До 2030 года России понадобится полмиллиона медиков и двести тысяч школьных учителей

30.04.2025 241

Несмотря на позитивные министерские отчеты о растущих цифрах приема в медицинские и педагогические вузы, проблемы кадрового обеспечения в регионах продолжают усиливаться — на сегодня количество вакансий для педагогов и врачей исчисляется десятками тысяч. А в некоторых регионах доля студентов-целевиков, которые должны были отработать на родной земле минимум три года, но так и не вернулись после выпуска, достигает 60 процентов. На заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге 28 апреля с участием председателя Госдумы Вячеслава Володина и спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко парламентарии ставили острые и неудобные вопросы перед присутствовавшими руководителями Минздрава, Минтруда, Минпросвещения и Минобрнауки.

Отчеты — позитивные, цифры — печальные

Проведение Совета законодателей, который является площадкой для координации работы руководителей Федерального Собрания и региональных парламентов, традиционно было приурочено ко Дню российского парламентаризма. Он в России отмечается 27 апреля — именно в этот день в 1906 году в Таврическом дворце начала работу первая  Государственная дума Российской империи.

В первый день работы всероссийской парламентской площадки, 27 апреля, прошли заседания профильных комиссий и президиума Совета законодателей. Уже там активная дискуссия развернулась вокруг темы обеспечения кадрами региональных систем здравоохранения и образования — здесь проблемы возникают у большинства регионов. Ситуация везде схожая — власти на местах предпринимают комплекс стандартной поддержки молодых врачей и учителей (выдают подъемные, помогают с жильем и проч.), но кадровый голод сохраняется, а где-то он еще и усиливается.

По данным Правительства России, каждый четвертый выпускник медвуза и каждый второй выпускник педагогического вуза идут работать не по профилю — как правило, они уходят в сферу услуг, торговли, другие области. Поэтому, как заявила  Валентина Матвиенко, коренного перелома в кадровом обеспечении здравоохранения и образования в России не происходит.

«Мы часто слышим от Минпросвещения, что растет конкурс в педвузы. но никогда не слышала, чтобы руководство министерства рассказало нам — сколько выпускников вузов пришло в школу, сколько ушли из нее, не проработав и года? А цифры есть, они разные, но практически все — печальные», — сказала спикер.

Матвиенко указала Минпросвещения и Минобрнауки на то, что зарплата молодого учителя или врача такова, что не выдерживает никакой конкуренции с заработками даже работников низкой квалификации. Спикер сравнила заработок, который имеет в мегаполисах разносчик пиццы, и ставку выпускника-педагога или молодого врача — 100-130 тысяч рублей против 15-30 тысяч рублей. «И из 1,1 миллиона выпускников педвузов только 40 процентов устраиваются работать по профессии. И не потому, что они не хотят быть педагогами», — заявила спикер.

Матвиенко отметила, что в Минэкономразвития составили прогноз развития страны, в Минтруда — прогноз на востребованные трудовые ресурсы, которые нужны стране в ближайшие пять лет.

«Надеемся, что в Минпросвещения и Минобрнауки тоже составили план приема в вузы с учетом этих прогнозов — так, чтобы было ясно, сколько человек, на какие специальности и в какие вузы должны поступить в среднесрочной перспективе. Это должно быть все связано, чтобы выпускники вузов были востребованы на рынке труда», — считает Матвиенко.

С «целевиков»-отказников предлагают спрашивать строже

Откровенный разговор на Совете законодателей развернулся вокруг целевого набора в вузы —  студенты обучаются за госсчет, а выпускники по окончании должны обязательно отработать от трех до пяти лет в том городе или поселке, из которого они приезжали поступать в институт. Как отметил Вячеслав Володин, наиболее остро кадровый вопрос стоит в региональных и особенно в сельских больницах.

«А у нас есть данные, что достаточно большое количество регионов, где «целевики» просто не возвращаются (на обязательную отработку. — Прим. ред.), они отказываются. Это и Красноярский край, и Томская, Астраханская, Ульяновская, Иркутская области, Удмуртия, где количество невернувшихся «целевиков» составляет от 40 до 60 процентов.

По его словам, это означает, что изначально на учебу в вузы из провинции направляют тех, кто не вернется — здесь, уверен Володин, ответственность должна быть не только у студента-целевика (если он не хочет вернуться на обязательную отработку, то должен возместить затраты государства на учебу, на что многие идут), но и у тех, кто его направил. В их числе, заметил председатель Госдумы, — и выдающие направления на целевое обучение главврачи больниц, директора школ и и даже региональные министры здравоохранения и образования.

Володин сделал акцент на том, что сегодня 75% бюджетных мест в медицинских вузах отдали целевикам, и ситуация, при которой в некоторых регионах более половины из них не возвращаются на родную землю, не может устраивать.

