Почти 5 млрд руб. выручки ежемесячно российский бизнес недополучает из-за отсутствия адаптированности под потребности людей с инвалидностью. При этом две трети людей с инвалидностью (72%) могут пользоваться адаптированными услугами самостоятельно, а 65% посещают кафе и рестораны хотя бы несколько раз в год. Каждый второй человек с инвалидностью прекращает пользоваться услугами и товарами, если они не адаптированы. Внедрение инклюзивных принципов в стратегию бизнеса позволяет расширить круг потребителей и преодолеть дефицит кадров.
Такие данные озвучили эксперты на панельной сессии Агентства стратегических инициатив «Преимущества для всех: инклюзивная повестка в стратегии бизнеса», которая состоялась в рамках Форума «Сообщество» Общественной Палаты Российской Федерации. В ней приняли участие заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Российской Федерации Анна Брайнес, председатель Всероссийского общества инвалидов, зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, сооснователь, директор по развитию Everland Елена Мартынова, руководитель направления «Особенный банк для людей с инвалидностью» Сбербанка Виктория Кравцова, заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами ГУП «Московский метрополитен» Жанна Ермолина, директор дивизиона развития инклюзивных практик и технологий Агентства стратегических инициатив Юлия Новикова, а также представители крупного бизнеса, социальных предприятий и некоммерческих организаций.
Фото - asi.ru
Эксперты обсудили развитие сообщества «Открыто для всех» – проекта АСИ по вовлечению бизнеса и организаций в создание доступной среды, товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья и маломобильных граждан. Организации подключаются к Национальному инклюзивному договору, расширяя свои возможности. На сегодня в числе подписантов НИД – более 1400 компаний и организаций.
Эксперты отметили необходимость особого внимания к постдипломному сопровождению и помощи в трудоустройстве выпускникам с инвалидностью. Такие практики реализуются в российских вузах. Заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Российской Федерации Анна Брайнес отметила, что в шести регионах сейчас реализуется пилотный проект, итогом реализации которого станет утверждение типовой модели по формированию системы образовательного маршрута ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в регионах. Кроме того, Министерством разрабатывается концепция развития инклюзивного высшего образования до 2030 года, которую планируется представить в декабре 2024 года.
По словам председателя Всероссийского общества инвалидов, зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Терентьева, значимым инструментом обеспечения занятости людей с инвалидностью становятся также предпринимательство и самозанятость инвалидов. По данным Всероссийского общества инвалидов, 31% людей с инвалидностью имеют опыт предпринимательской деятельности, 25,8% задумываются об открытии собственного дела. Он подчеркнул, что необходимо помогать таким людям реализовывать свой потенциал, поскольку рудоустройство для инвалида является важным условием его самореализации, благосостояния и качества жизни.
За последние 6 лет запрос бизнеса на развитие инклюзии становится все более экономически обоснованным: крупнейшие бренды в разных сегментах экономики реализуют системные программы по адаптации сервисов, делают это не разовыми акциями, а внедряют универсальный дизайн в свои бизнес-процессы - системно обучают сотрудников, адаптируют инфраструктуру магазинов, проводят исследования клиентских сегментов, работают системно над доступностью в цифровых каналах, отметила Елена Мартынова, сооснователь, директор по развитию Everland.
По словам Марии Лудковой, руководителя по социальной политике компании «Магнит», к бизнес-результатам можно также отнести рост клиентского сервиса в торговых точках (к примеру, у «Магнита» он составил 11% за 2023 год) и достижение большей устойчивости в вопросах кадровой обеспеченности, при найме людей с инвалидностью.
Участники также поделились успешными проектами в сфере развития инклюзии в разных отраслях. Так, руководитель направления «Особенный банк для людей с инвалидностью» Сбербанка Виктория Кравцова рассказала, что банк адаптирует свои продукты и сервисы под нужды людей с инвалидностью, помогая им самостоятельно управлять финансами и пользоваться другими сервисами Сбера. Также в банке разработали руководство по созданию доступных услуг для людей с инвалидностью, а также гайдлайны по адаптации цифровых сервисов – в помощь социально ответственному бизнесу.
Во внедрении принципов инклюзии помогают общественники, которые представляют интересы людей с инвалидностью, отметили участники сессии. Например, общественные организации («Всероссийское общество глухих», «Всероссийское общество слепых», «Всероссийское общество инвалидов» и другие) помогли выстроить Московскому метрополитену работу Центра обеспечения мобильности пассажиров, отметила заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами ГУП «Московский метрополитен» Жанна Ермолина.
Примером внедрения инклюзивности в стратегию бизнеса можно назвать опыт торговой сети «Пятерочки», которая постоянно работает над адаптацией торговых точек под потребности общества для того, чтобы сделать процесс покупки продуктов максимально доступным и комфортным. В компании, как отметила руководитель устойчивого развития торговой сети Алина Юхневич, реализуют проекты по трансформации оффлайн-среды и онлайн-сервисов. Х5 Group, в которую входит «Пятёрочка», еще в 2019 году приняла стратегию устойчивого развития. Были определены четыре ключевых цели: поддержка местных сообществ, содействие здоровому образу жизни, обеспечение достойных условий труда и равных возможностей, содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов.
Отбором лучших практик в сфере инклюзии занимается проект АСИ «Открыто для всех». В этом году на конкурс поступило более 500 заявок из 79 регионов; он консолидирует практики из самых разных сфер, которые сегодня выстраивают комплексную инклюзивную повестку в России: от повышения уровня доступной среды до проектов для включения людей с инвалидностью в активную социальную жизнь. Среди практик, например, адаптивная аренда самокатов для людей с инвалидностью, использование искусственного интеллекта и дистанционных технологий в предоставлении соцуслуг пожилым людям и людям с инвалидностью, развитие инклюзивного волонтерства в студенческой среде и другие. Победители станут известны до конца года.
Проект АСИ «Открыто для всех» помогает популяризировать успешные инклюзивные практики и проинформировать компании о современных трендах и вариантах развития инклюзии в бизнесе, чтобы повысить объемы продаж, соблюсти требования законодательства, продемонстрировать социальную ответственность и привлечь новых партнеров со схожими ценностями.
Например, один из лидерских проектов сообщества и Агентства, «Persona Talent», помогает определить таланты человека и построения персональных карьерно-образовательных траекторий детей и людей с инвалидностью. С помощью квалифицированного нейропрофайлинга предоставляются верифицированные данные о когнитивных талантах человека, сильных и слабых сторонах личности, склонностях к видам занятости, моделях поведения, мотивациях и стимулах.
«Страну меняют люди» – не просто проект, а система ценностей, определяющих единую политику Агентства и его партнеров по продвижению проектов и инициатив, способствующих положительным изменениям в стране, укреплению суверенитета, повышению качества жизни граждан. Это "сборник" историй лидеров самых ярких проектов, которые поддерживает Агентство стратегических инициатив в рамках направлений: «Технологии и предпринимательство», «Качество жизни», «Образование и кадры», «Экология», «Креативные индустрии». Ядром многих ключевых изменений является человек и его идея. Поэтому, помимо помощи в снятии административных барьеров, тиражировании продуктов в регионах и на предприятиях, стратегического консалтинга, поиска партнеров и инвесторов, АСИ популяризирует авторов проектов. Повысить узнаваемость лидеров – в числе важных задач Агентства.
Источник: Пресс-служба АСИ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.