Стратегия развития образования, разработкой которой Госдума занимается с экспертами и профильными министерствами, будет содержать аспекты подготовки специалистов для нужд реальной экономики, пространственного развития страны и преемственности обучения. Об этом «Парламентской газете» 30 января сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга после заседания рабочей группы по подготовке и проведению в расширенном формате «правительственного часа» по вопросу разработки Стратегии развития образования. Подробности — в нашем материале.
От экономики до демографии
- Александр Георгиевич, чему было посвящено состоявшееся заседание?
- Я как представитель профильного комитета могу говорить лишь за свою сферу высшего образования. На этой встрече присутствовали министр просвещения, министр науки и высшего образования. И в преддверии «правительственного часа» обсуждалась стратегия образования. Какие в ней должны быть основные составляющие, какие вызовы стоят сегодня перед нашим высшим образованием, какая вообще у него ключевая задача. В части последнего все сошлись во мнении, что это подготовка грамотного высококвалифицированного специалиста, который обладает необходимыми навыками и фундаментальной теоретической и практической подготовкой. Ну и каким-то образом нужно все это увязать с потребностями экономики и социальной сферы.
- Вы упомянули, что одной из тем для обсуждения стали вызовы, стоящие перед российской системой высшего образования. Что это за вызовы?
- Основное сейчас — это соответствие высшего образования запросам реального сектора экономики и социальной сферы, качество высшего образования, демографические вопросы, которые в целом важны для страны и, конечно, оказывают влияние на образовательные процессы. Это также санкционное давление и технологическое лидерство — и то, какую роль высшее образование должно сыграть в его достижении.
Еще одна нетривиальная проблема — масштабы нашей страны. И как с их учетом увязывать развитие образования с концепцией пространственного развития. Пока ясно одно — нужно увеличивать поддержку регионов. Мы уже сейчас видим, что 70 процентов контрольных цифр приема в высшие учебные заведения отдается туда. При этом уже существующих мер поддержки не хватает, так что этот вектор нужно продолжать.
Ну и, конечно, должна быть преемственность образования, связь на всех уровнях: от школ через СПО до вузов.
Что будет с гуманитариями?
- Верно ли, что упор в стратегии развития образования будет сделан на подготовку инженерных и «цифровых» специалистов?
- Такие вопросы тоже задавались. Понятно, что акцент сегодня делается на инженерно-технические специальности, прорывные разработки, подготовку ученых — а вот что у нас будет с гуманитариями? Пока четкого ответа нет — ясно лишь, что будущая стратегия должна каким-то образом гармонично объединить обе эти сферы, чтобы ни одна из них не оказалась в приоритете за счет другой.
- Каких результатов депутатский корпус ждет от самого «правительственного часа», который должен состояться 11 февраля?
- Первое — я думаю, что коллеги все же представят полноценное содержание стратегии, потому что текста ее мы пока не видели, хоть он и находится в активной разработке. Ну и второе — хотелось бы услышать мнение экспертов. Кто именно будет присутствовать, пока неизвестно, но, на мой взгляд, должны быть приглашены и представители вузовского сообщества, в частности ректоры университетов, и работодатели. Тут важно понимать, что на прошедшей встрече скорее депутаты задавали вопросы, а представители профильных министерств на них отвечали. Непосредственно на «правительственном часе», надеюсь, будет обратная ситуация — уже мы заслушаем предложения, спросим экспертное сообщество и будем работать над конкретными инструментами, которые помогут нам в реализации заявленных целей.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.