Актуальные проблемы российских семей обсудили в УрГПУ на международной конференции

17.05.2025 210

14 мая в Уральском педуниверситете состоялась III Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Семья в современном обществе», которая была посвящена обсуждению актуальных вопросов и проблем современной семьи, обмену опытом в области различных направлений деятельности практических психологов и педагогов, работающих в рамках данного проблемного поля.

Конференция проводится в соответствии с планом деятельности Научно-методического центра сопровождения педагогических работников УрГПУ по реализации направления «Психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося». Организаторами конференции являются Уральский государственный педагогический университет, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Ферганский государственный университет и Херсонский государственный педагогический университет.

Фото - uspu.ru

Участниками конференции стали как молодые ученые – студенты-бакалавры и магистры, так и аспиранты, кандидаты наук из разных регионов нашей страны, в том числе из Екатеринбурга, Волгограда, Ярославля, Мелитополя и Херсона. Среди зарубежных участников – представители из Беларуси и Узбекистана, которые являются постоянными партнерами нашего вуза. В числе участников также присутствовали ребята, которые готовятся к работе в детских оздоровительных лагерях.

Перед торжественным открытием конференции прозвучал Гимн Российской Федерации, после чего с приветственным словом к участникам в видеоформате обратился и.о. ректора УрГПУ Юрий Биктуганов, который выразил надежду на совместный поиск решения многих актуальных вопросов, которые рассматриваются в рамках конференции, и пожелал коллегам успехов и продуктивной работы.

В приветственном слове начальник управления научных исследований и проектной деятельности УрГПУ Ирина Воробьева подчеркнула, что тема, заявленная на конференции, является вечной: «Для каждого человека семья — это снова основ, начало начал. Это то место силы, куда мы идем, когда нам плохо, когда нам нужна поддержка. Это то место, куда мы возвращаемся, чтобы делиться своей радостью. И нам как ученым в области психологии, педагогики, и вам как будущим специалистам семья должна представляется как, безусловно, более сложный и интересный организм, поскольку это основа основ для маленького ребенка, потому что именно в семье все начинается. Это тот фактор, который может оказывать самое различное влияние на нашу с вами судьбу. Кроме того, с точки зрения психологии мы понимаем, что семья — это, безусловно, тот ресурс, который важно и нужно использовать для оказания человеку помощи. Хотелось бы выразить слова признательности всем организаторам за их вовлеченность, включенность, неравнодушие и, самое главное, подчеркну, за многолетний опыт в этой теме».

И.о. директора института психологии УрГПУ Оксана Суслова в приветствии отметила: «Тема заявлена очень интересная. Значение семьи для каждого из нас очень важно. Это та ячейка общества, которая постоянно развивается, в которой постоянно, как мне кажется, нужно освещать различные аспекты. Как например, когда в семье есть ребенок, у которого выявлены проблемы со здоровьем, ребенок с ОВЗ, или это семья участника / свидетеля боевых действий, или когда ребенок воспитывается в замещающей семье. Это разный подход, разная специфика. Благодарю организаторов за возможность освещения и обсуждения, действительно, актуальных и разноплановых проблем института семьи, за привлечение к ним внимания и поиск психологических, педагогических решений разных ситуаций».

В приветственном слове профессор Ферганского государственного университета (давнего партнера УрГПУ), д-р психол. наук Муаззам Исакова подчеркнула, что тема психологического благополучия приобретает сегодня особую значимость, становясь неотъемлемой частью научных исследований в социальной политике и образовательных инициатив во многих странах: «Это мероприятие предоставляет уникальную возможность обсудить актуальные вопросы, обменяться результатами исследований и наладить научное сотрудничество между представителями различных школ и направлений психологии. Вопросы психологического благополучия активно изучаются в Узбекистане, наши исследователи прилагают значительные усилия для расширения теоретической базы и внедрения инновационных подходов в практику. Именно поэтому диалог в рамках данной конференции станет ценным вкладом в развитие науки и профессионального сообщества, объединяя ученых, практиков и педагогов. Желаю всем участникам продуктивной работы, плодотворных дискуссий и новых научных открытий».

В числе модераторов конференции выступили – доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Елена Донгаузер, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, канд. психол. наук, доцент Екатерина Мазурчук и доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Нина Мазурчук.

Основными направлениями работы конференции стали: проблемы семьи в современном обществе; современные исследования и пути решения актуальных проблем семьи; современная семья в контексте гуманитарных исследований; проблемы психологического сопровождения разных видов семей; психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося; психологическая помощь и поддержка членов семей участников (ветеранов) специальной военной операции.

В рамках основной части конференции состоялась презентация докладов. Анна Ермак, канд. пед. наук, доцент Мелитопольского государственного университета (г. Мелитополь) в докладе «Необходимые элементы традиционной семьи: психологический аспект» затронула вопросы ценности семьи, семейных ценностей и преемственности поколений, отдельно обратив внимание на проблему фундамента, который закладывается молодыми людьми при знакомстве, общении, в начале отношений и их развитии, о котором мало кто задумывается. Анна Владимировна рассказала о том, к чему приводит, если люди не узнав друг друга, вступают в отношения, и разобрала важные темы, которые необходимо обсудить до начала серьезных отношений и брака, поскольку они составляют основу здоровой и крепкой семьи, в которой формируются традиционные ценности.

