Контексты литературного и публицистического восприятия событий Великой Отечественной войны обсудили на всероссийской конференции

06.06.2025 79

22-24 мая в Уральском государственном педагогическом университете и Уральском федеральном университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Великая Отечественная война: контексты литературного и публицистического восприятия (к 80-летию Победы)».

В рамках конференции 22 мая Институт филологии и межкультурной коммуникации УрГПУ провёл круглый стол «Изучение литературы о Великой отечественной войне в школе и вузе (памяти Н. Л. Лейдермана)». С приветственным словом к выступающим и слушателям обратились Александр Тагильцев, сопредседатель оргкомитета конференции, зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания УрГПУ, и директор Института филологии и межкультурной коммуникации, член оргкомитета конференции Ирина Семухина. Александр Тагильцев подчеркнул актуальность темы круглого стола для современного научного и педагогического сообщества и важность военной темы в научной биографии Наума Лейдермана. Ирина Семухина отметила, что методический круглый стол – следование принципу Наума Лазаревича о необходимой связи академической науки и школьного преподавания литературы.

Фото - uspu.ru

Мероприятие объединило представителей научного сообщества (Н. П. Терентьева, д.п.н, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, И. В. Сосновская, д.п.н., Иркутский государственный университет, М. А. Алексеева, к.ф.н., СУНЦ УрФУ, О. А. Перевалова, к.ф.н, ИРО, Екатеринбург; С. Д. Томилова, к.ф.н., Л. Н. Якина, к.п.н., УрГПУ, Екатеринбург) и учителей г. Екатеринбурга и Урала (г. Снежинск Челябинской обл., г. Сухой Лог). В академических докладах были рассмотрены проблемы отбора текстов для современных уроков литературы, вопросы аксиологического и культурологического подходов в осмыслении военной темы в школе в рамках внеклассного чтения, особенности изучения феномена детской книги о Великой Отечественной войне в русской литературе, специфика и ценность этих художественных произведений, а также подходы к решению методических вопросов организации чтения младшими школьниками.

Вторая часть круглого стола была посвящена актуальным преподавательским практикам. Учителя МАОУ гимназии № 2 (Т. Д. Кочубей, А. А. Ван-Чан-Жоу, Т. В. Кутергина, И. С. Горбунова, А. М. Малявина) рассказали о системе работы с военной темой в процессе освоения литературы в школе. Были представлены разные формы вовлечения школьников в изучение военной темы в урочной, внеурочной (в том числе проектной) работе. Педагоги показали, каким образом можно использовать возможности искусственного интеллекта при освоении темы, рассказали о модели работы над букасом как синтетической формой рефлексии о художественном тексте, о способах освоения темы Холокоста в школе. Учителям удалось показать ступенчатость работы с темой войны в школе – от эмоционального постижения в 5 классе к аналитическому взгляду на текст в рамках дискуссий в старших классах.

В сообщениях учителей-практиков были раскрыты разные аспекты процесса преподавания литературы о великой Отечественной: проблема эмоционального вовлечения в тему (Т. А. Ноздрина, гимназия № 120, В. В. Панова, МАОУ СОШ № 170 с УИОП), проблема преодоления страха при разговоре о войне (Н. В. Агафонова, МБОУ СОШ № 135, Снежинск), проблема выбора адекватной материалу формы урока (С. В. Вадовская, МАОУ СОШ № 157, об уроке-студии), проблема расширения круга текстов для разговора о Великой Отечественной (доклад Е. В. Митчуровой, гимназия № 120, о повести «Тихий пост»).

Участники круглого стола отметили, что встреча оказалась настоящей «методической лабораторией», обменом опытом, толчком для методической рефлексии и саморефлексии. Активное участие в работе круглого стола приняли доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Лилия Гутрина и студенты Института филологии и межкультурной коммуникации.

23 мая в Уральском федеральном университете прошло пленарное заседание конференции. Его участников приветствовали депутат Госдумы Российской Федерации Олег Матвейчев, депутат Екатеринбургской городской Думы Тимофей Жуков, поэт Анна Ревякина и другие общественные деятели и известные учёные.

Александр Тагильцев представил на пленарном заседании свой доклад «Художественный универсум прозы Константина Симонова». Профессор кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ УрГПУ Александр Кубасов выступил с докладом, посвящённым мемуарной художественной документальной прозе Бориса Васильева.

Преподаватели кафедры литературы и методики ее преподавания УрГПУ приняли активное участие в работе секции «Великая Отечественная война в зеркале художественной прозы, поэзии, публицистики». Доцент Ольга Скрипова рассказала о теме отцовской памяти о Великой Отечественной в романе В. Сотникова «Улыбка Эммы», доцент Илья Петров осмыслил опыт постижения зла на войне в «Карателях» А. Адамовича, профессор Нина Хрящева размышляла о путях преодоления смерти-забвения в рассказе А. Платонова «Афродита».

24 мая в екатеринбургском культурном пространстве «Фонд» прошли круглые столы, посвященные фронтовой журналистике и военной поэзии, а также презентация новой монографии доктора филологических наук Ирины Плехановой «Поэзия и проза свойны».

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*