14 мая в Уральском педуниверситете состоялась III Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Семья в современном обществе», которая была посвящена обсуждению актуальных вопросов и проблем современной семьи, обмену опытом в области различных направлений деятельности практических психологов и педагогов, работающих в рамках данного проблемного поля.
Конференция проводится в соответствии с планом деятельности Научно-методического центра сопровождения педагогических работников УрГПУ по реализации направления «Психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося». Организаторами конференции являются Уральский государственный педагогический университет, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Ферганский государственный университет и Херсонский государственный педагогический университет.
Фото - uspu.ru
Участниками конференции стали как молодые ученые – студенты-бакалавры и магистры, так и аспиранты, кандидаты наук из разных регионов нашей страны, в том числе из Екатеринбурга, Волгограда, Ярославля, Мелитополя и Херсона. Среди зарубежных участников – представители из Беларуси и Узбекистана, которые являются постоянными партнерами нашего вуза. В числе участников также присутствовали ребята, которые готовятся к работе в детских оздоровительных лагерях.
Перед торжественным открытием конференции прозвучал Гимн Российской Федерации, после чего с приветственным словом к участникам в видеоформате обратился и.о. ректора УрГПУ Юрий Биктуганов, который выразил надежду на совместный поиск решения многих актуальных вопросов, которые рассматриваются в рамках конференции, и пожелал коллегам успехов и продуктивной работы.
В приветственном слове начальник управления научных исследований и проектной деятельности УрГПУ Ирина Воробьева подчеркнула, что тема, заявленная на конференции, является вечной: «Для каждого человека семья — это снова основ, начало начал. Это то место силы, куда мы идем, когда нам плохо, когда нам нужна поддержка. Это то место, куда мы возвращаемся, чтобы делиться своей радостью. И нам как ученым в области психологии, педагогики, и вам как будущим специалистам семья должна представляется как, безусловно, более сложный и интересный организм, поскольку это основа основ для маленького ребенка, потому что именно в семье все начинается. Это тот фактор, который может оказывать самое различное влияние на нашу с вами судьбу. Кроме того, с точки зрения психологии мы понимаем, что семья — это, безусловно, тот ресурс, который важно и нужно использовать для оказания человеку помощи. Хотелось бы выразить слова признательности всем организаторам за их вовлеченность, включенность, неравнодушие и, самое главное, подчеркну, за многолетний опыт в этой теме».
И.о. директора института психологии УрГПУ Оксана Суслова в приветствии отметила: «Тема заявлена очень интересная. Значение семьи для каждого из нас очень важно. Это та ячейка общества, которая постоянно развивается, в которой постоянно, как мне кажется, нужно освещать различные аспекты. Как например, когда в семье есть ребенок, у которого выявлены проблемы со здоровьем, ребенок с ОВЗ, или это семья участника / свидетеля боевых действий, или когда ребенок воспитывается в замещающей семье. Это разный подход, разная специфика. Благодарю организаторов за возможность освещения и обсуждения, действительно, актуальных и разноплановых проблем института семьи, за привлечение к ним внимания и поиск психологических, педагогических решений разных ситуаций».
В приветственном слове профессор Ферганского государственного университета (давнего партнера УрГПУ), д-р психол. наук Муаззам Исакова подчеркнула, что тема психологического благополучия приобретает сегодня особую значимость, становясь неотъемлемой частью научных исследований в социальной политике и образовательных инициатив во многих странах: «Это мероприятие предоставляет уникальную возможность обсудить актуальные вопросы, обменяться результатами исследований и наладить научное сотрудничество между представителями различных школ и направлений психологии. Вопросы психологического благополучия активно изучаются в Узбекистане, наши исследователи прилагают значительные усилия для расширения теоретической базы и внедрения инновационных подходов в практику. Именно поэтому диалог в рамках данной конференции станет ценным вкладом в развитие науки и профессионального сообщества, объединяя ученых, практиков и педагогов. Желаю всем участникам продуктивной работы, плодотворных дискуссий и новых научных открытий».
В числе модераторов конференции выступили – доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Елена Донгаузер, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, канд. психол. наук, доцент Екатерина Мазурчук и доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Нина Мазурчук.
Основными направлениями работы конференции стали: проблемы семьи в современном обществе; современные исследования и пути решения актуальных проблем семьи; современная семья в контексте гуманитарных исследований; проблемы психологического сопровождения разных видов семей; психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося; психологическая помощь и поддержка членов семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
В рамках основной части конференции состоялась презентация докладов. Анна Ермак, канд. пед. наук, доцент Мелитопольского государственного университета (г. Мелитополь) в докладе «Необходимые элементы традиционной семьи: психологический аспект» затронула вопросы ценности семьи, семейных ценностей и преемственности поколений, отдельно обратив внимание на проблему фундамента, который закладывается молодыми людьми при знакомстве, общении, в начале отношений и их развитии, о котором мало кто задумывается. Анна Владимировна рассказала о том, к чему приводит, если люди не узнав друг друга, вступают в отношения, и разобрала важные темы, которые необходимо обсудить до начала серьезных отношений и брака, поскольку они составляют основу здоровой и крепкой семьи, в которой формируются традиционные ценности.