Екатерина Мазурчук, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, и Нина Мазурчук, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, представили доклад на тему «Современная семья: воспитательный потенциал». Спикеры разобрали понятие семейного воспитания и его составляющие, отдельно остановились на понятии родительской позиции и критериях ее оценки, подробно разобрав установки, поведение родителя и стили родительского отношения, а также типичные ошибки и секреты семейного воспитания.

В докладе Айжан Бахытжан Кызы Кудайберген, ассистента кафедры психологии образования УрГПУ, магистра, на тему «Актуальные проблемы современной семьи» (научный руководитель – Екатерина Мазурчук) спикер остановилась на понятии ценности семьи, факторах, влияющих на современную семью, и тенденциях ее развития. Следующим этапом исследования Айжан Бахытжан Кызы Кудайберген станет изучение параметров семейной системы с целью определения ее сбалансированности / несбалансированности как признака функциональности / дисфункциональности.

Людмила Грицай, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г. Ярославль) выступила с докладом «Когнитивные особенности цифрового поколения: адаптация образовательных методик к восприятию обучающимися информации». Спикер подняла проблему высокой активности в виртуальном пространстве, что способствует предпочтению онлайн-общения перед реальным и влияет на коммуникативные навыки детей, их самооценку и восприятие реальности через призму виртуальной идентичности. Людмила Александровна рассказала о когнитивных особенностях цифрового поколения, которое отличается многозадачностью, креативностью, клиповым мышлением, быстрой адаптацией к новым технологиям и активным использованием социальных сетей, что помогает детям взаимодействовать с глобальной средой, осваивать новые технологии и успешно работать в мультимедийных форматах, а также о последствиях постоянного онлайн-общения и использования гаджетов. Кроме того, Людмила Грицай представила результаты исследования, методы которого включали теоретический анализ литературы и сравнительный анализ когнитивных особенностей поколений. Особое внимание было уделено когнитивной психологии, педагогике и информационным технологиям, а для оценки влияния цифровой среды на обучение был использован системный подход. В завершении выступления спикер дала рекомендации по повышению эффективности обучения детей цифрового поколения, в том числе по адаптации образовательных методик в сторону увеличения визуальных и мультимедийных материалов, использованию цифровых инструментов, развитию критического мышления детей и применению интерактивных форм занятий.

В докладе «Специфика семейных отношений участников, ветеранов, свидетелей боевых действий» ассистент кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Тактуева разобрала психические явления, присутствующие у участников боевых действий. По результатам исследования семейных ценностей в контексте переживания ситуации военного конфликта (Н. В. Новикова, Е. А. Туринцева, Ю. К. Усынин), было установлено, что семейные смыслы и ценностные ориентиры коррелируют с высоким уровнем жизнестойкости и умением конструктивно переживать ситуацию конфликта, что способствует общему благополучию личности. Юлия Германовна обратила внимание на отличительные особенности семей участников, ветеранов и свидетелей боевых действий, а также на особенности в детско-родительских отношениях.

Наталия Пузыревич, канд. психол. наук, заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (г. Минск), представила доклад на тему «Стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями подростков из замещающих семей», в котором Наталия Леонидовна рассказала о том, что такое трудная жизненная ситуация, каковы причины ее возникновения и особенности протекания. Спикер поделилась опытом научной школы, описывающем характерные особенности работы с подростками в трудной жизненной ситуации. Особое внимание Наталия Пузыревич уделила описанию стратегий совпадающего поведения и практических приемов их формирования.

С докладом «Особенности взаимодействия педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ» выступила Юлия Герасименко, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования УрГПУ. Спикер разобрала группы семей, имеющих детей с ОВЗ, и их характеристики, факторы стрессогенности, четыре этапа принятия особенностей ребенка и механизмы неприятия, подробно остановившись на линиях поведения родителей ребенка с ОВЗ, уровнях изменения семьи под воздействием психотравмирующих факторов. Отдельно спикер обратила внимание на проблему мотивации родителей в области сотрудничества в организации психолого-педагогической и коррекционной помощи, а также формы работы в данном направлении, главная задача которых – вселить оптимизм и веру в будущее в первую очередь у родителей особенных детей, ведь счастливые дети растут у счастливых родителей.

Александра Еремина, бакалавр Института иностранных языков УрГПУ, в докладе «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в детском оздоровительном лагере» (научный руководитель – Нина Мазурчук) рассмотрела понятие и причины агрессивного поведения, исследования, которые проводились по данной проблеме, отдельно остановившись на методах психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения, целью которой является исправление особенностей социально-психического развития и повышение степени контроля над собственным поведением.

