В Технопарке УрГПУ обсудили актуальные вопросы образования детей с РАС

23.12.2024 327

18-19 декабря на площадке Технопарка УрГПУ прошла областная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования детей с РАС».

Участников конференции от имени и.о. ректора УрГПУ Юрия Биктуганова приветствовали Елена Семенова, директор Института специального образования, и Полина Андрюкова, главный специалист отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

Интонацию конференции своим выступлением задали дети из вокально-хорового кружка «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр», которых представила его директор Елена Веснина. Дети под руководством Татьяны Мараткановой исполнили гимн инклюзивного фестиваля «ЛюдиКакЛюди» и песню «Это моя семья».

Фото - uspu.ru

Спикерам первого дня удалось не только заинтересовать аудиторию, но и создать неформальную, позитивную атмосферу.

Профессор кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Роман Демьянчук выступил с лекцией «Аутизм: клиника, психология, педагогика», в которой, после экскурса в историю возникновения термина «аутизм», рассказал о дискуссиях в среде медиков, дефектологов, психологов.

— Медицина обладает только диагностической и поддерживающей функцией. Детям с аутизмом можно помочь только в системе образования — эта парадигма стала доминировать в мировой практике с 60-х годов прошлого века.

Спикер рассказал о том, как развивались в мире исследования аутизма, особо остановившись на роли Груни Ефимовны Сухаревой, советского психиатра, которая за 20 лет до классических описаний детского аутизма Лео Каннером и Гансом Аспергером описала сходные состояния.

Участники конференции узнали об эксперименте, который в 70-е годы способствовал появлению в Бельгии системы помощи детям с РАС, о спорах по поводу возможной негативной роли родителей в появлении аутизма у ребенка, о том, какие особенности работы мозга мешают ребенку с РАС усвоить обобщающие понятия, почему дети с аутизмом могут не радоваться праздникам, пятеркам и подаркам, о поиске генетических причин РАС, когнитивных теориях аутизма. Роман Демьянчук неоднократно подчеркнул важный для педагогов момент: чем больше в образовательной среде стабильности, предсказуемости — тем лучше для детей с РАС.

Сергей Шингаев, заведующий кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского (Санкт-Петербург), предложил участникам конференции актуальную тему «Профессиональное здоровье педагогов, работающих с детьми с РАС». Спикер посетовал, что педагоги готовы вкладываться в детей и их родителей, но не готовы вкладываться в себя. Сергей Шингаев показал аудитории, как провести самодиагностику уровня стресса, объяснил, почему полезно носить кольцо на безымянном пальце левой руки, рассказал о профессиональных синдромах педагогов.

Второй день конференции открыло приветствие начальника отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Светланы Блаженковой. Чиновница отметила, как важно участие в форуме по аутизму педагогов из Башкирии.

— Очное общение — это заряд энергии, чтобы мы загорались, но не выгорали. Желаю вам успешной работы, а в преддверии Нового года желаю здоровья, профессиональных успехов, личного благополучия, — обратилась к участникам встречи Светлана Витальевна.

Опыт работы Центра психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр» представила его директор Елена Веснина. С 2017 года в центре действует региональный ресурсный центр по сопровождению детей с РАС на территории Свердловской области. Елена Викторовна познакомила с динамикой роста обучающихся с РАС в области, рассказала о задачах, которые решает центр, проектах, которые он реализует. Например, проект «Передышка» создан с целью включить детей с РАС и другими ментальными нарушениями в социум посредством равного участия в культурно-массовых мероприятиях, а родителям дать возможность бесплатно посетить театры, позволяя перезагрузиться. Спикер также отметила, что ресурсный центр стал площадкой для педагогической практики студентов.

Конечно, сотрудничает центр с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета. На конференции выступил онлайн его директор Артур Хаустов. Его выступление было посвящено современным тенденциям в сопровождении обучающихся с РАС в России. Артур Валерьевич представил коллегам новый диагностический инструмент «Компас тьютора», который призван помочь тьюторам и педагогам оценить навыки, необходимые детям с РАС для успешного обучения, развития, адаптации в начальной школе, выявить динамику в развитии ребенка путем повторного обследования.

После 18 лет человек с РАС лишается статуса «ребенок-инвалид» и получает (или нет) взрослую инвалидность. В этот момент он теряет поддержку, которую предлагают НКО и государство детям и подросткам. Дети, окончившие инклюзивную или коррекционную школу, сталкиваются с невозможностью продолжить образование, вчерашние школьники рискуют оказаться в социальной изоляции. А еще взрослый с РАС в любой момент может остаться без родителей и близких и попасть в ПНИ. О том, как помогает молодым людям с РАС проект «После школы» в Екатеринбурге, рассказала генеральный директор АНО «Лаборатория социальных инноваций», координатор Лиги поддержки молодежи с ментальными особенностями Татьяна Хижнякова.

Сейчас две группы ребят с аутизмом проходят обучение в Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме (ЕТЭТ). Три года назад первую практику участники экспериментальной группы начинали с чистки овощей, а сейчас некоторые из них в рамках практики дошли до работы с выпечкой и мясом, готовят в столовой одной из школ Академического района. Со студентами работают два тьютора и поведенческий техник, каждую пятницу ребята встречаются с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, поведенческим техником. А в этом году в программе подготовки появились мастер-классы от действующих поваров ресторанов Екатеринбурга, профориентационные экскурсии. Периодически сотрудники АНО общаются с нормотипичными сокурсниками своих подопечных.

Одним из итогов трехлетней работы стало методическое пособие, разработанное Лабораторией, которое должно помочь поддержке, сопровождению и адаптации студентов с РАС и ментальной инвалидностью в СПО. Следующий этап — помощь в трудоустройстве сегодняшних студентов. Сейчас 18 студентов уже получили официально присвоенную квалификацию «повар 2 разряда», и им будут искать рабочие места.

Завершающим конференцию выступлением стал доклад Евгении Хилькевич, руководителя направления социокультурной интеграции ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ «Воспитательная работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в школе: внешкольные мероприятия и социальное партнерство».

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*