Несмотря на позитивные министерские отчеты о растущих цифрах приема в медицинские и педагогические вузы, проблемы кадрового обеспечения в регионах продолжают усиливаться — на сегодня количество вакансий для педагогов и врачей исчисляется десятками тысяч. А в некоторых регионах доля студентов-целевиков, которые должны были отработать на родной земле минимум три года, но так и не вернулись после выпуска, достигает 60 процентов. На заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге 28 апреля с участием председателя Госдумы Вячеслава Володина и спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко парламентарии ставили острые и неудобные вопросы перед присутствовавшими руководителями Минздрава, Минтруда, Минпросвещения и Минобрнауки.
Отчеты — позитивные, цифры — печальные
Проведение Совета законодателей, который является площадкой для координации работы руководителей Федерального Собрания и региональных парламентов, традиционно было приурочено ко Дню российского парламентаризма. Он в России отмечается 27 апреля — именно в этот день в 1906 году в Таврическом дворце начала работу первая Государственная дума Российской империи.
В первый день работы всероссийской парламентской площадки, 27 апреля, прошли заседания профильных комиссий и президиума Совета законодателей. Уже там активная дискуссия развернулась вокруг темы обеспечения кадрами региональных систем здравоохранения и образования — здесь проблемы возникают у большинства регионов. Ситуация везде схожая — власти на местах предпринимают комплекс стандартной поддержки молодых врачей и учителей (выдают подъемные, помогают с жильем и проч.), но кадровый голод сохраняется, а где-то он еще и усиливается.
По данным Правительства России, каждый четвертый выпускник медвуза и каждый второй выпускник педагогического вуза идут работать не по профилю — как правило, они уходят в сферу услуг, торговли, другие области. Поэтому, как заявила Валентина Матвиенко, коренного перелома в кадровом обеспечении здравоохранения и образования в России не происходит.
«Мы часто слышим от Минпросвещения, что растет конкурс в педвузы. но никогда не слышала, чтобы руководство министерства рассказало нам — сколько выпускников вузов пришло в школу, сколько ушли из нее, не проработав и года? А цифры есть, они разные, но практически все — печальные», — сказала спикер.
Матвиенко указала Минпросвещения и Минобрнауки на то, что зарплата молодого учителя или врача такова, что не выдерживает никакой конкуренции с заработками даже работников низкой квалификации. Спикер сравнила заработок, который имеет в мегаполисах разносчик пиццы, и ставку выпускника-педагога или молодого врача — 100-130 тысяч рублей против 15-30 тысяч рублей. «И из 1,1 миллиона выпускников педвузов только 40 процентов устраиваются работать по профессии. И не потому, что они не хотят быть педагогами», — заявила спикер.
Матвиенко отметила, что в Минэкономразвития составили прогноз развития страны, в Минтруда — прогноз на востребованные трудовые ресурсы, которые нужны стране в ближайшие пять лет.
«Надеемся, что в Минпросвещения и Минобрнауки тоже составили план приема в вузы с учетом этих прогнозов — так, чтобы было ясно, сколько человек, на какие специальности и в какие вузы должны поступить в среднесрочной перспективе. Это должно быть все связано, чтобы выпускники вузов были востребованы на рынке труда», — считает Матвиенко.
С «целевиков»-отказников предлагают спрашивать строже
Откровенный разговор на Совете законодателей развернулся вокруг целевого набора в вузы — студенты обучаются за госсчет, а выпускники по окончании должны обязательно отработать от трех до пяти лет в том городе или поселке, из которого они приезжали поступать в институт. Как отметил Вячеслав Володин, наиболее остро кадровый вопрос стоит в региональных и особенно в сельских больницах.
«А у нас есть данные, что достаточно большое количество регионов, где «целевики» просто не возвращаются (на обязательную отработку. — Прим. ред.), они отказываются. Это и Красноярский край, и Томская, Астраханская, Ульяновская, Иркутская области, Удмуртия, где количество невернувшихся «целевиков» составляет от 40 до 60 процентов.
По его словам, это означает, что изначально на учебу в вузы из провинции направляют тех, кто не вернется — здесь, уверен Володин, ответственность должна быть не только у студента-целевика (если он не хочет вернуться на обязательную отработку, то должен возместить затраты государства на учебу, на что многие идут), но и у тех, кто его направил. В их числе, заметил председатель Госдумы, — и выдающие направления на целевое обучение главврачи больниц, директора школ и и даже региональные министры здравоохранения и образования.
Володин сделал акцент на том, что сегодня 75% бюджетных мест в медицинских вузах отдали целевикам, и ситуация, при которой в некоторых регионах более половины из них не возвращаются на родную землю, не может устраивать.
