Всероссийский форум с международным участием «Актуальные перспективы развития функциональной грамотности» проходит в Российской академии образования.
Цель форума – определить инновационные подходы к разработке механизмов управления развитием функциональной грамотности обучающихся и выработке эффективных решений по повышению качества образования в современных условиях.
Событие объединило ученых и профильных экспертов из России, Китая, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана и Киргизии.
Фото - obrnadzor.gov.ru
С приветственным словом к участникам пленарного заседания обратилась президент Российской академии образования Ольга Васильева.
«Форум имеет большое значение для научно-образовательного сообщества не только в нашей стране, но и за рубежом. Формирование функциональной грамотности у подрастающего поколения может стать средством преодоления школьной неуспешности и достижения нашей страной лидирующих позиций на международной арене. Способствовать подготовке нашей молодежи к новым вызовам, которые возникают в современном мире», – подчеркнула Ольга Васильева.
В ходе пленарного заседания Анзор Музаев поделился актуальной информацией о качестве общего образования, основываясь на опыте международных исследований.
Качество образования представляет собой стратегический приоритет для Российской Федерации. Одной из ключевых целей национального проекта «Образование» было вхождение нашей страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. В последние годы эта цель была достигнута.
Наибольшую сложность в её реализации представляло направление функциональной грамотности и участие в исследованиях международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Ранее Россия занимала места ниже 30-го в списке стран, участвовавших в исследовании, по результатам теста, оценивающего функциональную грамотность школьников и их умение применять знания на практике. Однако российское образование всегда занимало высокие позиции по качеству начального образования и классическим естественно-научным дисциплинам. Проделана большая работа, и сейчас Россия входит в число лидеров по средневзвешенному результату участия российских школьников в международных исследованиях.
«Акценты, связанные с функциональной грамотностью, никуда не исчезнут. Несмотря на то, что в новых национальных проектах России, которые будут реализованы в ближайшие годы, нет показателя, касающегося оценки качества образования, вектор положительного движения будет сохраняться. Теперь Рособрнадзор будет проводить национальное исследование качества образования (НИКО), ежегодную процедуру, которая позволит рассмотреть различные предметные отрасли и не упускать этот аспект из виду», – отметил руководитель надзорного ведомства.
Анзор Музаев также обратил внимание слушателей на то, что в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР уже присутствуют задания на функциональную грамотность. Они включены практически во все предметы в указанных оценочных процедурах, количество заданий составляет от одного до двух. Кроме того, был зафиксирован рост средних баллов и снижение доли обучающихся, не преодолевших пороговый уровень функциональной грамотности.
Главной перспективной задачей ведомства является создание международной оценки качества национальных систем образования стран на площадке БРИКС и ЕАЭС. В завершение своей речи Анзор Музаев выразил уверенность, что дискуссия, которая состоится в рамках форума, даст Рособрнадзору новые ориентиры для развития в этом направлении и поможет выявить слабые места. Все озвученные рекомендации и замечания будут учтены в дальнейшей деятельности ведомства.
Отметим, функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки, полученные в школе, в реальных жизненных ситуациях для решения разнообразных задач.