Значение сферы негосударственного образования в подготовке кадров, профориентации молодежи, разработке и внедрении технологий оценили участники круглого стола «Роль частного образования в достижении национальных целей развития». Мероприятие прошло 18 апреля в Общественной палате РФ.
В России негосударственной сферой образования охвачено до трех миллионов человек. Это обучающиеся, их родители, педагоги, сотрудники образовательных организаций. Негосударственными являются 30 процентов вузов и 13 процентов колледжей. В этих организациях по программам дошкольного образования обучается 101 тысяча детей, по программам общего образования — 206 тысяч, по программам среднего профессионального образования — 463 тысячи, по программам высшего образования — 489 тысяч. Широко представлены дополнительные общеобразовательные программы — спортивные и художественные школы, кружки, клубы и прочие структуры — здесь занимаются 882 тысячи детей. По программам дополнительного профессионального образования проходят переквалификацию или повышают профессиональную квалификацию 459 тысяч человек. Такие данные озвучила Секретарь ОП РФ Лидия Михеева.
«Это все люди, чьи интересы нам не безразличны. Мы должны хорошо понимать, как устроен этот сектор, как устроен государственный контроль за качеством работы негосударственных образовательных учреждений, что на сегодняшний день дает эта система не только бюджету, обществу, но и семье, прежде всего детям, — это чрезвычайно важные для нас вопросы. Ваши предложения войдут в итоговую резолюцию, которую мы направим в профильные органы власти», — обратилась Лидия Михеева к участникам дискуссии.
Фото - oprf.ru
Частный сектор сегодня демонстрирует активное развитие на всех уровнях системы образования, отметила председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко. Среди его ключевых преимуществ она выделила возможность быстро и гибко откликаться на запросы рынка работодателей, учитывать потребности детей, родителей, внедрять инновационные образовательные технологии.
«Мы обсуждаем роль негосударственного образования в контексте разработки Стратегии развития образования до 2030–2036 года. В указе Президента № 309 обозначены национальные цели развития. В этой связи важно понять, какое место и роль отводится частному образованию в достижении этих целей и как оно должно быть отражено в стратегических документах», — подчеркнула член ОП РФ.
Негосударственное образование демонстрирует высокие темпы развития, отметила председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина. По ее словам, за пять лет количество частных организаций в сфере образования выросло на 37,3 процента. Наибольший рост частного образования отмечается в дополнительном профобразовании (рост — 68,2 процента), школьном образовании (62,7 процента) и дополнительном образовании детей и взрослых (53,3 процента). Среди преимуществ частного образования спикер назвала трудоустройство выпускников и индивидуальный подход к обучающимся, решение проблем с очередями в детские сады, появление инновационных моделей и индивидуальных программ как для талантливых, так и для уязвимых детей, повышение доступности и качества дополнительного образования, подготовка кадров под актуальные запросы рынка труда.
Основными барьерами развития частного сектора в образовании, по мнению спикера, являются проблемы с помещениями, конкурирование с госсектором, приоритет бесплатного образования над качественным, сложности взаимодействия с государственными школами и вузами, сложности в подборе кадров и др. А основными точками роста, считает эксперт, является развитие онлайн-образования и гибридных форматов, использование искусственного интеллекта в образовательных процессах, создание школ и классов для детей с ОВЗ, расширение целевой аудитории, работа с обучающимися с низкими образовательными результатами и т. д. Все это невозможно реализовать без поддержки государства, подчеркнула Любовь Духанина.
Российское законодательство достаточно лояльно относится к негосударственному образованию, обратила внимание заместитель председателя совета директоров АО «Просвещение» Наталья Третьяк. Для негосударственных образовательных учреждений предусмотрена возможность государственного финансирования, они могут участвовать в распределении контрольных бюджетных цифр приема, на региональном уровне предусмотрены льготы при аренде помещений и система налоговых преференций. Все это, по ее мнению, создает хорошую почву для развития сектора, в том числе в части решения такой важной национальной цели, как обеспечение страны квалифицированными кадрами, ведь именно негосударственный сектор образования способен оперативно реагировать на быстроменяющиеся технологии.
