Вопросы психологической помощи участникам СВО и их семьям обсудили на всероссийской конференции

02.11.2024 202

31 октября в Уральском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции».

В мероприятии приняли участие более 300 человек, среди них студенты УрГПУ (институт психологии, институт иностранных языков, институт общественных наук и др.), представители научного сообщества и психологических служб из Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы и Московской области, Самары и Самарской области, Мелитополя и других регионов России. Мероприятие началось с Гимна Российской Федерации. С приветственным словом к участникам обратился и. о. ректора УрГПУ Юрий Биктуганов.

- Ранее, как министр образования и молодежной политики Свердловской области, на территории нашего региона я сталкивался с разными проблемами, связанными с детьми участников СВО. Как помочь им? Как урегулировать отношения между сверстниками? Какие конфликты на этой почве возникают? Эта тема сегодня очень важна для всех нас, живущих в суверенном государстве, которое строит суверенную систему образования. Современное поколение педагогов уже сейчас оказывает всестороннюю поддержку семьям участников СВО, которые, не жалея жизни, защищают наше государство, культуру и ценности. И тема взаимоотношений с детьми участников СВО является сейчас одной из самых актуальных, ведь дети – это наше будущее. Сегодня наш университет приглашает всех познакомиться с теми, кто реально помогает семьям участников СВО, узнать, на каком уровне выстроена их работа, какова в этом роль общественных организаций, наших психологов и волонтеров, которые могут быть полезными в данной области. Желаю, чтобы это событие стало значимым для каждого из нас, – отметил Юрий Иванович.

Фото - uspu.ru

Заместитель военного комиссара Свердловской области, полковник, ветеран боевых действий в Сирийской Арабской Республике, ветеран СВО, кавалер ордена Мужества, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени Алексей Жуков в своем приветствии отметил, что до службы в военкомате он прошел все командные должности, начиная от командира взвода до командира полка. В должности командира полка он принимал участие в специальной военной операции.

- Я не понаслышке знаю, каково солдату, обычному бойцу в окопе в ходе ведения боевых действий. Я знаю, через что он проходит, что испытывает психологически и какой он возвращается домой, в общество. К сожалению, вынужден констатировать, что война – это не парад красивых танков, война – это прежде всего насилие. И ветеран боевых действий, пропустив все это через себя, перешагивая через изувеченные тела противника, наблюдая, как гибнут его товарищи, возвращается с этой картиной мира обратно в общество.

В развитых странах есть целая программа по реабилитации военнослужащих, ветеранов боевых действий, за каждым закрепляется психолог. В нашей стране еще есть, над чем работать в данном направлении. Военнослужащий возвращается, в большинстве случаев имея, кроме психологических расстройств, называемых посттравматическим стрессовым расстройством, еще и физические увечья, навсегда изменяющие его образ жизни. Я сам это испытал, не имея возможности больше года двигаться нормально, а сейчас стою перед вами с протезом внутри. Для меня больше недоступны многие спортивные занятия. Очень много моих подчиненных утратило части тела, но благодаря фондам и системе здравоохранения Министерства обороны РФ они протезированы. Сейчас мы пытаемся вернуть их к нормальной жизни.

Фото - uspu.ru

И здесь очень важна роль психологических служб. От того, насколько регулярно и продуктивно вы будете практически работать с семьями военнослужащих, зависит уровень их адаптации и социализации в обществе, что обеспечит и его стабильность, и стабильность государства в целом. Желаю, чтобы наша конференция перешла в практическую плоскость, в которой я вам желаю больших успехов. Вы инженеры человеческой психики, сейчас от вас многое зависит. Большое вам спасибо, – подчеркнул Алексей Жуков.