Завершилась основная часть конференции докладом Вероники Отчерцовой, магистра Института психологии Херсонского государственного педагогического университета (г. Херсон), на тему «Медиатравматизация журналистов, работающих с пользовательским контентом» (научный руководитель – Нармина Олейник). Спикер рассмотрела понятие пользовательского контента и симптомы медиатравматизации журналистов, работающих в специальных подразделениях для обработки и редактирования материалов UGC, среди которых особенно проявлены тревога, депрессия и ПТСР. Отдельно Вероника Олеговна рассмотрела различия между аудиторией и журналистами, а также выявила значение проблемы для журналистики, подчеркнув необходимость пересмотра корпоративных практик в новостных организациях для защиты сотрудников, работающих с UGC.

Следует отметить, что все доклады спикеров вызвали повышенное внимание и интерес слушателей, поскольку затронули актуальные проблемы современной семьи. Участники активно задавали вопросы и обсуждали их в ходе живой дискуссии с докладчиками.

В рамках конференции также прошли секции – «Актуальные проблемы семьи глазами молодых ученых» (ведущая – Анастасия Терпелец, ассистентка кафедры психологии образования УрГПУ) и «Студенческая наука: актуальные проблемы семьи» (ведущий – Алексей Терпелец, ассистент кафедры психологии образования УрГПУ). Кроме того, на площадке Ферганского государственного университета состоялась дискуссионная площадка «Компаративистические исследования современной семьи» (ведущий – Шерзод Усмонов, канд. психол. наук, заведующий кафедрой психологии Ферганского государственного университета).

В частности, на секции «Актуальные проблемы семьи глазами молодых ученых» были представлены доклады магистрантов и аспирантов из Уральского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного университета, Херсонского государственного педагогического университета и Уральского федерального университета, а также сотрудников ФГКОУ «Екатеринбургское СВУ» МО РФ и Войсковой части 34081. Темы докладов охватывали современные проблемы семьи.

Мария Дусык, магистрант УрГПУ, обсудила ценностное отношение молодежи к семье и представила иерархию семейных ценностей. Анастасия Терпелец, магистрант УрГПУ, представила актуальные исследования особенностей семейного самосознания мужчин в незарегистрированных отношениях. Мариам Барбарян, магистрант УрГПУ, подчеркнула важность семейного воспитания для формирования личности ребенка. Ольга Репникова, аспирант Волгоградского государственного университета, рассматривала взаимодействие с семьей как условие формирования гражданской идентичности старших дошкольников через педагогические проекты. Юлия Тактуева, ассистент кафедры психологии образования УрГПУ, представила результаты исследования взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к разрушающему поведению. Анастасия Адаменко, магистрант УрГПУ, провела анализ самосознания матерей в семьях с алкогольной зависимостью. Анна Сай, магистрант Херсонского государственного педагогического университета, раскрыла психологические особенности профессиональной идентичности будущих психологов в разных форматах обучения. Алексей Соколов, воспитатель учебного курса ФГКОУ «Екатеринбургское СВУ» МО РФ, говорил о ценностном отношении к семье у современной молодежи. Он подчеркнул важность его формирования у суворовцев. В заключении Яна Мигурская, командир взвода, Войсковая часть 34081, магистрант Уральского федерального университета, поделилась опытом психологической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО.

В рамках секции «Студенческая наука: актуальные проблемы семьи» были представлены доклады студентов из Уральского государственного педагогического университета и Мелитопольского федерального государственного университета. Темы докладов охватывали современные проблемы семьи. Студенты не просто ознакомились с различными аспектами семьи, но и обменялись бесценным опытом научных исследований, которые касались как внутрисемейных процессов, таких как ощущение счастья или развитие патриотичности и национальных ценностей, так и самого феномена семьи с точки зрения культурных и исторических аспектов.

Конференция была насыщенной и продуктивной, участники активно обсуждали представленные темы. По словам одного из организаторов конференции, доцента кафедры психологии образования УрГПУ Екатерины Мазурчук, данное мероприятие способствует укреплению международных связей с университетом республики Беларусь и вузами новых территорий, популяризации Уральского педуниверситета в профессиональном сообществе, продвижению практических разработок Научно-методического центра УрГПУ.

- Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка – наш давний партнер. В частности, наша кафедра уже более 10 лет сотрудничает с этим университетом в рамках различных проектов, которые связаны с изучением семьи и становлением личности в семье, а также в рамках проектов Белорусского университета, на базе которого ведутся исследования в научной школе по кризисной психологии. Иногда мы совмещаем тематики и изучаем семьи в разных кризисных состояниях, их потенциал, ресурс и другие актуальные аспекты. Конференция проходит в третий раз, и в этом году мы решили взять именно такую тему, поскольку развитие молодежной науки является очень актуальным направлением на современном этапе и необходимо стимулирование исследований как студентов, так и магистрантов. Учитывая, что на базе нашей кафедры есть научная школа, которая изучает особенности семьи, было принято решение соединить интересы научной школы и актуальную повестку развития молодежной науки, – отметила Екатерина Мазурчук.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*