Проект осознанного будущего — профориентация в школах укрепляется

16.12.2024 88

Проект «Билет в будущее» и созданную на его основе единую модель профориентации обсудил на площадке ОП РФ 11 декабря Всероссийский экспертный совет по профориентации в ходе дискуссии «Профориентация в национальных проектах Российской Федерации: вершины и новые горизонты».

О задачах экспертного совета от имени заместителя председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, управляющего директора Фонда гуманитарных проектов Ивана Есина рассказала его заместитель по реализации проектов фонда Лилия Зиборова. В частности, она отметила необходимость осмысления итогов работы по проекту «Билет в будущее».

«В этом году “Билет в будущее” заканчивается, но работа продолжается. Мы надеемся и на продолжение работы экспертного совета в такой же тесной связке и при таком же взаимодействии», — отметила она.

Состав экспертного совета будет расширен в ближайшее время. На базе совета сформируются рабочие группы по разным направлениям, сообщила спикер.

«От вас мы будем ждать предложений по формированию рабочих групп. Задач действительно много. Они амбициозные и важные. Самое главное, что мы понимаем, что то, что мы делаем, —для людей и, конечно, ради достижения целей, которые ставит сегодня перед нами государство», — обратилась она к коллегам.

В экспертный совет при Фонде гуманитарных проектов входят представители работодателей, научного, педагогического и молодежного сообществ, рассказала руководитель по экспертно-методологической работе Фонда гуманитарных проектов Мария Чередилина

«Мы делаем перезагрузку работы экспертного совета по проекту “Билет в будущее”, который работал два года, расширяем наш состав и ставим более смелые задачи. Таким образом мы моделируем взаимоотношения различных сил профориентации, видим точки пересечения и конфликты интересов, можем предложить культурные способы разрешения противоречий, например общественные слушания и общественно-профессиональные обсуждения», — уверена она.

Фото - oprf.ru

Итоги реализации проекта «Билет в будущее» по профориентации школьников подвел директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин. В рамках проекта школьники по всей России посещали профессиональные пробы и проходили профориентационные диагностики.

«Проект за это время заслужил популярность у образовательных организаций и школ. Его распространение не вызывает никаких вопросов — с 2021 года года он реализуется во всех регионах России. Опыт реализации проекта, который был наработан за эти годы, был положен в основу единой модели профориентации», — рассказал он.

По словам спикера, в уходящем году в мероприятиях по профориентации приняли участие более восьми миллионов школьников и 9,5 тысячи организаций-работодателей.

«Работа по профориентации вызывает живой отклик абсолютно у всех. Конечно же, эта работа будет продолжена в ходе нового национального проекта “Молодежь и дети” в рамках федерального проекта “Профессионалитет”. Когда мы говорим о профессиональной ориентации, важной точкой в обсуждении является тот момент, что профориентация стала частью государственной политики и была включена в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», — пояснил он.

В ближайшее время будет опубликован прогноз Министерства труда и социальной защиты РФ, который опишет потребности работодателей в кадрах на пятилетний период, отметил спикер. По его словам, прогноз будет разбит по квалификационным разделам в зависимости от тех профессий, которые нужны на рынке труда, и потребностей каждого региона, отметил спикер. 

«Такой работы до настоящего момента еще не было. Если и были прогнозы, то они были подготовлены в конкретных отраслях или в конкретных регионах. Тут мы увидим официальный документ, который должен являться отправной точкой для работы по профессиональной ориентации», — сообщил представитель Минпросвещения России.

О том, что уже сделано в рамках проекта «Билет в будущее» и реализации единой модели профориентации, рассказал руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда гуманитарных проектов Игорь Иванов.

«Нам действительно удалось выстроить большую систему, которая позволяет ребенку через несколько уровней пройти к своему профессиональному самоопределению, выбору своей будущей профессии», — отметил он.

При реализации проектов обращалось внимание на региональную специфику, так как только региональные мероприятия позволят молодому человеку реализоваться в своем регионе, сообщил спикер.

С тех пор как Фонд гуманитарных проектов в 2021 году выступил оператором «Билета в будущее», показатели проекта стали расти. Так, согласно результатам мониторинга, с 2021 года количество прошедших обучение педагогов выросло в 15,3 раза, детей, которые приняли участие в профориентационных мероприятиях, — в 8,9 раза, школьников, прошедших диагностику, — в 5,3 раза, рассказал он.

Методологи проекта выстроили единый путь обучающихся — от этапа «увлекаюсь» к этапу «планирую».

«В новом проекте мы также сохраним эту методологию, чтобы ребенок мог спроектировать свою будущую траекторию, образовательную и профессиональную», — подчеркнул он.

Работодатели отмечают, что более половины школьников не готовы выходить на рынок труда. Они не умеют составлять резюме, не владеют навыками нетворкинга и мягкими навыками, рассказал заместитель управляющего директора по работе с государственными органами компании «Хедхантер» Даниил Чугунов.

«Исходя из этой информации компания обеспокоена выходом детей на рынок труда и считает важным внести свой вклад в детское образование, — поделился он. — Наше партнерство с Фондом гуманитарных проектов демонстрирует готовность государства и бизнеса решать совместные задачи, стоящие перед страной. Одной из важнейших является осмысленная и практико-ориентированная подготовка кадров».

По его словам, компания берет на себя обязательства по подготовке материалов профориентационного плана, аналитике по детскому рынку труда и особенностям детского трудоустройства для школьников.

Работодатели могут непосредственно включиться в профориентационные проекты, участвуя в формировании материалов для обучения, предложила руководитель управления подбора, оценки и развития персонала АО «Вертолеты России» Елена Меркулова

«У нас для этого есть экспертиза, у вас — время. То, что сегодня является тактикой, уже завтра будет стратегией. Те ребята, которые сейчас находятся в школе, через некоторое время придут к нам. Встает вопрос о готовности их встретить в части профориентации и профадаптации», — рассказала она.

Спикер также затронула проблему коммуникации со школьниками, отметив, что от этого зависит их отношение к работодателю как к реальному рабочему ресурсу. Для решения этих задач компания в подшефных школах задействует своих молодых специалистов, которым проще общаться с ребятами. В этом представитель компании видит огромный потенциал для будущей работы.

Встречное предложение поступило от генерального директора «Проектория медиа» Александры Потехиной. Она подчеркнула, что компания непосредственно работает с материалами для школьников. По ее мнению, необходимо ускорить сроки подготовки к 2025/2026 учебному году.

На необходимость встраивания профессиональной ориентации школьников в социально-экономические задачи по развитию регионов обратил внимание участников дискуссии директор Научно-образовательного центра развития дирекции приоритетных образовательных инициатив Института ВШГУ Президентской академии, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Владимир Блинов.

«Многие параметры, даже межрегиональная миграция и другие важнейшие для страны аспекты, сопряжены как раз с программами социально-экономического, стратегического развития регионов», — уверен он.

Особое внимание участники заседания уделили интеграции профориентации в образовательные стандарты, новым технологиям и поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Спикеры также отметили важность сотрудничества школ, вузов и бизнеса для подготовки молодых специалистов к современному рынку труда.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*