В РГПУ им. А.И. Герцена разработали методические рекомендации для учителей по трудовому воспитанию

03.03.2025 102

Специалисты Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена обобщили опыт по трудовому воспитанию в советских школах для современных детей и подростков и разработали методические рекомендации для учителей по организации трудовой деятельности. Научно-исследовательская работа (НИР) «Актуализация и переосмысление опыта трудового воспитания школьников в современных условиях» стала одной из шести НИР, реализованных в РГПУ им. А.И. Герцена в 2024 году в рамках государственного задания Минпросвещения России. О том, какие исследования провели ученые педвуза, и о задачах школьного трудового воспитания порталу «Российское образование» рассказала заведующая кафедрой технологического образования Института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена Анна Сарже. 

«Сегодня трудовое воспитание школьников требует качественного преобразования. Мы должны не только сохранить лучшие традиции отечественной педагогики, но и адаптировать их к современным условиям. Наша цель – помочь детям осознать важность труда как для общества, так и для их личного развития. Это не просто полезная привычка, это основа для формирования ответственных, активных и профессионально ориентированных граждан», – отметила Анна Сарже.

Фото - edu.ru

Она сообщила, что в рамках НИР специалисты РГПУ им. А.И. Герцена переосмыслили опыт отечественной педагогики, включая идеи выдающихся ее представителей – Станислава Шацкого, Антона Макаренко и Василия Сухомлинского. При этом акцент в работе они сделали на формировании у школьников деятельностного патриотизма – способности осознавать ценность труда и проявлять активную позицию в общественно полезной и профессиональной деятельности.

В ходе первого этапа проекта был проведен масштабный анкетный опрос, в котором приняли участие более 12 тысяч старшеклассников, 1800 учителей и почти 800 руководителей образовательных учреждений из 30 регионов России. Исследование выявило ряд проблем в организации трудового воспитания и профориентации школьников, а также противоречия, которые мешают их эффективной реализации. Среди ключевых выводов – необходимость усиления практико-ориентированной работы с учащимися, развития их субъектной позиции в трудовой деятельности и внедрения инновационных методик профориентации.

На основе полученных данных были разработаны методические рекомендации для учителей, организаторов школьного труда и руководителей образовательных учреждений. 

«Герценовский научный проект – это шаг к созданию новой системы трудового воспитания, которая отвечает требованиям времени и помогает школьникам готовиться к взрослой жизни. Перспективы проекта обещают быть масштабными: результаты могут стать основой для дальнейших углубленных исследований в регионах и внедрения новых практик трудового воспитания», – заключила Анна Сарже.

Источник: Федеральный портал "Российское образование"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*