Кроме того, потенциал негосударственного образования можно использовать для развития творческих способностей и индивидуальных запросов человека. Более того, негосударственные образовательные учреждения могут получить доступ к государственному заказу, считает Наталья Третьяк. Для этого нужно продумать систему оценки и верификации качества оказания таких услуг.
Снизить градус давления на сферу негосударственного образования со стороны регулятора предлагает президент АО «Корпорация “Синергия”» Вадим Лобов. По его мнению, частные вузы способны повысить эффективность подготовки кадров и внести вклад в рост технологического суверенитета страны:
«Мы всегда делали ставку на практико-ориентированный подход. В 2023 году Президент России назвал трудоустройство выпускников главным критерием качества вузов. По данным Роструда, 71 процент подготовленных нами специалистов работают по профессии. Мы готовим студентов по разным направлениям, в том числе педагогов, врачей, инженеров, технологических предпринимателей, логистов, которые востребованы у работодателей».
Активнее включать частное образование в единую систему воспитания и молодежной политики призвал заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Юрий Лескин: «Нужно оценить, что происходит в этой сфере сейчас и понять, как двигаться дальше к 2030 году».
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Андрей Платонов обратил внимание на ужесточение требований к вузам, в которых обучаются иностранцы и мигранты. Он напомнил о поручении Владимира Путина довести к 2030 году число иностранных студентов в России до 500 тысяч. При этом на вузы возлагается ответственность отслеживать во время учебного процесса, где находятся иностранные граждане из числа обучающихся, не работают ли они параллельно, нарушая тем самым российское законодательство.
«И на государственные, и на частные вузы ложится большая ответственность. В резолюции круглого стола должна быть инициатива по сопровождающим несовершеннолетних обучающихся родителям: вуз берет на себя ответственность за студента, но брать ответственность и за родителей — это сверхвысокая планка, это непосильная для нас нагрузка», — сказал он.
За выделение государственных субсидий частным детским садам выступил председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
«Мы должны дать возможность частному сектору прийти на этот рынок. Для этого нужно обеспечить соответствующую поддержку частным дошкольным учреждениям, прежде всего субсидиями на оказание услуг по присмотру и уходу. Сейчас стоимость в частных дошкольных учреждениях существенно выше, чем в муниципальных, потому что эта услуга не субсидируется государством. И в законе нет соответствующих указаний на этот счет, пока только регионы могут вводить различные механизмы субсидирования, например сертификат дошкольника. Считаю, что эту практику надо расширять», — сказал он.
Все частные образовательные организации должны дать возможность своим детям заниматься спортом, сделать инвестицию в здоровье, призвала председатель Комиссии ОП РФ по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни Ирина Винер. Сделать что-то действительно полезное для страны может только здоровый человек, а здоровые — это физкультура и спорт, подчеркнула она.
«Спортивные площадки должны присутствовать на всех уровнях негосударственного образования. Конечно, не каждая частная школа, негосударственное учреждение могут иметь спортивный зал, спортивный комплекс, легкоатлетический манеж, значит, нужно договариваться с Минспортом, с теми площадками, которые находятся рядом с вашим арендованным помещением, чтобы дети могли выходить и тренироваться», — пояснила Ирина Винер.
Восстанавливающаяся экономика возращенных субъектов РФ нуждается в квалифицированных кадрах среднего звена, заявил председатель Комиссии ОП РФ по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Владимир Рогов. Частное образование, по его мнению, может помочь в решении этой проблемы. «Например, можно рассмотреть возможность поддержки системы среднего профессионального образования в государственно-частном партнерстве», — предложил он.
Среди других предложений участников круглого стола — поддержка частных образовательных организаций с христианским компонентом, субсидирование обучения в частных образовательных учреждениях детей из многодетных семей и детей участников СВО, привлечение негосударственных образовательных организаций к сохранению малокомплектных школ и другое.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.