Сформировать национальную музыкальную политику предложили участники круглого стола на тему «Развитие творческих практик в начальных классах общего образования детей: ключевые проблемы, пути реализации». Мероприятие прошло 11 марта в Общественной палате РФ.
В указе Президента РФ Владимира Путина о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года определены задачи по реализации потенциала каждого человека, развитию его талантов, воспитанию патриотической и социальной ответственности личности, напомнил, открывая встречу, член Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Валерия Халилова Михаил Брызгалов.
Фото - oprf.ru
«Система начального общего образования в России имеет богатый опыт развития творческих способностей учащихся. Музыкальное и художество воспитание подрастающего поколения всегда было важной частью образовательного процесса, обеспечивающего гармоничное развитие личности ребенка. Важно использовать этот опыт в соответствии с накопленными актуальными научными данными», — подчеркнул он.
О важности массового музыкального образования рассказала советник ректора Российской академии музыки имени Гнесиных Дина Кирнарская. Она напомнила, что настоящими меломанами были такие великие люди, как врач-терапевт, физиолог Сергей Боткин, основоположник отечественной физиологии и медицинской психологии Иван Сеченов, ученые-химики Дмитрий Менделеев и Александр Бутлеров и многие другие.
Науку создал мозг, сформированный искусством, говорит эксперт, поскольку во время занятий и прослушивания музыки происходит стимулирование пространственного мышления, развивается способность к абстрактному мышлению, происходит речевое развитие, в том числе склонность к изучению иностранных языков и т. д.
«Путь к успеху лежит через художественное образование», — делает вывод Дина Кирнарская.
Несмотря на то, что искусство развивает чувственный и эмоциональный интеллект ребенка, оно остается в роли просителя на задворках школьного образования, подчеркнул главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института Российской академии образования Александр Мелик-Пашаев. Взращивать любовь к искусству надо с самого раннего возраста, убежден эксперт. По его мнению, основным законом для учителя должна стать презумпция одаренности ребенка, а художественное образование необходимо избавить от селекционного подхода.
«Детское творчество должно быть избавлено от рекламного и соревновательного характера», — считает он.
Лишь 30 процентов российских школьников получают дополнительное образование в сфере искусства, сообщил директор Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных Михаил Хохлов. Он согласился с коллегами в том, что ключевую роль в развитии детей играет творческая деятельность, которая способствует повышению успеваемости и снижению уровня агрессии у подростков.
Эксперты считают, что необходимо расширять возможности для творчества в школе. При этом, заметили они, нередко родители школьников, которые сами детстве не получили художественного образования, не видят его обязательным и для своих детей и, как результат, выступают против увеличения учебных часов, выделяемых на уроки музыки и изобразительного искусства. В большинстве своем и родители, и дети не считают эти уроки основными.
На устаревшие подходы в обучении, которые неинтересны детям, указала член Общественного совета при Минкультуры России, генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова. Чтобы побудить в школьниках интерес к музыке, занятия в школах должны быть интересными и увлекательными, считает она.
Вызывать интерес к музыке могут мотивация и атмосфера в классе, согласился с ней член Общественного совета при Минкультуры России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Розум. Он выступил за обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами, которые «должны учить творчеству, а не отбивать охоту к нему».
Системно посмотреть на проблему предложил главный советник Управления Администрации Президента РФ по общественным проектам Петр Корягин. По его мнению, необходимо сформировать методологию, которая будет учитывать, как ребенок соприкасается с миром музыки на каждом этапе своего взросления, и определить, какая система музыкального образования должна быть в детском саду, школе, детской школе искусства.
«Давайте посмотрим в сторону формирования национальной музыкальной политики. Мы должны сформировать архитектуру системных предложений, в том числе проекты решений в области законодательства и предложений для исполнительных органов власти. Многие вопросы лежат в плоскости межведомственных отношений, считаю, что это самое сложное — договориться об общей методологии», — сказал Петр Корягин.
Участники круглого стола представили успешные региональные творческие практики, которые могут стать частью системы творческого школьного образования. Среди проблем системы они выделили сокращение часов на музыку и изобразительное искусство в школах, высокую учебную нагрузку на школьников, нехватку инструментов и недостаточную квалификацию преподавателей. Именно эти вопросы должны стать приоратами в дальнейшей работе за повышение качества творческого образования, в том числе на площадке ОП РФ, считают эксперты. Они также предложили шире популяризировать академическую музыку в школах и вузах страны, например через создание школьных и вузовских творческих коллективов.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.