III Всероссийский образовательный форум задал вектор патриотического воспитания в России

23.05.2025 215

14–15 мая 2025 года в Московском педагогическом государственном университете состоялся III Всероссийский образовательный форум «Государственная ценностная политика в системе образования». Организаторами выступили Министерство просвещения РФ, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Ассоциация развития педагогического образования и Всероссийский научно-методический центр «Философия образования». Форум стал масштабной площадкой для консолидации усилий всех уровней образовательной системы и органов власти в деле патриотического воспитания молодежи и укрепления духовно-нравственных ценностей.

Участниками мероприятия стали представители Министерства просвещения, органов государственной власти, педагогических университетов и колледжей, институтов развития образования, образовательных организаций, ученые, эксперты, представители ветеранских, молодежных и детских объединений. Форум прошел в смешанном формате, что обеспечило широкую географию участия.

Фото - uspu.ru

К участникам форума обратился Министр просвещения РФ Сергей Кравцов:

«Образование играет ключевую роль в сохранении культурных и духовных ценностей России. От воспитания и мировоззрения молодого поколения зависит будущее нашей страны. Министерство просвещения совместно с Центром философии образования активно работает над укреплением ценностных основ образования. Введены единые образовательные программы и подходы к воспитательной работе. Обновлены учебники по истории, а с сентября 2024 года школьники изучают такие учебные предметы – как «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технолология)». Важное направление – патриотическое воспитание, которое реализуется через подъем флага, исполнение Государственного гимна, занятия «Разговоры о важном» и многое другое. В этом нам помогают учителя и советники по воспитанию»

Главная тема форума в 2025 году – «Патриотическое воспитание граждан России в условиях актуальных вызовов». Пленарное заседание открыл первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев. В своём выступлении он подчеркнул: «В последние годы мы вернули воспитательную повестку в образовательный процесс. Благодаря совместным усилиям с педагогическими университетами, включая МПГУ и другие ведущие вузы, нам удалось заложить основу для системной работы по патриотическому воспитанию. Он также отметил значимость преемственности поколений в воспитательном процессе: «Подвиг героев Великой Отечественной войны и современных защитников Родины в ходе специальной военной операции — это единая история борьбы против нацизма».

Среди ключевых направлений патриотического воспитания Александр Бугаев назвал проект «Без срока давности», деятельность военно-патриотических клубов, инициативы Движения Первых и программу «Орлята России».

В первый день в работе форума приняли участие более 600 человек. Для них состоялись три стратегические сессии: «Бесшовное патриотическое воспитание: формирование системного подхода», «Человек и технологический прогресс: образы будущего», «Стратегия 2040: образ педагога». Большой интерес у делегатов вызвал стенд Всероссийской акции «Письмо солдату», где каждый мог написать теплые слова защитникам. Машина с письмами и посылками с форума отправилась к участникам СВО.

В рамках форума состоялось заседание Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в котором приняла участие проректор по воспитательной работе и молодежной политике УрГПУ, Тенихина Анастасия.

В ходе заседания Совета, приуроченного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошло обсуждение вопросов военно-патриотического воспитания школьников и студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, также участники обсудили организацию деятельности советов по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, созданных в педагогических университетах.

Анастасия Тенихина, проректор по ВРиМП:

«Участие в заседании Совета Министерства просвещения Российской Федерации — это не только большая честь, но и возможность обмена лучшими практиками в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Особенно символично, что встреча приурочена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне — дате, объединяющей поколения и наполняющей особым смыслом нашу работу. Уральский государственный педагогический университет традиционно уделяет приоритетное внимание вопросам формирования у студентов чувства гордости за свою страну, уважения к истории и подвигам предков. В университете системно выстроена работа по гражданско-патриотическому воспитанию: реализуются федеральные и вузовские проекты, проводятся памятные и образовательные мероприятия, активно развивается взаимодействие с ветеранскими организациями, военно-патриотическими объединениями. Подобные встречи становятся не только важной площадкой для обмена опытом, но и дают новый импульс к укреплению воспитательной среды, основанной на традиционных ценностях, служении Родине и уважении к историческому наследию».

В рамках III Всероссийского образовательного форума состоялась одна из ключевых стратегических сессий — «Бесшовное патриотическое воспитание: формирование системного подхода к патриотическому воспитанию». Именно она задала ориентиры для выстраивания единой воспитательной среды, нацеленной на консолидацию общества, укрепление национальной идентичности и развитие новых форматов ценностной работы с молодежью.

Это не просто дискуссия — это точка сборки новых подходов и механизмов, которые отвечают на современные вызовы: необходимость консолидации общества, защиты культурного и исторического суверенитета, воспитания деятельного патриотизма у молодежи. Участники сессии — педагоги, управленцы, представители органов власти и общественных объединений — обсудили, как из набора отдельных инициатив сформировать сквозную и непрерывную систему ценностного воспитания.

Заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Григорий Владимирович Куранов в своём выступлении на сессии задал тон дискуссии: «У нас с вами есть то, что нас всех объединяет — это некие базовые ценности: Мама, Учитель, Россия . «Бесшовное патриотическое воспитание в нашем понимании — это когда независимо от того, какие проекты используются в воспитании, какие технологии, какие методики, какие песни, какие танцы, какие мультики, — самое главное, чтобы они все основывались на единых базовых ценностях. Это и есть бесшовное воспитание.»

Главный педагогический на Форуме представляла Елена Карпушкина, Директор центра гражданско-патриотических инициатив. Она поделилась своими впечатлениями:

«В рамках форума состоялась работа трех секций. Мне удалось посетить стратегическую сессию "Бесшовное патриотическое воспитание: формирование системного подхода". Коллеги из разных регионов поделились опытом реализации мероприятий и проектов в рамках указанного направления работы, были представлены уникальные методики. Особое внимание привлек опыт бесшовного патриотического воспитания Республики Бурятия. Такие мероприятия всегда невероятно значимы и важны, поскольку участие в подобных событиях дает возможность развития системы патриотического воспитания и появления новых идей и смыслов».

Как отметили участники мероприятия, данный Форум стал не просто крупным профессиональным событием, но прежде всего смысловым ориентиром. Он подчеркнул, что в условиях информационной нестабильности и мировых вызовов именно система образования способна стать опорой в формировании патриотизма, гражданской ответственности и национального суверенитета.

Форум в МПГУ стал точкой синхронизации смыслов, практик и стратегий. Он зафиксировал поворот от событийных форматов к системному воспитанию, где ценности интегрированы в образовательный процесс. Сегодня это не просто задача педагогов — это стратегическая линия государства.

Участники пришли к общему выводу: необходимо формировать единую воспитательную политику, обеспеченную методически, информационно и институционально. И в этом — ключевая роль педагогических университетов как центров подготовки учителей нового времени.

 

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*