Заместитель руководителя филиала Государственного фонда «Защитники Отечества» в Свердловской области по медицинскому сопровождению Игорь Лишний подчеркнул, что организация психологической помощи участникам СВО и семьям погибших выделена в Фонде в отдельное направление:

«Наряду с решением социальных и медицинских вопросов, вопросов трудоустройства, психологическая помощь стоит в отдельном ряду. За время работы Фонда в Екатеринбурге за помощью к психологу обратилось более 500 человек. Из них порядка 400 – это семьи погибших, 330 человек из них – это дети, нуждающиеся в помощи. Поэтому задача, которая стоит перед вами, очень ёмкая и трудная. Я, как специалист с базовым медицинским образованием, считаю, что психологическое здоровье нации начинается с технологического здоровья ребенка. Желаю вам успехов в вашем непростом труде».

Главный внештатный педагог-психолог Свердловской области, заведующий кафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина в приветственном слове еще раз акцентировала, что конференция посвящена обсуждению вопросов, которые имеют архиважное значение для каждого из нас:

- Специальная военная операция находит отклик в сердце каждого, и она не может не оказывать прямого или косвенного влияния на тех, кто живет сегодня и будет жить завтра. Перед нами, как перед психологической службой системы образования, стоит очень важная и сложная задача – обеспечить доступную и качественную помощь членам семей участников СВО, особенно если в этих семьях есть дети. И в этом плане именно система образования обладает уникальными ресурсами и возможностями. Во-первых, на сегодняшний момент наша психологическая служба в РФ является самой многочисленной и насчитывает более 55 тыс. специалистов-психологов, поскольку мы работаем со всеми субъектами образования – начиная со ступени дошкольного образования и заканчивая ступенью высшего образования. Помимо самих обучающихся, мы работаем с их семьями, поскольку семья является полноценным и полноправным субъектом образования и активным участником образовательного процесса. А, следовательно, все то, что происходит в семье, не остается незамеченным и для системы образования и общества. По сути, мы имеем доступ к каждой конкретной семье.

Говоря о конкурентном преимуществе системы образования, мы понимаем, что с обучающимися в системе образования работают не только педагоги-психологи, но и любые другие педагогические работники. Наверное, самым близким ребенку является классный руководитель, который может наблюдать за его эмоциональным самочувствием и состоянием, который находится в прямом контакте и диалоге с родителями. И, имея определенные профессиональные компетенции, именно педагогические работники чаще всего замечают первые признаки неблагополучия или проблем в семье. А, следовательно, именно педагогические работники имеют возможность купировать эти психологические проблемы или взять их в работу на ранних стадиях.

По словам Наталии Николаевны, каждый психолог понимает ответственность, которая ложится на его плечи: «Без опоры на педагогических работников, без создания условий для развития их компетенций, которые позволяют работать с разного рода неблагоприятными психологическими состояниями, которые владеют технологиями ресурсирования, отработки навыков жизнестойкости и т.д., мы не сможем решить столь глобальную и масштабную проблему. Перед педагогическими университетами стоит огромная и ответственная задача, связанная с научно-методическим обеспечением деятельности оказания психологической помощи и сопровождения семей участников СВО. И за этим стоит колоссальный педагогический труд, который сопряжен с проведением конкретных научных исследований, потому что любые инструменты, которые мы предлагаем профессиональному сообществу должны иметь научную базу, должны быть обоснованы, проверены, осмыслены и должны показать свою эффективность».

Фото - uspu.ru

Принципиально важно в этой связи, чтобы исследования проводились здесь и сейчас на нашей выборке, поскольку далеко не всегда объективная ситуация выглядит тем образом, какой она описана в известных учебниках. На базе полученных научных исследовательских данных педагогам-психологам предстоит разработать и апробировать эффективные инструменты.

