Наука носит интернациональный характер, но научные достижения национальны. Гордость за научные достижения страны тесно связаны с понятием патриотизма — к такому выводу пришли эксперты в рамках сессии «Наука как национальная гордость» на IV Конгрессе молодых ученых.
В обновленной Стратегии научно-технологического развития одним из основополагающих принципов названо патриотическое воспитание российских ученых. На Конгрессе молодых ученых эксперты определили поводы для гордости за отечественную науку ирассказали, как воспитывать патриотически настроенных молодых ученых.
«Патриотическое воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей относятся к вопросам идентичности. Молодой ученый, как и любой гражданин России, идентифицирует себя россиянином. В сочетании с научными интересами это становится культурным кодом российской науки в процессе обеспечения преемственности интеллектуального и ценностно-мировоззренческого развития научных кадров», — отметил заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельностиМинистерства науки и высшего образования Российской Федерации Александр Ведехин.
Он добавил, что вопросам воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей в университетах Российской Федерации уделяется большое внимание: реализуется проект «ДНК России», курс по Основам российской государственности, инициатива «Обучение служением», курс по истории для неисторических специальностей, Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» и другие.
Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» впервые представила данные интернет-опроса среди молодых ученых на тему «Наука и патриотизм» на IVКонгрессе молодых ученых. Данные опроса:
- 34% - Это важная часть моей идентичности;
- 24% - Патриотизм может быть выражен через науку.
- 36% - Технические;
- 52% - Да, наука укрепляет патриотизм.
- 35% - Должно активно содействовать распространению патриотизма;
- 34% - Должно, но сдержанно.
- 39% - совпадают в значительной степени.
- 39% - Я считаю, что наука должна быть интернациональной и вне политики;
«52% уверены, что наука укрепляет патриотизм. Мы это объясняем через призму деятельного патриотизма, потому что ученый — эточеловек, который через свою исследовательскую деятельность укрепляет свою страну. Наука создает те научные достижения, которые формируют гордость за Родину и делают ее сильнее, поэтому это укрепляет патриотизм.
Про патриотизм в контексте научной карьеры 39% ответили, что наука должна быть интернациональной и вне политики. Думаю, что эти цифры отражают определенный внутренний протест на попытки «отмены российской науки» в недружественных странах. Ученый — это человек мира и для Мира», — прокомментировал результаты интернет-опроса руководитель Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» Никита Зинков.
Евгения Долгова, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ, лауреат Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2023 год, выделила 7 поводов для гордости за российскую науку. Она рассказала, что российская наука опирается на советский опыт и ранее принятые управленческие решения.
«Именно в России в 1930-е годы появилось то, что называется «большой наукой» — когда наука превращается из частного занятия в большую индустрию знаний. У нас «большая наука» была тесно связана с индустриализацией. Второй тезис — нашу науку называют «наука большой страны» — у нас самая протяженная сеть научных организаций и самое протяженное научное сообщество: каждый четвертый ученый ассоциировал себя с наукой советской или российской. Тезис третий — что дала советская наука миру? — опыт беспрецедентного планирования. Советские пятилетки ввели в оборот оперативное планирование, при Хрущеве развилось деление на текущее и долгосрочное планирование, в поздний советский период появилось понятие комплексного долгосрочного планирования», — поделилась Евгения Долгова.
Она отметила, что советские научные школы сформировали преемственность и семейственность в российской науке, это легло в основу научного наставничества. Еще один аспект — роль советского кинематографа в утверждении позитивного образа профессии ученого. Современный российский кинематограф перенимает этот советский опыт, делая его одним из приоритетов.
Один из актуальных трендов в профессии ученого — воспринимать науку как индивидуальную профессиональную траекторию. В СССР фигура ученого носила коллективный характер. В настоящее время тренд на индивидуализм в науке размывается.
После Великой Отечественной войны зародилась идея о том, что наука носит интернациональный характер, но научные достижения национальны. Автаркия в науке была характерна не только для СССР, но и для всех европейских стран.
«Истинный патриотизм воспитывается крупными научными открытиями. Патриотизм воспитывается конкретных событиях, тогда у нас и возникает чувство гордости за страну», — уверен председатель Совета молодых ученых Российской академии образования, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Никита Краснощеков.
Научная школа Российской академии образования больше внимание уделяет периоду 1990-х годов, на который приходится разворот к западным стандартам в системе образования.
«У нас произошел сдвиг эпох — 1990-е годы связаны с распадом СССР, когда мы восприняли индивидуалистичный подход. Мы отреклись от советского подхода. Сейчас мы возвращаемся к вопросу о национальной идентичности и гордости, к тому историческому опыту, который был в советское время. Мы идем в правильном направлении, закладывая эти ценностно-мировоззренческие основы», — добавил Никита Краснощеков.
Как представитель Российской академии образования он считает, что обсуждение научных достижений и разработок в рамках уроков «Разговоры о важном» помогут укрепить чувство патриотизма у школьников. Значительное влияние на формирование мировоззрения у молодежи также оказывают медиа и СМИ.
Наука на практике — это лаборатории и достижения, которые составляют богатое мировое научное наследие.
«Патриотизм в университете это про то, как мы взращиваем научные коллективы. Он закладывается делами. Установки мегасайнс формируют инфраструктуру, чтобы ученый мог себя реализовать в деле. Мы знаем примеры научных школ, которые складывались десятками и даже сотнями лет. Это не только про науку, это еще и про традиции, и про преемственность — все те вопросы, которые составляют базу воспитания. Вряд ли можно было бы говорить о формировании таких научных школ, если бы в них не работали преданные своему делу исследователи, которым важно, чтобы дело их жизни продолжало жить и после них. Это и есть воспитание патриотизма в научной среде», — считает доцент Научно-исследовательского ядерного университета МИФИ, старший научный сотрудник Экспериментального комплекса НЕВОД, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Егор Задеба.
Задача вуза — выращивать интеллектуальную элиту страны.
«Патриотизм — это не профессия, но даже, когда мы говорим про технологический суверенитет и его роль для социально-экономического развития страны, мы говорим о патриотах, которые хотят и готовы свои профессиональные компетенции инвестировать в будущее своей страны.
Нельзя заставить быть патриотом, но показать величие страны и ее возможности— можно. Поэтомув исследовательской среде патриотизм зачастую «куется» именно в лабораториях», — отметил проректор Национального исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» Армен Тер-Мартиросян.
Эксперты пришли к выводу, что наряду с выявлением талантливой молодежи в науке большое значение имеет патриотическое воспитание.
Источник: Пресс-служба Ассоциацияи студенческих патриотических клубов «Я горжусь»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.