«Они заняли эти бюджетные места, оттеснив более талантливых, более грамотных, потому что у них льгота, но не выполняли обязательства», — заявил он.
И уже федеральная власть предлагает строже спрашивать с тех, кто, отучившись за госсчет, не исполняет требования целевого договора. Так, глава Минздрава Михаил Мурашко предложил требовать с отказников в таких случаях не просто возмещение потраченных государством средств, а применять к ним чувствительные штрафные санкции — какие именно, не уточнил, но такой подход был поддержан законодателями. При этом самому министру, а также представителям властей на местах на Совете было «поставлено на вид» — есть случаи, когда ожидания молодых специалистов явно не оправдываются, - прежде всего это касается отсутствия жилья и отказа в оплате транспортных расходов.
Напомним, что в начале апреля сенаторы и депутаты Госдумы во главе со спикерами обеих палат внесли в парламент законопроект, который предполагает, что прием на обучение по платным образовательным программам в вузах будет проводиться в объеме, определяемом Правительством России с учетом реальной потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах.
Также в настоящее время Минздрав работает над законопроектом об обязательной отработке в течение трех лет для всех выпускников медицинских и фармацевтических вузов и колледжей, обучавшихся за счет госбюджета. Если же выпускник хочет связать свою жизнь с другой сферой — такое право у него также всегда есть. При этом он должен будет вернуть в бюджет сумму, затраченную на его обучение в двукратном объеме. Как считают авторы инициативы, такой закон позволит насытить рынок труда в системе здравоохранения достаточным числом мотивированных молодых специалистов и заставит регионы конкурировать за выпускников, обеспечивая им лучшие условия.
Платные экономисты и юристы
Еще одна горячая тема — платное образование в России. Володин отметил, что «платники» часто идут получать высшее образование с баллом 33 из 1000 по ЕГЭ, при этом их не торопятся отчислять, даже если они не ходят на занятия — вузы ставят заработок выше качества образования. Сейчас в общей структуре высшего образования в России количество платных мест, по словам председателя Госдумы, составляет 56%, причем почти половина из них — это экономисты и юристы.
Такое количество указанных специальностей национальной экономике, согласно макроэкономическим прогнозам Минэкономразвития и Минтруда, явно не нужно — в итоге выпускники-«платники» практически гарантированно окажутся на бирже труда, а по востребованным для страны инженерным специальностям будет расти дефицит. «И это — вопрос к профильным министерствам», — заметил Володин, обращаясь к присутствовавшим на заседании главам Минпросвещения и Минобрнауки Сергею Кравцову и Валерию Фалькову.
В этой связи на заседании были озвучены ситуации, когда выпускники платных вузов, отчисленные-таки за неуспеваемость, подавали в суд на возмещение денег на обучение и выигрывали их. Как отметил сенатор Андрей Клишас, происходит это потому, что образование у нас рассматривается как услуга. Валентина Матвиенко поручила сенаторам поработать над тем, чтобы такие нетерпимые ситуации более не повторялись.
Сколько нужно России педагогов и медиков к 2030 году
Между тем в России уже провели оценку потребности в кадрах до 2030 года — об этом на заседании Совета законодателей РФ рассказал глава Минтруда Антон Котяков. По представленным им данным, в сфере здравоохранения и соцуслуг сегодня занято порядка 4,5 миллиона россиян, из которых в госучреждениях трудятся более двух миллионов работников (572 тысячи — это врачи).
При этом до 2030 года необходимо дополнительно привлечь в отрасль 490 тысяч работников с высшим и средним медицинским образованием. Как уточнил Котяков, это сто тысяч медиков ежегодно.
Также текущий объем приема в учебные заведения по педагогическим специальностям не обеспечивает потребность российского образования в кадрах, сообщил Антон Котяков. «До 2030 года суммарная дополнительная потребность в педагогах по всем уровням — дошкольному, среднему, высшему образованию — составит порядка 48 тысяч человек, Что касается школьных учителей, то таковых понадобится 200 тысяч специалистов дополнительно.
Как отметил Вячеслав Володин, в парламенте ждут от профильных министерств предложений, как обеспечить озвученные Минтрудом кадровые потребности. Есть и более оперативные поручения — Валентина Матвиенко указала министру Кравцову на то, что сегодня только 36 регионов имеют достаточно ресурсов на закупку школьных учебников. «Степень обеспеченности учебниками школ очень разная. Где-то их не хватает, а это недопустимо. Необходимо, чтобы к 1 сентября 2025 года все школы были обеспечены учебниками полностью», — обратилась она к главе Минпросвещения.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.