«Они заняли эти бюджетные места, оттеснив более талантливых, более грамотных, потому что у них льгота, но не выполняли обязательства», — заявил он.

И уже федеральная власть предлагает строже спрашивать с тех, кто, отучившись за госсчет, не исполняет требования целевого договора. Так, глава Минздрава Михаил Мурашко предложил требовать с отказников в таких случаях не просто возмещение потраченных государством средств, а применять к ним чувствительные штрафные санкции  — какие именно, не уточнил, но такой подход был поддержан законодателями. При этом самому министру, а также представителям властей на местах на Совете было «поставлено на вид»  — есть случаи, когда ожидания молодых специалистов явно не оправдываются, - прежде всего это касается отсутствия жилья и отказа в оплате транспортных расходов.

Напомним, что в начале апреля сенаторы и депутаты Госдумы во главе со спикерами обеих палат внесли в парламент законопроект, который предполагает, что прием на обучение по платным образовательным программам в вузах будет проводиться в объеме, определяемом Правительством России с учетом реальной потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах.

Также в настоящее время Минздрав работает над законопроектом об обязательной отработке в течение трех лет для всех выпускников медицинских и фармацевтических вузов и колледжей, обучавшихся за счет госбюджета. Если же выпускник хочет связать свою жизнь с другой сферой — такое право у него также всегда есть. При этом он должен будет вернуть в бюджет сумму, затраченную на его обучение в двукратном объеме. Как считают авторы инициативы, такой закон позволит насытить рынок труда в системе здравоохранения достаточным числом мотивированных молодых специалистов и заставит регионы конкурировать за выпускников, обеспечивая им лучшие условия.

Платные экономисты и юристы

Еще одна горячая тема — платное образование в России. Володин отметил, что «платники» часто идут получать высшее образование с баллом 33 из 1000 по ЕГЭ, при этом их не торопятся отчислять, даже если они не ходят на занятия — вузы ставят заработок выше качества образования. Сейчас в общей структуре высшего образования в России количество платных мест, по словам председателя Госдумы, составляет 56%, причем почти половина из них — это экономисты и юристы.

Такое количество указанных специальностей национальной экономике, согласно макроэкономическим прогнозам Минэкономразвития и Минтруда, явно не нужно — в итоге выпускники-«платники» практически гарантированно окажутся на бирже труда, а по востребованным для страны инженерным специальностям будет расти дефицит. «И это — вопрос к профильным министерствам», — заметил Володин, обращаясь к присутствовавшим на заседании главам Минпросвещения и Минобрнауки Сергею Кравцову и Валерию Фалькову.

В этой связи на заседании были озвучены ситуации, когда выпускники платных вузов, отчисленные-таки за неуспеваемость, подавали в суд на возмещение денег на обучение и выигрывали их. Как отметил сенатор Андрей Клишас, происходит это потому, что образование у нас рассматривается как услуга. Валентина Матвиенко поручила сенаторам поработать над тем, чтобы такие нетерпимые ситуации более не повторялись.

Сколько нужно России педагогов и медиков к 2030 году

Между тем в России уже провели оценку потребности в кадрах до 2030 года — об этом на заседании Совета законодателей РФ рассказал глава Минтруда Антон Котяков. По представленным им данным, в сфере здравоохранения и соцуслуг сегодня занято порядка 4,5 миллиона россиян, из которых в госучреждениях трудятся более двух миллионов работников (572 тысячи — это врачи).

При этом до 2030 года необходимо дополнительно привлечь в отрасль 490 тысяч работников с высшим и средним медицинским образованием. Как уточнил Котяков, это сто тысяч медиков ежегодно.

Также текущий объем приема в учебные заведения по педагогическим специальностям не обеспечивает потребность российского образования в кадрах, сообщил Антон Котяков. «До 2030 года суммарная дополнительная потребность в педагогах по всем уровням — дошкольному, среднему, высшему образованию — составит порядка 48 тысяч человек, Что касается школьных учителей, то таковых понадобится 200 тысяч специалистов дополнительно.

Как отметил Вячеслав Володин, в парламенте ждут от профильных министерств предложений, как обеспечить озвученные Минтрудом кадровые потребности. Есть и более оперативные поручения — Валентина Матвиенко указала министру Кравцову на то, что сегодня только 36 регионов имеют достаточно ресурсов на закупку школьных учебников. «Степень обеспеченности учебниками школ очень разная. Где-то их не хватает, а это недопустимо. Необходимо, чтобы к 1 сентября 2025 года все школы были обеспечены учебниками полностью», — обратилась она к главе Минпросвещения.

 

Источник: Парламентская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*