Время и место для дискуссий: об итогах Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании»

24.04.2025 120

В апреле в Уральском государственном педагогическом университете прошла уже IX Международная конференция «Традиции и инновации в педагогическом образовании». Конференция объединила многочисленных участников не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья в рамках разнообразных практикоориентированных активностей.

Время и место для дискуссий

После пленарного заседания в УрГПУ состоялись несколько дискуссионных площадок, мастер-классов, деловых игр. Благодаря директору Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, заведующей кафедрой истории России Галине Кругликовой и доценту кафедры истории России Эльвире Протасовой участники конференции отработали на практике результативные формы и методы преподавания таких значимых для гражданско-патриотического воспитания молодёжи предметов как «Истории России» и «Основы российской государственности» для неисторических специальностей вузов.

Фото - uspu.ru

Под руководством директора центра гражданско-патриотических инициатив УрГПУ, руководителя студенческого поискового отряда «СТИКС» Елены Карпушкиной и руководителя школьного музея Боевой Славы МАОУ СОШ № 30 им.10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса и школьного поискового отряда «РОКАДА» Елены Соловьевой участники дискуссионной площадки узнали о том, что собой представляет современное поисковое движение, какую роль оно играет в гражданско-патриотического воспитания молодежи, выявили особенности методического сопровождения педагогов, реализующих поисковую деятельность в образовательных учреждениях, а также обменялись опытом работы школьных и студенческих поисковых отрядов в области просветительской и экспозиционно-выставочной деятельности.

Во время интерактивного мастер-класса «Тебе поем, Отчизна!», который проводили заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкального исполнительства УрГПУ Ольга Плеханова и доцент этой же кафедры Ирина Заволжанская, участники смогли от души послушать и исполнить популярные вокальные произведения патриотической тематики не только на русском, но и на китайском языке.

В преддверии летней вожатской практики для студентов и преподавателей УрГПУ, а также всех, кто так или иначе связан с организацией летних площадок на базе школ, чрезвычайно важно научиться грамотно взаимодействовать с родителями воспитанников в контексте формирования базовых национальных ценностей. Эти навыки смогли отработать участники мастер-класса вместе со старшим преподавателем кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, заместителем директора МАУ ДОЛ «Уральские самоцветы» г. Екатеринбург Ксенией Саввой, ассистентом кафедры права, экономики и методики их преподавания УрГПУ Макаром Архиповым и студенткой 4 курса УрГПУ, председателем первичного отделения «Движение первых» Екатериной Ломановой.

Вместе с доцентом кафедры педагогики и педагогической компаративистики Светланой Королёвой все желающие смогли познакомиться с декоративно-прикладными техниками гражданско-патриотического воспитания молодежи, научиться использовать декоративно-прикладную технику (аппликацию) в работе по гражданско-патриотическому воспитанию с обучающимися, создать и презентовать коллаж «Весна Победы».

В этот раз в качестве руководителей мастер-классов выступили не только сотрудники Уральского государственного педагогического университета, но и представители школ города и Свердловской области, сотрудники общественных организаций и учреждений образования из разных городов страны. Так мастер-класс по основам технологии кинопедагогики провели учителя МАОУ Гимназия № 45 г. Екатеринбурга Татьяна Бердникова и Анна Лахтина. Эффективными практиками формирования базовых национальных ценностей в современной образовательной организации поделились педагоги МБОУ СОШ № 75 г. Лесной Наталья Леонтьева, Валерия Попова, Елена Сафронова и Ольга Старцева.

Лидер всероссийского проекта «Самосознание. Мудрая школа» в УрФО Денис Коннов вместе с доцентом кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Юлией Верхотуровой представили участникам своего мастер-класса современные подходы и технологии патриотического воспитания, прикладные техники и методики развития патриотического самосознания обучающихся, благодаря чему участники смогли проследить связь между развитием патриотического самосознания и формированием лидерских качеств у молодежи.

Фото - uspu.ru

Участники мастер-класса, который проводила Председатель совета регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Свердловской области Ирина Грибан, познакомились с основными приемами работы с нейросетями для генерации контента гражданско-патриотической направленности, а также методами работы с социальными сетями как инструментом продвижения социально значимых и патриотических проектов.

Под руководством доцента института педагогики и лингвистики ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет» и школы педагогики ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Андрея Чупрова слушатели конференции стали участниками деловой игры и познакомились с результативными средствами патриотического воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

От теории к практике

В рамках IX Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании» состоялись ставшие уже традиционными секционные заседания как очном, так и дистанционном формате, на которых был представлен практический опыт использования результативных педагогических технологий, разнообразных форм, методов, средств гражданско-патриотического воспитания. В смешанном формате на секции «Актуальные направления развития патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях», участники вместе с модераторами заведующим МАДОУ №410, г. Екатеринбург Татьяной Гросс и старшим преподавателем кафедры педагогики и педагогической компаративистики Светланой Белоусовой проанализировали возможности сложившейся в стране системы патриотического воспитания дошкольников и на основе представленных современных практик рассмотрели перспективы дальнейшего развития патриотического воспитания в детских садах.

