Эксперты заявили о важности развития творческих практик в школах

18.03.2025 110

Сформировать национальную музыкальную политику предложили участники круглого стола на тему «Развитие творческих практик в начальных классах общего образования детей: ключевые проблемы, пути реализации». Мероприятие прошло 11 марта в Общественной палате РФ.

В указе Президента РФ Владимира Путина о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года определены задачи по реализации потенциала каждого человека, развитию его талантов, воспитанию патриотической и социальной ответственности личности, напомнил, открывая встречу, член Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Валерия Халилова Михаил Брызгалов.

Фото - oprf.ru

«Система начального общего образования в России имеет богатый опыт развития творческих способностей учащихся. Музыкальное и художество воспитание подрастающего поколения всегда было важной частью образовательного процесса, обеспечивающего гармоничное развитие личности ребенка. Важно использовать этот опыт в соответствии с накопленными актуальными научными данными», — подчеркнул он.

О важности массового музыкального образования рассказала советник ректора Российской академии музыки имени Гнесиных Дина Кирнарская. Она напомнила, что настоящими меломанами были такие великие люди, как врач-терапевт, физиолог Сергей Боткин, основоположник отечественной физиологии и медицинской психологии Иван Сеченов, ученые-химики Дмитрий Менделеев и Александр Бутлеров и многие другие.

Науку создал мозг, сформированный искусством, говорит эксперт, поскольку во время занятий и прослушивания музыки происходит стимулирование пространственного мышления, развивается способность к абстрактному мышлению, происходит речевое развитие, в том числе склонность к изучению иностранных языков и т. д.

«Путь к успеху лежит через художественное образование», — делает вывод Дина Кирнарская.

Несмотря на то, что искусство развивает чувственный и эмоциональный интеллект ребенка, оно остается в роли просителя на задворках школьного образования, подчеркнул главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института Российской академии образования Александр Мелик-Пашаев. Взращивать любовь к искусству надо с самого раннего возраста, убежден эксперт. По его мнению, основным законом для учителя должна стать презумпция одаренности ребенка, а художественное образование необходимо избавить от селекционного подхода.

«Детское творчество должно быть избавлено от рекламного и соревновательного характера», — считает он.

Лишь 30 процентов российских школьников получают дополнительное образование в сфере искусства, сообщил директор Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных Михаил Хохлов. Он согласился с коллегами в том, что ключевую роль в развитии детей играет творческая деятельность, которая способствует повышению успеваемости и снижению уровня агрессии у подростков.

Эксперты считают, что необходимо расширять возможности для творчества в школе. При этом, заметили они, нередко родители школьников, которые сами детстве не получили художественного образования, не видят его обязательным и для своих детей и, как результат, выступают против увеличения учебных часов, выделяемых на уроки музыки и изобразительного искусства. В большинстве своем и родители, и дети не считают эти уроки основными.

На устаревшие подходы в обучении, которые неинтересны детям, указала член Общественного совета при Минкультуры России, генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова. Чтобы побудить в школьниках интерес к музыке, занятия в школах должны быть интересными и увлекательными, считает она.

Вызывать интерес к музыке могут мотивация и атмосфера в классе, согласился с ней член Общественного совета при Минкультуры России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Розум. Он выступил за обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами, которые «должны учить творчеству, а не отбивать охоту к нему».

Системно посмотреть на проблему предложил главный советник Управления Администрации Президента РФ по общественным проектам Петр Корягин. По его мнению, необходимо сформировать методологию, которая будет учитывать, как ребенок соприкасается с миром музыки на каждом этапе своего взросления, и определить, какая система музыкального образования должна быть в детском саду, школе, детской школе искусства.

«Давайте посмотрим в сторону формирования национальной музыкальной политики. Мы должны сформировать архитектуру системных предложений, в том числе проекты решений в области законодательства и предложений для исполнительных органов власти. Многие вопросы лежат в плоскости межведомственных отношений, считаю, что это самое сложное — договориться об общей методологии», — сказал Петр Корягин.

Участники круглого стола представили успешные региональные творческие практики, которые могут стать частью системы творческого школьного образования. Среди проблем системы они выделили сокращение часов на музыку и изобразительное искусство в школах, высокую учебную нагрузку на школьников, нехватку инструментов и недостаточную квалификацию преподавателей. Именно эти вопросы должны стать приоратами в дальнейшей работе за повышение качества творческого образования, в том числе на площадке ОП РФ, считают эксперты. Они также предложили шире популяризировать академическую музыку в школах и вузах страны, например через создание школьных и вузовских творческих коллективов.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*