Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России, доктор психологических наук, профессор.
Подход, который реализуется в современном высшем профессиональном образовании в Российской Федерации, построен на формировании компетенций. Декомпозиция компетенций включает в себя знания, умения, владение. Использование дистанционного обучения на уровне «знать» вполне допустимо и может быть эффективно. Что же касается «уметь» и «владеть», безусловно, дистанционное обучение не может обеспечить качество этих уровней формирования компетенций. Это один из смыслов, но не единственный. Профессиональная деятельность и будущего, и действующего врача сосредоточена в системе «человек-человек», «врач-пациент», «врач-родственники пациента», «врач-коллеги», «врач-средний медицинский персонал», «врач-администрация». Формировать компетенции на дистанционных технологиях — значит осуществлять разрыв в профессиональном сознании специалиста. Сформированные, благодаря дистанционным технологиям, в цифровом пространстве навыки не могут быть полностью перенесены в не опосредованную техническими средствами реальность.
У технологий дистанционного обучения есть свои преимущества. Обучающиеся и обучающиеся их уже оценили. Но их влияние на когнитивные процессы совсем не такое, как у традиционного образования. Мы констатируем, что это влияние проявляется на уровне процессов памяти, внимания, мышления, восприятия. Сформированный под влиянием дистанционных технологий процессы иначе функционируют в не опосредованной техническими средствами реальности. Есть исследования, подтверждающие влияние коммуникации в цифровом социальном пространстве на процессы памяти (в частности консолидация-реконсолидация). Мы фиксируем сложности в переключении внимания, особенно когда обучение сосредоточено на активизации визуальных эффектов. Они своей контрастностью, яркостью, динамикой не могут быть сравнимы с аналогичными в нецифровом пространстве. Социальный интеллект тоже страдает. И это только часть тех рисков, которые видны уже сейчас, и если их не учесть, они могут привести к фатальным последствиям в системе подготовки специалистов здравоохранения.
Студенты сталкивались со сложностями в обучении после выхода с полного дистанта. Первая часть сложностей была на входе в дистанта. Все студенты говорили о том, что такой способ обучения их не устраивает, объясняли эту позицию снижением качества образования. Но как только произошла адаптация, как только стали очевидны преимущества комфорта этого процесса, минимизации усилий на организацию образовательного процесса, этот аргумент о качестве образования ушел из объяснений студентов и в большинстве совсем они с трудом переходили на очное обучение. По-прежнему мы слышим от них запросы об увеличении доли дистанционной составляющей образования.
Источник: Пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.