогли себя проявить с максимально лучших сторон. Значимость такого формата итоговой аттестации неоспорима – он дает возможность попробовать и проявить себя как профессионала-эксперта, приобрести некоторую уверенность в своих силах и получить оценку педагогов-наставников. Свою профессиональную деятельность я планирую продолжать в специальной педагогике».
Студент Института математики, физики, информатики направления Математика и Информатика Вячеслав рассказал, что уже преподает информатику в лицее 110 г. Екатеринбурга и ему было интересно выступить на экзамене не только в роли учителя, но и в роли волонтера: «Демоэкзамен – это контрольная, основополагающая точка, где будущие учителя демонстрируют свои результаты и способности. Если есть такая возможность, обязательно пробуйте себя в роли волонтера. Здесь можно почерпнуть для себя какие-то приемы работы, опыт, тебя окружают единомышленники, поэтому чувствуешь себя спокойнее, можешь лучше излагать информацию».
В числе волонтеров работали и студенты 1 курса. Студентка Института общественных наук направления Социальная педагогика и Право Мария выразила благодарность организаторам за приглашение поучаствовать в демоэкзаменах и получить первый интересный и полезный опыт: «Мне очень понравилось участвовать в демонстрационном экзамене в роли волонтера — особенно работать со старшекурсниками, которые проводили для нас пробные уроки. Нас заранее познакомили с нашими ролями в условном классе, и мы старались войти в образ, чтобы помочь ребятам максимально раскрыться. Было немного волнительно, но мы искренне переживали за тех, кто сдавал экзамен, поддерживали их, отвечали на вопросы. Очень надеюсь, что нас еще пригласят поучаствовать в такой практике. Как студентка первого курса, я все больше понимаю, насколько важна профессия учителя и какую роль она играет в воспитании и становлении личности. У нашего университета большая задача — подготовить настоящих педагогов, и это чувствуется с самых первых шагов в учебе».
Члены экзаменационных комиссий также отметили значимость прохождения государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена. По словам доцента кафедры теории и методики физической культуры и спорта Марии Русиновой, данный формат является, с одной стороны, показателем того, что студент освоил за время учебы, а с другой стороны, неким элементом практики, своеобразной профессиональной пробой: «Если смотреть в динамике за три года существования демоэкзамена, конечно, этот год особенно радует своими результатами, поскольку мы несколько перестроили и поменяли методику, стали больше давать практических заданий тренировочного плана. Это позволяет студентам раскрыться с разных сторон, в том числе проявлять свои творческие способности. В этом году некоторые обучающиеся в прямом смысле слова удивили членов комиссии, продемонстрировав нам собственные изобретения, аналогов которым не имеется, и используя необычные формы интерактивов, чего мы не ожидали. Безусловно, было интересно оценивать такие уроки».
По словам Татьяны Блиновой, доцента кафедры высшей математики и методики обучения математике, если посмотреть на состав членов комиссии, то в ней всегда присутствуют представители работодателей: «В частности, в нашей комиссии работали три директора школ, заинтересованных в наших студентах. И, без сомнения, им очень важно не только увидеть, как и чему мы научили наших студентов, но и дать советы по подготовке демонстраций фрагментов урока. Данная форма экзамена является связующим звеном между вузом и школой. Она дает возможность пообщаться с работодателями, увидеть, какая смена растет, и позвать к себе, а ждут всех, востребованы все направления подготовки. Были случаи, когда студентов приглашали на работу прямо на защите своего фрагмента урока».
Так, по словам директора школы № 28 г. Екатеринбурга Николая Роспономарёва, в целом он удовлетворен предметной и методической подготовкой в университете и ждет студентов на работу: «Я не первый раз работаю в экзаменационной комиссии в качестве эксперта, и могу отметить высокий уровень и качество организации демонстрационных экзаменов в УрГПУ. Задача педагогического университета – подготовить учителей, и это правильно, что в рамках одного из испытаний обучающиеся демонстрируют фрагмент урока. Конечно, хотелось бы получить возможность увидеть его полностью, потому что некоторые вопросы у членов комиссии иногда возникают, а обучающиеся не всегда могут дать ответ на конкретный вопрос. Но, безусловно, такой формат экзамена полезен будущим учителям с точки зрения демонстрации и оттачивания практических навыков».
Директор школы № 66 г. Екатеринбурга Василий Митрофанов отметил: «Проведение государственной итоговой аттестации в формате демоэкзамена – очень значимый шаг в деле подготовки будущих педагогов. В УрГПУ этот процесс отлажен на высоком уровне. Практика необходима всем. Раньше приходили учителя, не владеющие методами проведения уроков, сейчас университет целенаправленно готовит их к будущей работе, на практике отрабатывая все приемы работы. Самим студентам необходимо поработать над постановкой урока и над дисциплиной в аудитории, нужно учиться сглаживать конфликты внутри коллектива, и, конечно, использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Есть разные категории учеников – ребята с ОВЗ, инофоны, обучающиеся с низкой мотивацией к обучению и т. д. К каждому из них необходим персонифицированный подход».
Сегодня можно уверенно говорить о первых успехах и результатах проведенных демонстрационных экзаменов: стало ясно, что такой формат позволяет объективно оценить готовность студентов к профессии. В то же время экзамены показали и те направления, над которыми еще стоит поработать в рамках педагогической подготовки.
Члены экзаменационных комиссий также говорили о сильных сторонах выступающих на демоэкзаменах обучающихся. Предметная составляющая, без сомнения, вопросов у экспертов не вызвала. Студенты имели возможность основательно проработать содержательную сторону своего выступления, используя различные источники информации (что является одной из компетенций современного учителя), поэтому демонстрировали абсолютное понимание темы. В то же время экзамен выявил и моменты, над которыми еще предстоит поработать. Некоторым студентам не хватало уверенности в общении с аудиторией, они немного волновались и не всегда чувствовали себя свободно перед слушателями. Это понятно — перед ними сидели однокурсники, а не настоящие школьники, и пока не хватает реального опыта взаимодействия с классом. Поэтому эксперты считают, что важно усиливать педагогическую практику: давать больше возможностей работать с детьми в школе, помогать преодолеть волнение и научиться уверенно проводить уроки.
В этой связи важным представляется учесть это в рамках педагогической практики, когда ребята выходят в образовательные учреждения, – расширить ее зоны или усилить контроль за качеством проведения практических мероприятий.
Будущим выпускникам, которым только предстоит сдавать демонстрационный экзамен, обучающиеся, волонтеры и эксперты пожелали в первую очередь не переживать, трезво оценивать свои умения, четко поработать технологическую карту, применять все свои коммуникативные навыки и знания, не читая текст с планшета, чтобы комиссия видела, что ты знаешь материал своей карты и умело владеешь им. И, конечно, быть готовыми ко всему, даже к самым невероятным вопросам, максимально уверенно отвечая на них и защищая свое представление урока, никогда не сдаваться и идти до последнего.
Поздравляем обучающихся с успешной сдачей демоэкзаменов – первого этапа к заветному диплому и желаем успешной защиты выпускных квалификационных работ!
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.