22-24 мая в Уральском государственном педагогическом университете и Уральском федеральном университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Великая Отечественная война: контексты литературного и публицистического восприятия (к 80-летию Победы)».
В рамках конференции 22 мая Институт филологии и межкультурной коммуникации УрГПУ провёл круглый стол «Изучение литературы о Великой отечественной войне в школе и вузе (памяти Н. Л. Лейдермана)». С приветственным словом к выступающим и слушателям обратились Александр Тагильцев, сопредседатель оргкомитета конференции, зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания УрГПУ, и директор Института филологии и межкультурной коммуникации, член оргкомитета конференции Ирина Семухина. Александр Тагильцев подчеркнул актуальность темы круглого стола для современного научного и педагогического сообщества и важность военной темы в научной биографии Наума Лейдермана. Ирина Семухина отметила, что методический круглый стол – следование принципу Наума Лазаревича о необходимой связи академической науки и школьного преподавания литературы.
Фото - uspu.ru
Мероприятие объединило представителей научного сообщества (Н. П. Терентьева, д.п.н, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, И. В. Сосновская, д.п.н., Иркутский государственный университет, М. А. Алексеева, к.ф.н., СУНЦ УрФУ, О. А. Перевалова, к.ф.н, ИРО, Екатеринбург; С. Д. Томилова, к.ф.н., Л. Н. Якина, к.п.н., УрГПУ, Екатеринбург) и учителей г. Екатеринбурга и Урала (г. Снежинск Челябинской обл., г. Сухой Лог). В академических докладах были рассмотрены проблемы отбора текстов для современных уроков литературы, вопросы аксиологического и культурологического подходов в осмыслении военной темы в школе в рамках внеклассного чтения, особенности изучения феномена детской книги о Великой Отечественной войне в русской литературе, специфика и ценность этих художественных произведений, а также подходы к решению методических вопросов организации чтения младшими школьниками.
Вторая часть круглого стола была посвящена актуальным преподавательским практикам. Учителя МАОУ гимназии № 2 (Т. Д. Кочубей, А. А. Ван-Чан-Жоу, Т. В. Кутергина, И. С. Горбунова, А. М. Малявина) рассказали о системе работы с военной темой в процессе освоения литературы в школе. Были представлены разные формы вовлечения школьников в изучение военной темы в урочной, внеурочной (в том числе проектной) работе. Педагоги показали, каким образом можно использовать возможности искусственного интеллекта при освоении темы, рассказали о модели работы над букасом как синтетической формой рефлексии о художественном тексте, о способах освоения темы Холокоста в школе. Учителям удалось показать ступенчатость работы с темой войны в школе – от эмоционального постижения в 5 классе к аналитическому взгляду на текст в рамках дискуссий в старших классах.
В сообщениях учителей-практиков были раскрыты разные аспекты процесса преподавания литературы о великой Отечественной: проблема эмоционального вовлечения в тему (Т. А. Ноздрина, гимназия № 120, В. В. Панова, МАОУ СОШ № 170 с УИОП), проблема преодоления страха при разговоре о войне (Н. В. Агафонова, МБОУ СОШ № 135, Снежинск), проблема выбора адекватной материалу формы урока (С. В. Вадовская, МАОУ СОШ № 157, об уроке-студии), проблема расширения круга текстов для разговора о Великой Отечественной (доклад Е. В. Митчуровой, гимназия № 120, о повести «Тихий пост»).
Участники круглого стола отметили, что встреча оказалась настоящей «методической лабораторией», обменом опытом, толчком для методической рефлексии и саморефлексии. Активное участие в работе круглого стола приняли доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Лилия Гутрина и студенты Института филологии и межкультурной коммуникации.
23 мая в Уральском федеральном университете прошло пленарное заседание конференции. Его участников приветствовали депутат Госдумы Российской Федерации Олег Матвейчев, депутат Екатеринбургской городской Думы Тимофей Жуков, поэт Анна Ревякина и другие общественные деятели и известные учёные.
Александр Тагильцев представил на пленарном заседании свой доклад «Художественный универсум прозы Константина Симонова». Профессор кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ УрГПУ Александр Кубасов выступил с докладом, посвящённым мемуарной художественной документальной прозе Бориса Васильева.
Преподаватели кафедры литературы и методики ее преподавания УрГПУ приняли активное участие в работе секции «Великая Отечественная война в зеркале художественной прозы, поэзии, публицистики». Доцент Ольга Скрипова рассказала о теме отцовской памяти о Великой Отечественной в романе В. Сотникова «Улыбка Эммы», доцент Илья Петров осмыслил опыт постижения зла на войне в «Карателях» А. Адамовича, профессор Нина Хрящева размышляла о путях преодоления смерти-забвения в рассказе А. Платонова «Афродита».
24 мая в екатеринбургском культурном пространстве «Фонд» прошли круглые столы, посвященные фронтовой журналистике и военной поэзии, а также презентация новой монографии доктора филологических наук Ирины Плехановой «Поэзия и проза свойны».
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.