В Минкультуры утвердили квоты на творческие специальности в лучшие вузы страны
С 2021 года Минкультуры определяет количество бюджетных мест для приема на программы специалитета людей с уже имеющимся высшим образованием в лучшие творческие вузы страны, готовящие режиссеров кино и театра, звукорежиссеров, композиторов, переводчиков художественной литературы. В мире искусства систему квот одобряют, хотя порой на бюджетные места для будущих режиссеров претендуют не дипломированные актеры или сценаристы, а далекие от киноиндустрии люди — врачи, строители мостов и дорог, учителя, чиновники. В теме разбиралась «Парламентская газета».
Оптимальные проценты
Постановление Правительства с перечнями ведущих творческих вузов и квотируемых специальностей высшего образования в области искусств утверждено осенью 2021 года. С тех пор к каждому новому набору Минкультуры определяет количество мест для абитуриентов с высшим образованием.
«Квота формируется исходя из потребностей отрасли, а также специальностей, обучение по которым осуществляет тот или иной вуз», — пояснили «Парламентской газете» в Минкультуры.
Соискателей на места по квотам вузы принимают на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. В списке — ВГИК, ГИТИС, Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская консерватория имени П.И. Чайковского, Литературный институт имени А.М. Горького, Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, Казанская консерватория имени Н.Г. Жиганова.
Количество мест, специальностей и конкретных вузов для таких абитуриентов может меняться. Например, не все учебные заведения из перечня-2024 попали в список 2025 года. В некоторых вузах квота сократилась. Например, в Театральном институте имени Бориса Щукина в 2024 году на специальность «режиссура театра» квота на людей с «вышкой» составляла 80 процентов, а в 2025-м ее хотят сократить до 75 процентов. В Санкт-Петербургской консерватории год назад им предназначалась четверть мест по направлению «музыкальная звукорежиссура», а в новом году квоты на них нет вообще.
У самого знаменитого отечественного киновуза — ВГИКа, как и в прошлом году, по 30 процентов бюджетных мест на «режиссуре кино и телевидения» и «звукорежиссуре аудиовизуальных искусств» предназначено для абитуриентов с высшим образованием. ГИТИС, Гнесинка, Российский институт сценических искусств, Литинститут тоже в этом смысле выглядят примерами стабильности.
Зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская пояснила «Парламентской газете», что в конце прошлого года на одном из заседаний комитета, посвященном поддержке культурно-просветительских проектов для детей и молодежи, как раз обсуждали тему квот в творческие вузы. «По отзывам, квоты Минкультуры являются оптимальными», — сказала сенатор.
С багажом и без багажа
«В советское время люди могли получить второе высшее бесплатно. Но затем эту историю отменили, что стало большим минусом для отечественной киноиндустрии, потому что у нас есть дефицит квалифицированных кадров, а приток людей, имеющих хорошее предварительное образование и жизненный опыт, сузился. Не у всех талантливых есть деньги платить за второе высшее», — сказал «Парламентской газете» генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
По словам кинорежиссера, возвращение системы квот Минкультуры обязательно даст в будущем хороший результат.
В министерстве систему квот называют уникальной возможностью для людей «реализовать творческий потенциал и одаренность, в том числе за счет приобретения новой профессии».
Россияне этим активно пользуются. Так, в ГИТИС успешно поступили абитуриенты с дипломами строителей железнодорожных дорог, мостов и транспортных тоннелей и госуправленцев. Во ВГИКе на специальность «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» зачислена абитуриентка, учившаяся в Первом медицинском университете имени Сеченова, а на специальность «Режиссера кино и телевидения» приняли абитуриентов с дипломами МГУ, Иркутского медицинского и Башкирского педагогического университетов.
В Минкультуры в этой смене профессии ничего плохого не видят. Наоборот, уверяют, что квотируемые специальности требуют «наличия жизненного опыта и целостного взгляда на жизнь».
Карен Шахназаров с этим согласен:
«Режиссура — специальность, которая требует знания жизни, на нее всегда был большой поток людей с высшим образованием и опытом. И практически всегда из них получались специалисты более высокого качества».
Глава Мосфильма напомнил, что, например, до ВГИКа Вадим Абдрашитов учился в МХТИ и работал на Московском заводе электровакуумных приборов, а Глеб Панфилов окончил химический факультет Уральского политехнического института и трудился на Свердловском заводе медаппаратов.
К ним можно добавить Владимира Меньшова, который до аспирантуры при кафедре режиссуры во ВГИКе работал токарем, шахтером, матросом, а затем учился на актерском факультете. Или Андрея Тарковского, который до поступления в институт кинематографии был студентом института востоковедения и работал в научно-исследовательской экспедиции в Красноярском крае.
«Люди с опытом, которые решили связать себя с кино или театром не сиюминутно, всегда имели преимущество по сравнению с выпускниками школ, потому что для таких творческих профессий, как режиссер, драматург, жизненный багаж очень важен», — сказал Карен Шахназаров.
Источнки: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.