Также в смешанном формате прошла секция «Роль семьи и традиционных ценностей в формировании личности гражданина в отечественной и зарубежной педагогике: исторический опыт и современные вызовы», которую модерировали доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Нина Мазурчук и доцент кафедры психологии образования Екатерина Мазурчук. Участники из Екатеринбурга, Минска, Мелитополя на основе анализа исторического и современного опыта актуализировали и обобщили представления о роли семьи и традиционных ценностей в формировании личности гражданина в отечественной и зарубежной педагогике.

Ещё одной особенностью конференции стало сочетание науки и искусства как значимых образовательных средств. Поэтому не случайно, что среди секционных заседаний два были непосредственно посвящены искусству: секции «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации предметной области «искусство»: зарубежный опыт» (модератор директор института искусств Александр Поляков) и «Возможности искусства в системе современного патриотического воспитания: отечественный и зарубежный опыт» (модератор заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкального исполнительства Ольга Плеханова).

В рамках секции «Гражданско-патриотическое воспитание школьников в России и за рубежом: проблемы, традиции и потенциал», которая проходила в студии Российского общества «Знание», участники под руководством модератора Татьяны Дороховой (доцента кафедры педагогики и педагогической компаративистики) пришли к выводу о перспективности для развития гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи событийной педагогики, музейной педагогики, кинопедагогики; о значимости сохранения семейного наследия и высоком потенциале поисковой работы для решения современных воспитательных задач в системе общего и среднего профессионального образования.

В онлайн-формате прошли секции «Роль патриотического воспитания в гражданском становлении студентов учреждений СПО и вузов» (модераторы директор института общественных наук Анна Коротун и старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической компаративистики Ксения Савва; «Роль патриотического воспитания в гражданском становлении школьников и студентов» (модераторы доценты кафедры педагогики и педагогической компаративистики Юлия Верхотурова и Светлана Королёва); «Русский язык как инструмент поликультурного взаимодействия в образовании» (модераторы заместитель директора по воспитательной работе института общественных наук Анастасия Кудреватых и доцент кафедры философии, социологии и культурологии Роман Порозов. В результате участниками секционных заседаний конференции стали педагоги-практики на только из России, в частности, Грозного, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска и городов Свердловской области (Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Сухой Лог), но и Белоруссии и Китая.

Традиции и инновации в действии

В рамках конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании» помимо активностей, организованных на базе Уральского государственного педагогического университета, прошли различные мероприятия на площадках социальных образовательных учреждений – партнёров УрГПУ.

В Сургутском государственном педагогическом университета были проведены стратегическая сессия «Концептуальные приоритеты и инновационные практики воспитания гражданина и патриота в условиях региона “Хмао-Югра”» и презентационная площадка «Инновационные практики воспитания гражданина и патриота в условиях региона «Хмао-Югра». Обсуждались вопросы партнёрства вуза и школы, целевые приоритеты воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, этнопедагогики, применения нейросети и искусственного интеллекта в контексте гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе.

В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей №21» им. Андрея Горячева (г. Первоуральск) прошёл круглый стол «Формирование патриотического сознания и инженерного мышления обучающихся: современные вызовы и перспективы» во время которого обсуждались такие актуальные проблемы, как:

- выявление эффективных методов и стратегий формирования патриотического сознания и инженерного мышления у обучающихся, направленных на преодоление современных вызовов, в том числе через гражданско-патриотические инициативы;

- поиск мер удержания молодежи в среднем городе;

- установление партнерства с местными сообществами, промышленными предприятиями и государственными учреждениями для поддержки и реализации гражданско-патриотических, социальных и инженерных проектов с целью развития территории.

Кроме того, в рамках конференции состоялись два зарубежных мероприятия. На базе Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (г. Бишкек) состоялся круглый стол «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с особенностями развития в период трансформации системы образования». Во время обсуждения поднимались такие вопросы, как:

- цифровая трансформация специальных методик обучения детей с особенностями развития в современном мире: проблемы и перспективы развития;

- вызовы и решения процесса перехода к 12-летнему образованию;

- проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для специальных образовательных организаций и внедрения инклюзивного образования;

- проблемы и пути решения процесса трансформации специального образования;

- современные требования к профессиональным компетенциям будущих специальных педагогов в период модернизации системы образования;

- проблемы формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей обучающихся с особенностями развития в период трансформации системы образования.

Одним из значимых результатов круглого стола стало то, что Министерство образования и науки Кыргызской Республики готово приложить все усилия для реализации Плана мероприятий обновлённой Программы развития инклюзивного образования на 2025-2027 гг., для модернизации системы специального образования, разработки содержания образования, повышения квалификации педагогов специального образования с целью формирования новых профессиональных компетенций в период трансформации образовательной системы.

На базе Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева (г. Петропавловск) состоялась стратегическая сессия «Традиции и инновации в патриотическом воспитании обучающейся молодежи Казахстана». Целью стратегической секции было определение роли педагогического образования в воспитании гражданского сознания у молодежи Казахстана, развитие концептуальных подходов к патриотическому воспитанию с учетом исторического контекста Великой Отечественной войны, а также обмен опытом в области традиционных и современных практик воспитания в педагогическом образовании.

В результате участники отметили важность сочетания традиций и инноваций в патриотическом воспитании, подчеркнув роль национальных видов спорта, кинопедагогики и дебатов как эффективных образовательных инструментов. Особое внимание уделили значение академического письма в подготовке педагогов и необходимость обмена опытом для совершенствования образовательного процесса. В целом, подчеркивалась необходимость комплексного подхода, учитывающего современные реалии.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*