Екатерина Мазурчук, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, и Нина Мазурчук, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, представили доклад на тему «Современная семья: воспитательный потенциал». Спикеры разобрали понятие семейного воспитания и его составляющие, отдельно остановились на понятии родительской позиции и критериях ее оценки, подробно разобрав установки, поведение родителя и стили родительского отношения, а также типичные ошибки и секреты семейного воспитания.
В докладе Айжан Бахытжан Кызы Кудайберген, ассистента кафедры психологии образования УрГПУ, магистра, на тему «Актуальные проблемы современной семьи» (научный руководитель – Екатерина Мазурчук) спикер остановилась на понятии ценности семьи, факторах, влияющих на современную семью, и тенденциях ее развития. Следующим этапом исследования Айжан Бахытжан Кызы Кудайберген станет изучение параметров семейной системы с целью определения ее сбалансированности / несбалансированности как признака функциональности / дисфункциональности.
Людмила Грицай, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г. Ярославль) выступила с докладом «Когнитивные особенности цифрового поколения: адаптация образовательных методик к восприятию обучающимися информации». Спикер подняла проблему высокой активности в виртуальном пространстве, что способствует предпочтению онлайн-общения перед реальным и влияет на коммуникативные навыки детей, их самооценку и восприятие реальности через призму виртуальной идентичности. Людмила Александровна рассказала о когнитивных особенностях цифрового поколения, которое отличается многозадачностью, креативностью, клиповым мышлением, быстрой адаптацией к новым технологиям и активным использованием социальных сетей, что помогает детям взаимодействовать с глобальной средой, осваивать новые технологии и успешно работать в мультимедийных форматах, а также о последствиях постоянного онлайн-общения и использования гаджетов. Кроме того, Людмила Грицай представила результаты исследования, методы которого включали теоретический анализ литературы и сравнительный анализ когнитивных особенностей поколений. Особое внимание было уделено когнитивной психологии, педагогике и информационным технологиям, а для оценки влияния цифровой среды на обучение был использован системный подход. В завершении выступления спикер дала рекомендации по повышению эффективности обучения детей цифрового поколения, в том числе по адаптации образовательных методик в сторону увеличения визуальных и мультимедийных материалов, использованию цифровых инструментов, развитию критического мышления детей и применению интерактивных форм занятий.
В докладе «Специфика семейных отношений участников, ветеранов, свидетелей боевых действий» ассистент кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Тактуева разобрала психические явления, присутствующие у участников боевых действий. По результатам исследования семейных ценностей в контексте переживания ситуации военного конфликта (Н. В. Новикова, Е. А. Туринцева, Ю. К. Усынин), было установлено, что семейные смыслы и ценностные ориентиры коррелируют с высоким уровнем жизнестойкости и умением конструктивно переживать ситуацию конфликта, что способствует общему благополучию личности. Юлия Германовна обратила внимание на отличительные особенности семей участников, ветеранов и свидетелей боевых действий, а также на особенности в детско-родительских отношениях.
Наталия Пузыревич, канд. психол. наук, заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (г. Минск), представила доклад на тему «Стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями подростков из замещающих семей», в котором Наталия Леонидовна рассказала о том, что такое трудная жизненная ситуация, каковы причины ее возникновения и особенности протекания. Спикер поделилась опытом научной школы, описывающем характерные особенности работы с подростками в трудной жизненной ситуации. Особое внимание Наталия Пузыревич уделила описанию стратегий совпадающего поведения и практических приемов их формирования.
С докладом «Особенности взаимодействия педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ» выступила Юлия Герасименко, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования УрГПУ. Спикер разобрала группы семей, имеющих детей с ОВЗ, и их характеристики, факторы стрессогенности, четыре этапа принятия особенностей ребенка и механизмы неприятия, подробно остановившись на линиях поведения родителей ребенка с ОВЗ, уровнях изменения семьи под воздействием психотравмирующих факторов. Отдельно спикер обратила внимание на проблему мотивации родителей в области сотрудничества в организации психолого-педагогической и коррекционной помощи, а также формы работы в данном направлении, главная задача которых – вселить оптимизм и веру в будущее в первую очередь у родителей особенных детей, ведь счастливые дети растут у счастливых родителей.
Александра Еремина, бакалавр Института иностранных языков УрГПУ, в докладе «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в детском оздоровительном лагере» (научный руководитель – Нина Мазурчук) рассмотрела понятие и причины агрессивного поведения, исследования, которые проводились по данной проблеме, отдельно остановившись на методах психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения, целью которой является исправление особенностей социально-психического развития и повышение степени контроля над собственным поведением.