- Нам принципиально важно обеспечить условия и разработать такие программы, при которых современные педагоги и педагоги-психологи будут готовы оказывать помощь каждому ребенку, будут видеть ситуацию, требующую вмешательства. И самое главное, мы должны обеспечить этими инструментами вас, будущих педагогов, педагогов-психологов, с тем чтобы завтра, приходя в образовательную организацию, вы были готовы к решению этих сложных задач. Конечно, только научное сообщество не способно в полной мере оценить и разработать технологии, поэтому мы очень плотно сотрудничаем с нашим профессиональным практическим сообществом – с Психологической службой системы образования, в которой сегодня в Свердловской области работает более 2000 специалистов высочайшего уровня. Именно в коллаборации с ними мы отрабатываем и оттачиваем эффективные инструменты, технологии методы психологической помощи. Уверена, мы сможем оказать поддержку нашим семьям и на уровне региона, а также сможем распространять и тиражировать наш опыт для эффективной реализации помощи всем семьям участников (ветеранов) СВО на территории РФ, – подчеркнула Наталия Васягина.

Далее Наталия Николаевна пригласила Юрия Ивановича для вручения диплома кандидата психологических наук нашему партнеру, выпускнику и аспиранту, заместителю директора Екатеринбургского филиала центра «ЛАДО» Наталье Шемпелевой, которая успешно защитила диссертацию по педагогической психологии.

Сегодняшняя конференция посвящена анализу и обсуждению проблем психологической помощи семьям участников и ветеранов специальной военной операции, обсуждению актуальных тенденций и перспектив развития семьи и личности в современных социальных условиях, обмену опытом и передовыми технологиями в области психолого-педагогического сопровождения и помощи семье и личности в сложных жизненных ситуациях.

Основными направлениями работы конференции стали:

- ценностно-смысловые основы психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО;

- теоретические и методологические проблемы психолого-педагогической помощи в трудных жизненных ситуациях в образовании;

- нравственно-аксиологический потенциал семьи, в том числе семей участников (ветеранов) СВО;

- методы и технологии психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО;

- подготовка специалистов – психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов по оказанию психологической помощи семьям участников (ветеранов) СВО в образовании;

- работа с семьями участников (ветеранов) СВО в социальной сфере.

В ходе пленарного заседания с докладом выступила исполнительный директор Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области – Ассоциация СО НКО Свердловской области (г. Екатеринбург) Светлана Глазкова, которая рассказала о создании Портала помощи ветеранам боевых действий и личном кабинете участника боевых действий и членов их семей, которые призваны стать единой точкой входа и помощи в адаптации к условиям мирной жизни.

О семье как ресурсе адаптации и жизнестойкости студентов-свидетелей боевых действий рассказали доценты кафедры психологии образования УрГПУ, кандидаты психологических наук Ксения Адушкина и Елена Григорян. Ученые представили результаты исследования, проведенного среди студентов Херсонского государственного педагогического университета, переселенных с родных территорий вследствие ведения боевых действий, вынужденный характер миграции которых совпал с началом обучения в вузе.

Опыт психологической поддержки семей участников СВО в системе образования Свердловской области представила Наталья Шемпелева, кандидат психологических наук, заместитель директора ГБУ СО «ЦППМСП «ЛАДО» (г. Екатеринбург). Доклады ученых УрГПУ также были посвящены актуальным вопросам. О специфике оказания экстренной психологической помощи в образовательной организации рассказала Елена Баринова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования. Систему психологической помощи и поддержки участников (ветеранов) специальной военной операции и их семей в педагогическом университете представила Екатерина Мазурчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования. О психологическом сопровождении обучающихся, переживающих кризисное состояние в условиях образовательной организации, рассказала Юлия Водяха, кандидат психологических наук, доцент УрГПУ.

