На конференции в Технопарке УрГПУ обсудили актуальные вопросы инклюзивного образования

01.11.2024 224

28-29 октября в Технопарке Уральского государственного педагогического университета прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного общего образования», организованная университетом совместно с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, ГБОУ «Речевой центр», региональным ресурсным центром по развитию системы сопровождения детей с РАС на территории Свердловской области. Конференция направлена на решение задачи развития практики инклюзивного образования.

Обращаясь со словами приветствия к участникам конференции, и.о. ректора УрГПУ Юрий Биктуганов отметил важную роль УрГПУ в подготовке высокопрофессиональных кадров для инклюзивного образования.

Фото - Медиацентр УрГПУ

Светлана Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, познакомила со статистическими данными в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью. С 2016 года наблюдается рост количества обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, детей с ЗПР и РАС. Так, в 2016-2017 гг. инклюзивное образование получали в области 8283 ребенка с ОВЗ, в 2023-2024 — 20264.

Анна Федосеева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП» (Москва), рассказала коллегам о результатах практико-ориентированных исследований, проведенных Институтом коррекционной педагогики, а также о методических разработках в области образования и психолого-педагогической абилитации детей с ЗПР. Спикер представила основные направления разработок лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, познакомила с психолого-педагогической дифференциацией вариантов развития детей с ЗПР. Такая типология нужна для определения образовательного маршрута ребенка и необходимых ему условий образовательной среды.

Участники конференции выразили опасения, связанные со сложностями работы в классе, где наряду с нормотипичными детьми учатся дети с ЗПР. Спикер высказала мнение, что это вопрос готовности педагога и отметила, что современная ситуация инклюзивного образования требует от педагога духовного подвига принятия.

Фото - Медиацентр УрГПУ

В выступлении Анны Федосеевой затрагивались также такие важные вопросы как особые образовательные потребности детей с ЗПР, формирование у детей саморегуляции, жизненных компетенций. Интересно, что согласно опросу, проведенному среди родителей и педагогов, выяснилось, что их представления о важности тех или иных жизненных компетенций и элементов социализации не всегда совпадают. Например, навыки ухода за собой считают необходимым развивать и педагоги, и родители, а вот высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, отстаивать свою позицию — этот навык хотят видеть у своих детей родители, а вот педагоги ставят его на последнее место.

Особенно острой оказалась, по результатам исследования, проблема формирования навыка обращаться за помощью к взрослым, проблема совместного посреднического действия взрослого и ребенка.

Участники конференции также узнали о том, что согласно исследованию, наиболее востребованы у родителей детей с ОВЗ учебно-методические материалы с описанием типичных трудностей в формировании навыков из сферы жизненных компетенций, а педагогам нужнее всего методические разработки комплексных заданий с разным уровнем трудности.

Ирина Вечканова, начальник отдела проектной деятельности федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (Санкт-Петербург), опытный логопед, дефектолог, педагог-психолог для детей с нарушениями речи, детей с проблемами в интеллектуальном развитии, обсудила с коллегами традиционные и инновационные подходы в современном дошкольном образовании детей с ЗПР.

Фото - Медиацентр УрГПУ

29 октября ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП» (Москва) Ольга Грибова в своем выступлении говорила об особенностях российской логопедии, раскрыла особенности двух вариантов программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, объяснила, какие факторы нужно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения таких детей, как создать специальные условия для их обучения.

Ольга Евгеньевна призвала коллег не тянуть с присвоением детям статуса ТНР и разъяснять родителям его преимущества — в частности, получение права на бесплатную логопедическую помощь в школе.

— Чем раньше ребенок попадет в руки специалистов, тем эффективнее будет работа с ним, — отметила спикер.

Отдельно Ольга Грибова затронула тему популярных методик «запуска речи», которые, по ее мнению, являются профанацией настоящей логопедической работы с детьми.

— Это механистический подход к коррекции речи. Речь — это высшая психическая функция, которая требует развития и обучения на базе тех психических процессов, которые у ребенка заложены. Это всегда развитие, поэтапное, систематическое, с знанием того, как это формируется в норме.

Фото - Медиацентр УрГПУ

Интересной для специалистов была информация о том, какие специальные условия нужно создавать школьникам с ТНР для проведения текущей и промежуточной аттестации.

Татьяна Кошечкина, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП» (Москва), подробно, на живых примерах из практики, в диалоге с залом, разъяснила каждый пункт из длинного перечня целевых ориентиров на этапе освоения адаптированной программы дошкольного образования для детей с ТНР.

На конференции также выступили с мастер-классами логопеды коррекционных школ из Республики Башкортостан (г. Бирск) Ирина Горбунова и Наталья Юрьева, педагог-психолог из Верхнего Тагила Анастасия Гаренских.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*