Завершилась основная часть конференции докладом Вероники Отчерцовой, магистра Института психологии Херсонского государственного педагогического университета (г. Херсон), на тему «Медиатравматизация журналистов, работающих с пользовательским контентом» (научный руководитель – Нармина Олейник). Спикер рассмотрела понятие пользовательского контента и симптомы медиатравматизации журналистов, работающих в специальных подразделениях для обработки и редактирования материалов UGC, среди которых особенно проявлены тревога, депрессия и ПТСР. Отдельно Вероника Олеговна рассмотрела различия между аудиторией и журналистами, а также выявила значение проблемы для журналистики, подчеркнув необходимость пересмотра корпоративных практик в новостных организациях для защиты сотрудников, работающих с UGC.
Следует отметить, что все доклады спикеров вызвали повышенное внимание и интерес слушателей, поскольку затронули актуальные проблемы современной семьи. Участники активно задавали вопросы и обсуждали их в ходе живой дискуссии с докладчиками.
В рамках конференции также прошли секции – «Актуальные проблемы семьи глазами молодых ученых» (ведущая – Анастасия Терпелец, ассистентка кафедры психологии образования УрГПУ) и «Студенческая наука: актуальные проблемы семьи» (ведущий – Алексей Терпелец, ассистент кафедры психологии образования УрГПУ). Кроме того, на площадке Ферганского государственного университета состоялась дискуссионная площадка «Компаративистические исследования современной семьи» (ведущий – Шерзод Усмонов, канд. психол. наук, заведующий кафедрой психологии Ферганского государственного университета).
В частности, на секции «Актуальные проблемы семьи глазами молодых ученых» были представлены доклады магистрантов и аспирантов из Уральского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного университета, Херсонского государственного педагогического университета и Уральского федерального университета, а также сотрудников ФГКОУ «Екатеринбургское СВУ» МО РФ и Войсковой части 34081. Темы докладов охватывали современные проблемы семьи.
Мария Дусык, магистрант УрГПУ, обсудила ценностное отношение молодежи к семье и представила иерархию семейных ценностей. Анастасия Терпелец, магистрант УрГПУ, представила актуальные исследования особенностей семейного самосознания мужчин в незарегистрированных отношениях. Мариам Барбарян, магистрант УрГПУ, подчеркнула важность семейного воспитания для формирования личности ребенка. Ольга Репникова, аспирант Волгоградского государственного университета, рассматривала взаимодействие с семьей как условие формирования гражданской идентичности старших дошкольников через педагогические проекты. Юлия Тактуева, ассистент кафедры психологии образования УрГПУ, представила результаты исследования взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к разрушающему поведению. Анастасия Адаменко, магистрант УрГПУ, провела анализ самосознания матерей в семьях с алкогольной зависимостью. Анна Сай, магистрант Херсонского государственного педагогического университета, раскрыла психологические особенности профессиональной идентичности будущих психологов в разных форматах обучения. Алексей Соколов, воспитатель учебного курса ФГКОУ «Екатеринбургское СВУ» МО РФ, говорил о ценностном отношении к семье у современной молодежи. Он подчеркнул важность его формирования у суворовцев. В заключении Яна Мигурская, командир взвода, Войсковая часть 34081, магистрант Уральского федерального университета, поделилась опытом психологической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО.
В рамках секции «Студенческая наука: актуальные проблемы семьи» были представлены доклады студентов из Уральского государственного педагогического университета и Мелитопольского федерального государственного университета. Темы докладов охватывали современные проблемы семьи. Студенты не просто ознакомились с различными аспектами семьи, но и обменялись бесценным опытом научных исследований, которые касались как внутрисемейных процессов, таких как ощущение счастья или развитие патриотичности и национальных ценностей, так и самого феномена семьи с точки зрения культурных и исторических аспектов.
Конференция была насыщенной и продуктивной, участники активно обсуждали представленные темы. По словам одного из организаторов конференции, доцента кафедры психологии образования УрГПУ Екатерины Мазурчук, данное мероприятие способствует укреплению международных связей с университетом республики Беларусь и вузами новых территорий, популяризации Уральского педуниверситета в профессиональном сообществе, продвижению практических разработок Научно-методического центра УрГПУ.
- Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка – наш давний партнер. В частности, наша кафедра уже более 10 лет сотрудничает с этим университетом в рамках различных проектов, которые связаны с изучением семьи и становлением личности в семье, а также в рамках проектов Белорусского университета, на базе которого ведутся исследования в научной школе по кризисной психологии. Иногда мы совмещаем тематики и изучаем семьи в разных кризисных состояниях, их потенциал, ресурс и другие актуальные аспекты. Конференция проходит в третий раз, и в этом году мы решили взять именно такую тему, поскольку развитие молодежной науки является очень актуальным направлением на современном этапе и необходимо стимулирование исследований как студентов, так и магистрантов. Учитывая, что на базе нашей кафедры есть научная школа, которая изучает особенности семьи, было принято решение соединить интересы научной школы и актуальную повестку развития молодежной науки, – отметила Екатерина Мазурчук.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.