Далее прошли мастер-классы. Директор Центра социализации и поддержки обучающихся УрГПУ Галина Халикова представила мастер-класс, где обсуждались вопросы, связанные с эмоциональным интеллектом – в каких сферах он важен, как он проявляется и на что он влияет. Кроме того, спикер подискутировала на тему, какие бывают эмоции – положительные и отрицательные, провела практику по квадрату настроения, где непосредственно разобрала, чем значима каждая эмоция и как важно ими управлять, как нужно попадать в тот или иной квадрат настроения, который отвечает за определенные эмоции и чем они полезны в разных сферах и видах деятельности. Также обсудили, для чего вообще эмоции необходимы человеку и какие вопросы необходимо задавать для того, чтобы повышать уровень осознанности и развивать эмоциональный интеллект, когда мы испытываем ту или иную эмоцию. «Например, если мы испытываем агрессию, важно задавать себе вопрос – что я пытаюсь сохранить. Если мы испытываем страх, то необходимо задать вопрос – в чем мне нужна безопасность. Потому что эмоции – это источник информации, они помогают нам думать, а также это ключ к правильному принятию решений, поэтому, прежде чем сделать выбор, необходимо понять, какой источник информации сейчас эта эмоция нам несет», – отметила Галина Халикова.

Приемы эмоциональной поддержки детей в кризисной ситуации обсудили на мастер-классе Нины Мазурчук, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и педагогической компаративистики, и Екатерины Мазурчук, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии образования Уральского педуниверситета. Спикеры подробно рассмотрели понятие семьи, факторы риска и эмоциональной стабильности ребенка, разобрали его режим дня и приемы, способствующие повышению его эмоциональной устойчивости, отдельно остановились на кризисных состояниях. Озвученные приемы эмоциональной поддержки детей отработали в ходе интерактива с участниками встречи.

Фото - uspu.ru

Мастер-класс «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников СВО: повышение жизнестойкости» провела педагог-психолог ГБУ СО ЦППМСП «ЛАДО» Ольга Селькова. Тема была рассмотрена в контексте повышения жизнестойкости детей-подростков, которые столкнулись с переживанием стрессовой реакции из-за участия их близких в СВО. В частности, были рассмотрены принципы позитивной психотерапии, позитивного мышления и этапы помощи таким детям.

Первый принцип – принцип надежды дает человеку понимание положительных составляющих любой ситуации в более широком контексте.

«И здесь очень важно расширять у таких детей восприятие кризисной ситуации, смотреть на нее не только с негативной стороны, но и искать в ней что-то позитивное, новый опыт понимания себя, этап развития», – подчеркнула Ольга Николаевна.

Следующий принцип – это принцип баланса четырёх сфер жизни человека, при котором внутренний конфликт понимается не только с точки зрения негатива, но и как способ развития определенных сторон личности.

«Умение найти баланс между чувствами и деятельностью, социальной активностью и достижениями – это как раз то, что помогает детям легче справиться со стрессом, с которым они столкнулись», – отметила Ольга Селькова.

Третий принцип – принцип развития, который связан с умением трансформироваться с учётом новой ситуации. И здесь важно научить детей 5-ти шагам самопомощи, которые будут способствовать поиску выхода из стрессового состояния и самим справляться с кризисными ситуациями, повышая свою жизнестойкость. Кроме того, говорили о контроле и управлении своим состоянием: каким образом можно понимать границы своих возможностей; как можно правильно распределять ресурсы; каким образом можно влиять на свое состояние в любой ситуации стресса, и особенно такой, которая затрагивает большое количество людей в нашей стране. Поговорили также про вовлеченность, так как для детей очень важно сохранить свои интересы и мотивацию на деятельность, несмотря на стрессовость ситуации, чтобы дальше продолжать развиваться. Обсудили, как с детьми поколения Z и альфа находить ответы на волнующие их вопросы – почему военный конфликт случился, зачем папа туда ушел, как можно переживать стрессовые эмоции и т. д. «С этими детьми обязательно нужно говорить о будущем, в том числе обсуждать его и ставить цели – на ближайшее или более отдаленное время. Это то, что помогает детям повысить устойчивость в такой сложной ситуации», – заключила Ольга Николаевна.

Всероссийская конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции» – первая по данной проблематике, но мы уверены, что цикл таких встреч станет регулярным и, конечно, привлечет внимание к решению проблем не только преподавателей и профессионалов данной области, но и студентов, поскольку они – будущее нашей страны.

 

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*